Как площадь Свободы в Витебске получила своё название и как ещё она могла называться

21 апреля 2024 в 06:00
Поделиться
Класснуть
Отправить

Мы уже рассказывали о том, как 50 лет назад получил своё нынешнее название Московский проспект. Но были в истории Витебска и куда более необычные переименования улиц.

Вообще, имена многих городских магистралей хранят не одну загадку. Даже те, к которым мы давно привыкли и считаем чем-то само собой разумеющимся для Витебска.

Площадь Свободы в 1960-е годы. Из фотоальбома Витебск (1966 год)

Необычна история переименований площади Свободы — центральной и главной площади Витебска. Сейчас она больше напоминает автостоянку и транспортную развязку, но многие старожилы помнят старинные здания и известный в городе «дом с аптекой» в начале проспекта Фрунзе, снесенные ровно 40 лет назад — 14 марта 1984 года.

Площадь Свободы. Фото Сергея Мартиновича

Долгое время, до апреля 1957 года, центром площади Свободы был Николаевский кафедральный собор (изначально — костёл святого Иосифа), по которому площадь называлась Соборной (также в XIX — начале ХХ века ее называли Николаевской).

Современное название площадь Свободы получила накануне празднования первой годовщины Октябрьской революции в начале ноября 1918 года. Окончательно названия были закреплены в начале 1919 года.

Вот что писала об этом массовом переименовании газета «Витебский листок» 6 ноября 1918 года:

«По случаю праздника годовщины Октябрьской революции переименовываются следующие витебские улицы: Суворовская — Володарская, Дворцовая — Советская, Офицерская и Воропаевская — Урицкая, Малая и Большая Богословская улица — Коммунистическая, Воскресенская и Духовская — Бухаринская, Большая и Малая Мещанская — Большая и Малая Гражданская, Генеральская — Красноармейская, площади Орловская — Красноармейская, Соборная — площадь Свободы, Сенной бульвар — Пролетарский, сад Елаги — Коммуна».

Советская улица, переименованная в 1918 году. Фото Сергея Мартиновича

Некоторые из переименованных в конце 1918 года улиц до настоящего времени носят эти названия — Советская, улица Урицкого, Коммунистическая. Улице Володарской в 1950 году было возвращено имя Суворова, а Большая Гражданская стала улицей Герцена. Пролетарский бульвар — это современная улица Богдана Хмельницкого, Бухаринская — улица Марка Шагала, а сад «Коммуна» — Парк железнодорожников. Красноармейской улицы и площади в современном Витебске нет — на их месте сейчас улица Космонавтов.

Март 1984 года. Снос домов на площади Свободы. Из архива Александра Вантеева

Площадь Свободы также сохранила свое имя, но она могла называться и по-другому.

В фондах Витебского областного краеведческого музея хранится интересный документ — «Журнал торжественного заседания Витебской Городской Думы 28 ноября 1917 года, посвященного Учредительному собранию». Впервые об этом документе рассказала заведующая отделом истории музея Ольга Акуневич на страницах газеты «Витьбичи» 17 декабря 1992 года, но вплоть до настоящего времени он остается малоизвестным.

28 ноября (11 декабря) 1917 года в Петрограде должно было открыться Учредительное собрание — первый в новой истории России парламент, в избрании которого участвовало всё население страны. От Учредительного собрания ждали решения самых важных вопросов в жизни государства — мира с Германией и передачи крестьянам земли.

К тому времени пришедшие к власти в результате Октябрьской революции большевички уже начали проводить эти и другие преобразования, тем не менее, выборы в Учредительное собрание были проведены. По Витебской губернии большевики одержали победу, за них проголосовало более половины избирателей (на втором месте были эсеры). В целом же по стране эсеровские кандидаты — главные конкуренты большевиков — набрали большинство, в результате открытие Учредительного собрания было перенесено на 5 (18) января 1918 года, а затем оно и вовсе было разогнано.

