Распределение: несколько мыслей вслух

1 мая 2024 в 06:00
Поделиться
Класснуть
Отправить

Прочитала на портале пост о первом рабочем месте выпускников. В социальных сетях тоже постоянно видео мелькают. Ребята рассказывают, куда их отправят работать — и такие все довольные, счастливые... Искреннее надеюсь, что вся эта радость — не напускная. И у ребят всё будет хорошо.

Зачем пишу пост? Потому что в реальной жизни такого почти не видела. Ну, чтобы вот так радостно всё было. А как после отработки люди годами лечатся от депрессии и никогда не возвращаются в профессию - видела. Очень, очень, очень много раз.

Села сейчас и подсчитала. 23 человека из моего окружения и окружения ближайших знакомых честно оттрубили свои, как правило, два года. Работают дальше только трое. Один врач, теперь ведет частный приём. Ещё двое — учителя. Первая — лютый фанат своего дела. Я бы сама хотела у неё учиться. Вторая мыслит категориями «а где я ещё нужна?». Даю 99% гарантии — если она хорошо поработает с психологом, в школе её больше не увидят.

Все остальные стали менеджерами или айтишниками. И воспитатели, и учителя, и экономисты. И все как один вспоминают годы отработки как страшный сон. Многое выбивало из колеи: и рабочее место где-то очень далеко от дома, и маленькая зарплата, и откровенно потребительское отношение со стороны руководства.

В целом же хочется сказать не об этом. А о том, как у нас строится система. А ещё о том, как она строится не у нас. И почему «как не у нас» мне нравится гораздо больше.

У меня был опыт обучения здесь и не здесь. У близких знакомых тоже был. Так вот: здесь тебя сходу подсаживают на мысль, что ты кому-то должен. ВУЗу, который тебя взялся учить бесплатно, организации, которая берёт тебя на отработку. Нет, спасибо, конечно. Но мне лично куда ближе быть должным, в первую очередь, самому себе.

Очень запомнилась мне такая здешняя тема, как платные отработки. Пропустил пару — ищешь преподавателя и отрабатываешь занятие в индивидуальном порядке. В чем проблема изучить материал дома самой — мне так никто и не ответил. Говорили только, что специалистов не хватает, учиться надо прилежно. Ок, я готова, но не из-под палки. А по своему личному желанию. Которое мне тогда напрочь отбили.

А привилось оно тогда, когда с меня ничего не требовали. Хочешь учиться? Молодец! Не пришел на пару — твои проблемы. Сдал все экзамены, хотя и пропустил что-то, потому что устроился на работу? Умничка! Не сдал? Можешь быть свободен. Не хочешь учиться дальше? Никто не держит. В Старбаксе тебе будут рады. Не хочешь в Старбакс? Так учись. Нужен грант? Учись на отлично, принимай участие в жизни своего университета. Не хочешь или не можешь? Тогда плати деньги. И , главное, ты сам хоти учиться. И сам неси ответственность за все свои действия и свою дальнейшую жизнь.

У всех реально желающих учиться я проблем как-то не наблюдала. Ни с получением высоких оценок, чтобы учеба оставалось бесплатной или частично бесплатной, ни с поиском рабочих мест. Реально мотивированных ребят ещё в студенчестве пачками вербовали известные фирмы. Мой хороший знакомый, бизнесмен, тоже так делает - завел кучу знакомств в ВУЗах и всех перспективных ребят сам лично к себе зазывает.

Единственный нюанс, который нельзя не учитывать — на подготовку специалистов затрачиваются бюджетные средства. Полная и даже частичная стоимость обучения у нас по карману далеко не всем. Но вместо принудительной отработки не лучше ли строить все на реальной мотивации студентов учиться, а потом работать? И создавать для этого все условия? От человека, который чего-то хочет и видит, что его стремления ценят, пользы будет гораздо больше.

×××

Прекрасно понимаю, что в одночасье ничего не изменится. А кому-то, наверное, и так хорошо. Только, по-моему, может быть гораздо лучше.

А что думаете вы?