В самом Витебске в конце 1917 года, помимо органов Советской власти, действовал еще и «старый» орган — Городская дума, заседавший в городской ратуше. На заседании 28 ноября 1917 года, открывшемся под звуки «Марсельезы» в 14.30, присутствовали представители 13 действовавших тогда партий, общественных организаций и групп населения (социал-демократы, эсеры, Бунд и еврейские организации, профсоюзы, крестьяне и другие).

От имени городского головы присутствовавший на заседании товарищ Абморщев предложил в честь важного исторического события переименовать Соборную площадь Витебска в площадь Учредительного собрания, а Смоленскую улицу — в улицу 28 ноября. Также поступило предложение воздвигнуть в честь Учредительного собрания памятную колонну, а из городских средств выделить 100 тысяч рублей на основание Дворца Свободы. Предложения были приняты собравшимися единогласно.

Смоленская улица (современная улица Ленина) на открытках начала ХХ века

Таким образом, некоторое время в 1917 году площадь Свободы называлась площадью Учредительного собрания. Сама Городская дума просуществовала после переименования недолго и была распущена 2 января 1918 года. Название площади также не прижилось — в ноябре 1918 года советские власти переименовывали Соборную площадь, а не площадь Учредительного собрания.

Что касается Смоленской улицы, ставшей в 1917 году улицей 28 ноября, то и здесь переименование, фактически, не состоялось. В начале ноября 1922 года, к 5-летию Октябрьской революции, улице Смоленской во второй раз дали новое имя — она стала улицей Ленина.

Долгое время так называлась только часть нынешней главной городской магистрали — от площади Свободы до нынешней площади Ленина. В 1950 году к улице был присоединен небольшой участок до Смоленской площади — бывшая Красная (Грязная) улица.

Улица Ленина, бывшая Смоленская. Фото Сергея Мартиновича

А 31 декабря 1961 года улица Ленина была продлена в два раза — в её состав включили улицу Гоголевскую (между теперешними площадями Свободы и Победы). В таком виде названия дошли до сегодняшнего дня.

Автор: Сергей Мартинович

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

49 комментариев
Aleksei81
21 апреля 2024 в 06:08
Афигеть... Времена были! Кстати, смотришь на первое фото 1966 и совсем не узнаешь пейзаж, а ведь времени-то прошло, кажется... Спасибо, Сергей!
Про дом с аптекой впервые слышу, м.б. о ней будет следующая история?
Елена Малышева
21 апреля 2024 в 13:53 ответ Aleksei81
Aleksei81, как это впервые слышите про дом с аптекой?! Про него уже столько писано-сказано, что даже молодежь знает. Не знакомы с вами, Алексей. А вы, оказывается, молодой человек. Я в этой аптеке даже внутри была. Сейчас почувствовал себя питекантропом. Она знаменита тем, что была чуть ли не первой аптекой в Белоруссии, как тогда называли нашу местность (страны тогда такой не было, т.к. все это было Российской империей, но это уже было до меня. Вы же это поняли, надеюсь?).
LDreiser
21 апреля 2024 в 13:59 ответ Aleksei81
Aleksei81, https://vitebsk.biz/journal/project-humans/
Заходите сюда. Много о старом Витебске узнаете.
LDreiser
21 апреля 2024 в 15:57 ответ Aleksei81
Aleksei81,
Про дом с аптекой впервые слышу, м.б. о ней будет следующая история?
==============================
История, и объемная, уже написана. Мне казалось здесь. Не нашел.😏
Возможно в Витебском курьере была.
Тоже, кстати, (возможно возраст паспрыял) помню этот дом, аптеку. Там еще и фарм факультет меда находился. Кончалась лекция - прямо гурьбой в белых халатах вываливались на тротар Фрунзе...
LDreiser
21 апреля 2024 в 16:05 ответ Aleksei81
Aleksei81,
LDreiser
21 апреля 2024 в 16:16 ответ Aleksei81
Aleksei81,
вываливались на тротар Фрунзе...
========================

Так, как здесь.

Валерия Фризен
21 апреля 2024 в 09:33
Как всегда читала с открытым ртом.
Спасибо!
Елена Малышева
21 апреля 2024 в 14:09
Вплоть до 30-х годов, до начала разрушения храмов, наш город был очень красив. Моя бабушка рассказывала с восторгом, как красив был Витебск, она жила до войны прямо в доме, который примыкал к костелу святого Антония на против Каланчи. Надо было видеть в эти минуты ее лицо, когда она рассказывала... Мне, пионерке, не был понятен ее восторг. А она не любила приезжать в город после войны, только по необходимости, и скорее назад, к себе в деревню, в которую они уехали с началом войны, спасая детей. Ей тяжело было смотреть на то, что осталось от того красивого города. Теперь я понимаю ее. Я понимаю, почему Марк Шагал отказался приехать в родной горд. Рассказали, что в 70-х где-то годах, он был в Москве по приглашению, и ему предложили посетить его родной Витебск, он сначала согласился с радостью, а наутро отказался. И правильно сделал. Ничего не вернуть. Не тот это был уже Витебск. Представляю его разочарование, если бы приехал.
Karl
21 апреля 2024 в 14:26 ответ Елена Малышева
Елена, к сожалению. Комуняки уничтожили в Витебске всё.
Aleksei81
21 апреля 2024 в 14:41 ответ Елена Малышева
Елена, эту историю слышал, да... А вот про дом с аптекой.... Я чаще про дома с привидениями сториз собираю!)))
Елена Малышева
21 апреля 2024 в 15:25 ответ Aleksei81
Aleksei81, я хорошо помню те дома, вместо которых теперь клумбы с зеленым роялем. Мне было 17 лет, когда их разрушали (хорошо, что меня тогда не было в городе и я не видела сам процесс). А ведь это было самым бойким местом в городе: перед ними как раз была трамвайная остановка. На площади Свободы был трамвайный перекресток. Трамваи шли по всей Ленина и с Фрунзе на вокзал и дальше. На площади свободы они поворачивали во все стороны... Остановки, пассажиры, здесь был фарм. факультет медицинского, бегали студенты в белых халатах, аптека с очень красивой старинной мебелью внутри, кафе со стеклянными стенами, за ним за углом был цветочный рынок, где мы покупали цветы учителям. Так и жители этих самых домов еще. Мне казалось, что столько народу там толкалось... Прям жизнь кипела. Зимой городской каток манил огнями и музыкой. Теперь там жизнь только во время фестиваля.
LDreiser
21 апреля 2024 в 16:40 ответ Елена Малышева
Елена, Не тот это был уже Витебск. Представляю его разочарование, если бы приехал.

Ответить Вы абсолютно правы. Да, в 1973 был по приглашению Минкультуры СССР. Москва, Ленинград.

" ....во время визита в СССР Марк Шагал дал одно-единственное интервью — искусствоведу Александру Каменскому. Эта беседа, возможно, и дает ответ на вопрос, почему же Шагал так и не заехал в свой любимый Витебск. Вот что тогда сказал художник:
«Я безгранично люблю свой родной Витебск не просто потому, что там я на всю жизнь обрел краску своего искусства… После долгих колебаний я отказался сейчас ехать в Витебск, хотя вспоминаю о нем всю жизнь. Поэтому и отказался, что вспоминаю. Ведь там, наверное, я увидел бы иную обстановку, чем та, которую я помню, иную жизнь. Это было бы для меня тяжелым ударом. Как тяжко навсегда расставаться со своим прошлым!»

LDreiser
21 апреля 2024 в 17:00 ответ Елена Малышева

Елена,

"Марк Шагал обожал Витебск. Вряд ли во всем мире найдется белорус, который любил бы этот город так, как он."

«Там десятки, сотни синагог, мясных лавок, прохожих. Разве это Россия? Это только мой родной город, куда я опять возвращался. И с каким волнением!» 