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

38 комментариев
Mexicanetz
1 мая 2024 в 06:33
кто выпустил аффтаршу из нарнии в реальную жизнь?
столько лютейшего бреда давно не читал
она что, реально не вдупляет за тему?
Господин Оформитель
1 мая 2024 в 06:54 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, таки родила мексиканская попочка очередную какашечку...
Господин Оформитель
1 мая 2024 в 06:53
Задача вузов (у нас) в первую очередь обеспечить специалистами пустые места в бюджетных и дотируемых предприятиях. Государству должно быть фиолетово внутреннее состояние студента или выпускника. Поступая в ВУЗ, он заключает негласное соглашение о том, что должен отработать там, где он нужен. И перед поступлением никто не скрывает какая будет зп на месте будущей работы. Пошел в пед- готовься пару лет пооаботать за 600. Или не поступай.
Другое дело на местах. Вместо того, чтобы радостно принять специалиста без опыта, обучить и создать условия для дальнейшей работы, его поессуют и гнобят. Это уже проблемы местных "царьков".
Другой момент - качество подготовки. За исключением редких вузов, выпускник почти всегда полный профан на рабочем месте. Не знаю как строят программу в Вузах, но почему-то ввпускник пед института модет не знать как реагировать на поведение детей и ид. Модет есть смысл распределение делать раньше и последний год стажировать выпускника непосредственно на предприятии или вместо заплесневелых профессоров приглашать на почасовую поедставителей предприятия.
У нас в академии был старый профессор по акушерству. На первом занятии он подробно начал расписывать как работать стеклянным осеменителем. Мы уже были после практики и напомнили, что их сняли с производства и не используют. На что нам грозно сказал, что "вот на производстве и будете учить, а здесь вы будете изучать что надо". Думаю, что сейчас подобных "динозавров" не мало.
Ну и ...
А надо ли вам это высшее? Потратить 5 лет и 2 года , чтобы потом делать ногти, штукатурить или в такси работать? Вопросов нет, если хотите быть инженером, врачом и тд.
"Учителей" у нас тьма, а знакомый уже полгода фрезеровщика найти не может. И зп выше средней, а спецов нет. Зато все вокруг с высшим образованием. Приятно когда тебя в такси возит инженер или экономист..
Алеся Полесья
1 мая 2024 в 14:05 ответ Господин Оформитель
Господин, к удивлению, учителей тоже не хватает. В некоторых из них, приходится просить вернуться древних пенсионеров, чтобы учить детей
Господин Оформитель
1 мая 2024 в 14:13 ответ Алеся Полесья
Алеся, потому что пенсионер согласен работать за прибавку к пенсии, а молодой хочет на что-то жить
Александр Иванов
1 мая 2024 в 08:11
Распределение практически никому не нужно кроме возможности заарканить молодого специалиста на 1-2 года в какую-нибудь глохомань. Все это сказки про первый опыт рабочий и т.д. Как написано в статье если ты толковый и выбрал хорошую специальность ищи себе место сам, раз выбирал эту самую специальность. То что там что-то тратится на подготовку молодого специалиста тоже все сказки, т.к потом государство в виде налогов поимеет с этого молодого специалиста гораздо в больших объемах
Валерия Фризен
1 мая 2024 в 09:27

+ никогда не понимала прикола платных отработок студентам-внебюджетникам. Бабосы уже "плочены" за все ваши семинары, лекции, практические задания, алё.

И мои все знакомые стали практически учителями-медиками-экономистами, хотя клялись и божились, что только на время "отъяботки", потом тоже было боязно куда-то уползать, мол, только в школе\поликлинике\заводе мне и место.

Господин Оформитель
1 мая 2024 в 11:27 ответ Валерия Фризен
Валерия, платные отработки ввели в 90-х. Но "отрабатывать" нужно потому как просто взять со студента деньги за пропуск нельзя. Он как бы оплачивает дополнительное время преподавателя, который с ним проводит дополнительное занятие.
Qwerty12
1 мая 2024 в 11:03
У меня опыт распределения действительно позитивный: кто находил себе рабочее место самостоятельно и приносил гарантийное письмо, тем не препятствовали отработать в желаемом месте. Кто сам работу не нашел, тех отправляли по заявкам, но с учетом мнения выпускника.
А вот у знакомой в педе была совсем другая история. Им сказали, что университет обязан обеспечить кадрами сельские школы, поэтому никакие письма приносить не имеет смысла, все поедут в деревню. Вот это жесть.
Очень нравится практика размещения информации о распределении прямо на сайте факультета. Дает понять еще до поступления, какие перспективы ждут выпускника.
Александр Иванов
1 мая 2024 в 11:43 ответ Qwerty12
Qwerty12, на моей специальности всех отправляли только в гос. организации, хотя к частнику ломилось огромное число людей, но университет четко исполнял гос. заказ.
Qwerty12
1 мая 2024 в 12:17 ответ Александр Иванов
Александр, гос организации тоже бывают неплохими, внезапно)
Моя специальность подразумевает работу в основном в госах, но у большинства специалистов в этой сфере зп средняя по области или выше. Никакой пахоты за копейки.
Александр Иванов
1 мая 2024 в 12:52 ответ Qwerty12
Qwerty12, это мой случай когда гос. организация входит в состав Министерства энергетики). ЗП, да, хорошая, но все зависит от своих личных хотелок. Когда я увольнялся из госов почти 5 лет назад зп была 2,2к. Сейчас спустя 4 года где-то такой же как и я получает 2,4-2,6
Qwerty12
1 мая 2024 в 13:36 ответ Александр Иванов
Александр, вот я об этом и говорю. Набраться опыта и связей в госах тоже неплохо, а потом иди куда хочешь. В крайнем случае, можно перевестись на заочку в последний год: и никакого распределения, и рабой хоть сейчас, где захочется.
Александр Иванов
1 мая 2024 в 14:33 ответ Qwerty12
Qwerty12, ну так зачем тогда принудительно распределять?) и через заочку уже вроде фишка не работает
Qwerty12
1 мая 2024 в 14:46 ответ Александр Иванов
Александр, чтобы плывущие по течению люди таки уехали в деревню закрывать дыры в штате.
id52891
1 мая 2024 в 18:36 ответ Qwerty12
Qwerty12, кстати... в некоторых сельских школах еще действуют старые древние советские анахронизмы - как то - уважение к учителю, уважение родителей к учителю, взаимовыручка и взаимопомощь... у меня знакомый из витебской школы пошел работать на село.. И доволен.. ведет физ-ру, труды, иногда замещает географа. По зарплате доволен... И отношение с детьми - как в большой семье.. И в случае косяка дитёнка родители становятся на сторону учителя. И учитель на селе - уважаемый и почитаемый человек.. как-то так..
Наталья Кекс
1 мая 2024 в 13:39

Полностью согласна с автором. Система образования ( средняя школа, высшая) - моя боль . Сейчас вот нахожусь на том этапе , когда моему 3-класснику неинтересно учиться , а виновата мать ...- это позиция школы )).

Свое распределение отработала в школе. И летом , когда собиралась уходить в никуда и еще работы новой не было , но оставаться в школе категорически не хотела, на меня смотрели коллеги 35+ со страхом в глазах и спрашивали : " так куда ты пойдешь ? кто тебя возьмет ? " И вот помню свои мысли : "значит точно надо бежать пока не поздно "))