В 1944 году он написал трогательное письмо «Моему городу Витебску», пронизанное любовью и тоской по родине:

«Я очень давно не видел тебя, мой милый город, не получал весточки о тебе, не говорил с твоими облаками, не прислонялся к твоим заборам. Как бесприютный бродяга, я все эти годы лишь хранил твое дыхание в своих картинах — и так разговаривал с тобой, переносился к тебе в мечтах… Я жил вдали от тебя, но в каждой моей картине чувствуется твое дыхание, каждая из них навевает воспоминание о тебе…»
Это лучшее, что я слышал о своем городе. Вернее, ЕГО городе. Не ставшего, на жаль, моим.😏

LDreiser
21 апреля 2024 в 17:03 ответ Елена Малышева
Елена,
Прошу прощения за многословие, но как же, говоря о Шагале и Витебске не вспомнить это. От Рождественского:
Он стар и похож на свое одиночество.
Ему рассуждать о погоде не хочется.
Он сразу с вопроса:
«А Вы не из Витебска?..» —
Пиджак старомодный на лацканах вытерся…
«Нет, я не из Витебска…» —
Долгая пауза.
А после — слова монотонно и пасмурно:
«Тружусь и хвораю…
В Венеции выставка…
Так Вы не из Витебска?..»
«Нет, не из Витебска…»
Он в сторону смотрит.
Не слышит, не слышит.
Какой-то нездешней далекостью дышит,
пытаясь до детства дотронуться бережно…
И нету ни Канн, ни Лазурного берега,
ни нынешней славы…
Светло и растерянно
он тянется к Витебску, словно растение…
Тот Витебск его — пропыленный и жаркий —
приколот к земле каланчою пожарной.
Там свадьбы и смерти, моленья и ярмарки.
Там зреют особенно крупные яблоки,
и сонный извозчик по площади катит…
«А Вы не из Витебска?..».
Он замолкает.
И вдруг произносит, как самое-самое,
названия улиц:
Смоленская,
Замковая.
Как Волгою, хвастает Видьбой-рекою
и машет
по-детски прозрачной рукою…
«Так Вы не из Витебска…»
Надо прощаться.
Прощаться.
Скорее домой возвращаться…
Деревья стоят вдоль дороги навытяжку.
Темнеет…
И жалко, что я не из Витебска.
Aleksei81
21 апреля 2024 в 17:28 ответ Елена Малышева
Елена, нет, вот честно... Не фига не знал, не помню... Что-то ушло из памяти)))...
А вообще, взять много кого из наших читателей-комментаторов, и каждый многое бы мог рассказать о домах и дворах своей памяти! Был бы целый блог!
Елена Малышева
21 апреля 2024 в 19:48 ответ LDreiser
LDreiser, Ах, спасибо вам за ссылку на это интервью Марка Шагала. Представьте, я о нем, кажется, не слышала. Просто знала факт, что оказался от визита на малую родину. А почему, предположила сама, и угадала.
grandmaus
22 апреля 2024 в 09:15 ответ Елена Малышева
Елена, он не отказался - его не пустили в Витебск. И его троюродному брату намекнули, что с Шагалом встречаться не стоит
Karl
21 апреля 2024 в 14:27
На Советской надо убрать будку (ребро), которая портит весь вид улицы. Кто только разрешает устанавливать эти убожества?
Елена Малышева
21 апреля 2024 в 14:29
Некоторые старые названия очень красивые. Узнала, что теперешняя улица Энгельса раньше называлась Богоявленской. Как красиво! По имени храма, который та был. А теперь Энгельса. Недоумение.
LDreiser
21 апреля 2024 в 15:27 ответ Елена Малышева

Елена,

Елена Малышева
21 апреля 2024 в 15:39 ответ LDreiser
LDreiser, спасибо. Потрясающе. Как удалось уцелеть этому документу в столь трудной нашей истории?! Этому листку больше 100 лет! Решили строить новый мир, а вместо этого переименовали старый. Как просто.
LDreiser
21 апреля 2024 в 15:45 ответ Елена Малышева
Елена, Вот она слева от царквы. Тут же рядом на берегу стояла Богоявленская (она же Симеоновская) царква. Окончательно разрушена в войну. Сейчас на ее месте дома 37, 37/1 по Ильинского. У Борисенкова есть хорошая реконструкция этого места.