id52891
1 мая 2024 в 18:31 ответ Наталья Кекс
Наталья, ну.. если Вы не привили своему ребенку желание учиться, мотивировать это желание и объяснить, зачем ребенок учится - то при чем тут школа? Школа обязана УЧИТЬ - не воспитывать, не бегать за каждым с объяснением, зачем ему нужна математика, химия или география. Задача школы - ДАТЬ знания, а как и что с ними будет делать ребенок - это уже на совести и возможностях родителей.
Mexicanetz
1 мая 2024 в 18:45 ответ id52891
id52891, мои тоже в этом возрасте не понимали. мозги более-менее встают на место после 14 лет, до этого - детство в попе играет, бессмысленно что-то объяснять
id52891
1 мая 2024 в 19:03 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, таки школа не виновата...
Mexicanetz
1 мая 2024 в 21:35 ответ id52891
id52891, таки никто не обвиняет
Наталья Кекс
2 мая 2024 в 11:03 ответ id52891
id52891, моему 3класснику неинтересно учиться - написала я, имея в виду школу. при этом он учиться дополнительно английскому языку и в компьютерной школе программирования- и там к нему и у него вопросов не возникает) А в первый класс он шел с большим оптимизмом и интересом.не получилось, не получилось...
Rebrov
1 мая 2024 в 17:29
Только в Беларусь может быть 4 мед вуза,2 из них готовят провизоров+училище фармацевтов,а врачей и провизоров/фармацевтев не хватает,вопрос где выпускники? 4 мед вуза на страну в 9 миллионов населения.
Правда тут прочитал,что зам министра здравоохранения признала,что 25% выпускников мед вузов,каком то году не доехали до интернатуры.
А вообще вот со мной работает человек, патологоанатом в прошлом.как говорит наш дорогой шеф, надо все фуры продать,и открывать частную клинику,персонал у него уже есть.
Александр Иванов
1 мая 2024 в 20:09 ответ Rebrov
Rebrov, так в айтишке такая же ситуация. В одном офисе сидели энергетик, железнодорожник, строитель, геодезист, врач-хирург, даже батюшка из бывших был. У нас еще смеялись, что с таким раскладом не надо к врачу ходить, а зайти в соседний кабинет за советом. И даигноз не хуже поставят и по стройке дельный совет дадут)
Rebrov
2 мая 2024 в 08:00 ответ Александр Иванов
Александр, это хорошо и правильно, люди идут туда где могут заработать и где нормально платят за труд, я бы и дворником прошёл работать,не вижу в этой профессии нечего плохого,дпже наоборот считаю её весьма достойно, только платите 2500 бел рублей и и буду убирать дворы.
Ну а если хотят,что бы человек работал за идею,то эти времена прошли и уже не вернуться.
id52891
1 мая 2024 в 18:32
Все остальные стали менеджерами или айтишниками - печально.... гос-ву нужны технари, а на выходе имеем лириков...
Александр Иванов
2 мая 2024 в 07:53 ответ id52891
id52891, государству нужно платить достойные деньги, тогда и технарей вагон будет
id52891
2 мая 2024 в 20:32 ответ Александр Иванов
Александр, дело в том, что пробежать стометровку за 9,58 секунды может единственный человек в мире – Усэйн Болт. Вместе со славой росли и заработки Болта. За последние 12 месяцев спринтер стал богаче на $ 20,3 млн — столько он получил в качестве призовых за победы на соревнованиях и бонусов от спонсоров.
К чему это я? А дело в том, что поставьте в конце беговой дорожки $ 20,3 млн , но никто не сможет пробежать быстрее... И платить технарям больше... а за что? За какой результат? За количество технарей? А ведь нужно их качество...
Александр Иванов
3 мая 2024 в 07:37 ответ id52891
id52891, априори технарь какой бы он ни был пользы больше принесет чем лирик какой-никакой. Поэтому они и должны получать больше.
id52891
3 мая 2024 в 21:01 ответ Александр Иванов
Александр, верно!
id52891
1 мая 2024 в 20:43
... и еще.. диплом о высшем образовании, как правило, мало дает представления о будущей работе.. этот документ просто показывает, что его обладатель в общем-то не дебил... не более..
Александр Иванов
2 мая 2024 в 07:57 ответ id52891
id52891, это у нас так к сожалению, потому как ценность и значимость высшего образования из-за низких баллов при поступлении снизилась практически до нуля
Елена Малышева
2 мая 2024 в 03:28
В нашей стране студента не уважают. Я училась не у нас, знаю с чем сравнить. А вот дочь захотела учиться в Минске в одном из ведущих ВУЗов нашей гордой страны. Как только там не издевались над студентами. Чего только стоят эти ежегодные справки о зарплате родителей. А как вам выселение студентов из общежитий на время чемпионатов? Сплошное унижение. Наш студент бесправен, всем должен, его можно шантажировать и отработками и распределением и выселением из общежития... Но, слава богу дочь теперь работает по специальности (не зря терпела ) и зарплата отличная, а потому что не в нашей стране.
Гусь Гордый
2 мая 2024 в 08:13 ответ Елена Малышева

Елена, какие справки О_о?)

Ещё можно шантажировать в духе "откроешь рот, начнешь возмущаться - сессию не сдашь, что на это мама скажет?". Тьфу, дальше много мата.

Наталья Кекс
2 мая 2024 в 11:07 ответ Елена Малышева
Елена, да- да ,какие справки ? о зп???для чего ?
Елена Малышева
2 мая 2024 в 13:18 ответ Наталья Кекс
Наталья, а вот для предоставления общежития студенту: надо было каждый год подавать справки о доходах родителей. И их рассматривали. Если вдруг оказывалось, что семья состоятельная, то выселяют твоего ребенка из общежития. Вот так. Такой дурдом!
Наталья Кекс
2 мая 2024 в 16:29 ответ Елена Малышева
Елена, точно самосуд какой-то
Нел Вик
2 мая 2024 в 16:42
Что за бред я прочла, как это распомнить?))))