На фото также видно здание где сейчас находится ЖУ5 - одно из старейших (и чудом сохранившееся) зданий Витебска - конец 19 века. Виден также купол Батальоной царквы и не видна кирха. Это на пересечении сегодняших комсомольской (НижнеПетровская) и сов. Армии(Никольская)

LDreiser
21 апреля 2024 в 16:09 ответ Елена Малышева

Елена, Это Борисенков

Aleksei81
21 апреля 2024 в 17:26 ответ LDreiser
LDreiser, ага, СМ, вот Вы себя и проявили в комментах! ) С Борисенковым, как автором работ о Витебске и его хрониках, знаком, и очень жаль, что с ним так обошлись, с его выставками и прочее... Уникальные экспозиции! Увидеть можно только в "андеграунде)... Я думаю, понимаете, о чем я
LDreiser
21 апреля 2024 в 17:40 ответ Aleksei81
Aleksei81,
СМ? 🤔
Aleksei81
21 апреля 2024 в 17:50 ответ LDreiser
LDreiser, Сергей Мартинович?
LDreiser
21 апреля 2024 в 17:57 ответ Aleksei81
Aleksei81,
Спасибо за "доверие", но... Памылка😏
Aleksei81
21 апреля 2024 в 18:43 ответ LDreiser
LDreiser,
Так Вы не СМ?
Смотрю в монитор, ожидая ответа...
Нет, не СМ...
Отвечают мне скупо...
Значит, ошибка, но он не СМ...
Констатирую следом...
Нет, не СМ

Подтверждают мне в след...

Неплохо вышло, да?

LDreiser
21 апреля 2024 в 18:52 ответ Aleksei81
Aleksei81,
Это перекличка с Рождественским (Так вы не из Витебска?)?
Честно говоря, не уразило😏 Надо работать над "произношением"😌
Aleksei81
21 апреля 2024 в 18:58 ответ LDreiser
LDreiser, да это я... Шутя! ))
Но Вы многое знаете о Витебске, я вижу... Может быть, истории Ваши будут интересны в виде отдельного поста, чем в комментах? Просим...
Елена Малышева
21 апреля 2024 в 19:52 ответ LDreiser
LDreiser, красивый был храм. И понятно стало, откуда этот насыпной выдающийся вперед холм на берегу Двины. И даже береговая линия красивая, без кустов, которыми сейчас зарос берег, как в деревне.
LDreiser
21 апреля 2024 в 20:58 ответ Aleksei81
Aleksei81,
да это я... Шутя! ))
===============
Я тоже. С надеждой😊
VicJn
21 апреля 2024 в 17:54
Лишний повод для раздумий, нужно ли восстанавливать те храмы и здания на пл. Свободы и напротив ратуши или оставить в прошлом на фото... А вопрос не простой.
LDreiser
21 апреля 2024 в 18:03 ответ VicJn
VicJn,
На мой розум, надо восстанавливаить души. Уважение к своей истории.
Помогут в этом восстановленные здания или, наоборот, восстановленные здания помогут восстановлению душ? Для меня это вопрос без ответа. Возможно это параллельный процесс.
Елена Малышева
21 апреля 2024 в 19:56 ответ VicJn
VicJn, для меня ответ прост - надо восстанавливать там, где осталось место. И не потому, что я верующая, а потому, что я витеблянка. Потому что не знаю человека, кто бы пожалел о восстановлении Успенского собора, Воскресенской церкви, Покровской, Благовещенской.
Туман Окутывающий
21 апреля 2024 в 20:08 ответ Елена Малышева
Я хоть и атеист, но полностью поддерживаю ваше высказывание. Снесённые здания - это часть истории нашего города, которую нужно восстанавливать. И в целом я не поддерживаю снос церквей и храмов советской властью - у людей должен быть выбор, в какую религию им верить и верить ли вообще.
LDreiser
21 апреля 2024 в 21:47 ответ Елена Малышева
Елена,
- надо восстанавливать там, где осталось место
========================
Насколько я знаю, по мнению наших властей, как раз и не осталость места, например, для двух знаковых памятников города - Николаевский кафедральный собор (изначально костёл святого Иосифа, затем немножко побыл униатским храмом) и костел святого Антония (где сейчас три девицы, и в зной и в стужу, купаются) И это действительно лицо истории, культуры города. Есть, по-моему, и проекты. И даже грошы те же католики обещали собрать...Но... Нет места🙄
Разрушить "место" нашлось. Восстановить - оно исчезло😏
macArdRi
21 апреля 2024 в 21:52 ответ LDreiser
LDreiser, там трассировка улиц поменялась. На старом уже не получится. А переносить - это все равно что китайская реплика Эйфелевой башни в Ухани пусть и в натуральную величину. С тем же успехом его можно в Билево прстроить.
LDreiser
21 апреля 2024 в 22:50 ответ macArdRi
macArdRi,
И что здесь с "трассировкой" не так?🤔
Я больше слышал причитаний о судьбе купающихся девиц, чем о "трассировке". Хотя , поняттно, чуть подвинуться придется. Но не костел же "трассировщиков" трогал. "Они первые начали" - так мы в дестве аргументировали свои действия, когда эффективно давали отпор нападавшим.
Что касается Уханя и французов с Эйфелевой башней. Тут не до конца понял ассоциации. Кто у кого что разрушил? Эйфелевая башня - она одна. В Париже. И ни где больше. Уханьские поставили копию?Французы против? Тогда надо судиться!

И да, не надо так пренебрежительно о Билево. Там нормальные люди живут.🙄

macArdRi
22 апреля 2024 в 09:00 ответ LDreiser
LDreiser, да всё не так, например то что половину улицы Ленина перекрывает. Не, извратиться конечно можно технически но вот нафига? Меня если честно костёл, равно как и его отсутствие абсолютно не трогает. Это было давно и неправда, я его в жизни не видел. Для меня это просто очередное барокко сферическое в вакууме. Вот парк на площади Победы - это да, родное, из детства. Синий дом - тоже. Потому я был так рад, когда его снова перекрасили. Трамвай на Гагарина, частный сектор на песках и высотки в начале Кирова. Это живая история связь с которой ощущается лично. А тут - просто камни. Мёртвая история.

Так что восстановят его или нет - плевать, по мне так есть куда более важные статьи затрат для бюджета.

LDreiser
22 апреля 2024 в 09:42 ответ macArdRi
macArdRi,
плевать
========
Как говорила З. Гиппиус : Если надо обьяснять, то не надо объяснять.
Но все же. Неужели трудно понять/догадаться, что когда вы плюете в свое прошлое, то ваше будущее(а то и настоящее) обязательно плюнет (и, порой, очень смачно) в вас?! И на ваш парк на площади (который был когда-то виден и из моих окон, кстати) и на ваши высотки на Кирова (мимо которых я каждый день сейчас хожу)?
Почитай отца и мать своих. Почитай дедушек и бабушек. Почитай пра-пра-пра... Это они сотворили, а мы разрушили.
Это от них - не плюй в колодец...
macArdRi
22 апреля 2024 в 10:32 ответ LDreiser
LDreiser, А до этого костёла был например витебский замок. Может лучше его восстановить? Тоже же память. Да и прикольнее выглядеть будет. Барокко то полно, а вот средневековостей - очень мало. Или заново Ломиху насыпать. Сколько легенд связано... Такой туристический объект был бы. Чем это не память?
macArdRi
22 апреля 2024 в 10:34 ответ LDreiser
LDreiser, В общем мне восстановление парка на площади перекрывает по части памяти 10 восстановленных церквей из такой глубины веков, что прадеды ещё забыть успели. В конце концов пишкт, что люди тут с конца ледника селиться начали, вон сколько всего исчезло и даже памяти не осталось. А мы как то жили раньше и сейчас живём не помня о почитании прапрапрапра...дедов своих из ещё доиндоевропейского населения этих мест.
Елена Малышева
22 апреля 2024 в 14:16 ответ LDreiser
LDreiser, Я полностью с вами согласна. И еще добавлю: обидно, что сносили то наши архитектурные памятники при жизни людей, которые еще живы, и помнят, как они выглядели. Николаевский собор в 50-х, костел св. Антония уже в 60-е. Пытаюсь надеяться, что костел св. Антония когда-нибудь будет восстановлен, когда-нибудь придет его черед, как пришел в свое время черед для Успенского собора и Воскресенской церкви.
LDreiser
22 апреля 2024 в 15:55 ответ Елена Малышева
Елена,
Что интересно, взрывом Успенского собора в сентябре 1936года, командовал будущий генерал, диссидент и правозащиьник Петр Григоренко. Который в последствии раскаился и покаился. При этом отмечалось, что строение после взрыва рассыпалось буквально на кирпичики.
Подрывом же Николаевского собора (апрель 1957-го) руководила "женщина в чёрном коротком пальто" - специалистка из ленинградского «Взрывтреста». Тогда случилось с точностью наоборот - руины разбирали и вывозили еще два года.
VicJn
22 апреля 2024 в 21:14 ответ LDreiser
LDreiser, понимаю. Но здания эти есть культовые сооружения. Город серьёзно изменился с тех времён. Допустим, воссозданные храмы будут востребованы верующими.
Не возникнет ли проблем с встраиванием их в современное пространство? Даже если костёл Св. Антония "сдвинуть" относительно проезжей части и Николаевский собор "поставить" на площади - они ведь не просто сами по себе, а с определённой "нагрузкой" - площадки возле, а у второго вроде бы комплекс прилегающих построек. Уместятся ли они вдоль Ленина/Фрунзе, учитывая современную транспортную нагрузку..?
Можно было бы и эти самые здания на Фрунзе "воссоздать". И с этим, с одной стороны, придать площади более европейский, уютный вид, а с другой лишится привычного за десятки лет ландшафта...
Елена Малышева
22 апреля 2024 в 23:15 ответ VicJn
VicJn, Может быть вам привычен ландшафт. Может быть. Но всякий раз, вот честно, лично для меня, вид улицы Ленина с той стороны смотрится также лаконично, как беззубая улыбка. Я прям вижу эти неестественные промежутки, пустоты. Этот ландшафт искусственный. Появился в результате сноса практически всей центральной части города, вместо того, чтобы сберечь для нас, реставрировать. А вместо этого в центре древнего города ландшафт.
LDreiser
23 апреля 2024 в 12:50 ответ macArdRi
macArdRi,
восстановление парка на площади перекрывает по части памяти 10 восстановленных церквей
====================================
Неужели так трудно уразуметь, что парк сносили такие же плевальщики как вы?😏 Может другого поколения, может с другой идеологией, но "плевальщики"!
Потому и сносили, что когда-то плевали и на снос тех же церквей. Не плевали бы на церкви, не снесили бы и "ваш" парк. При этом, я не столько об исполнителях, сколько о принимавших решения.
macArdRi
23 апреля 2024 в 13:04 ответ LDreiser
LDreiser, От нас ничего не зависит. Захотят снести - снесут что угодно. Как никого не спросили с ппрком на плозади, а поставили перед фактом
\\\\Не плевали бы на церкви, не снесили бы и "ваш" парк.
в 30-50е годы, когда рушили и успенку, и николаевский и костёл? Поржал. Не плевали бы - отправились бы в солнечный Магадан, если не Анадырь. А оно надо?
То же и с восстановлением. Захотят там наверху - восстановят. Не захотят - хоть на голове ходите, будет пустырь. У нас знаете ли, даже за самовольное благоустройство палисадника у подъезда статья административная. Ибо неположено.