«Верному другу»: как выглядит кладбище домашних животных в Витебске

21 мая 2024 в 06:00
Поделиться
Класснуть
Отправить

Когда я была маленькой, на моих глазах машина сбила бездомную кошку. Водитель поехал дальше, а хвостатая бедолага умерла почти сразу. Кроме ужаса произошедшего мне отлично запомнилась женщина, остановившая свое авто. Она вышла, подобрала животное, завернула в какой-то шарфик. И сказала, что похоронит кошку на даче. Или, может быть, даже отвезет на кладбище.

Что это за кладбище — мне оставалось тогда только догадываться. Своих хомяков я отправляла в последний путь совсем просто — в коробочке под ближайшим к подъезду деревом. Не на дачу же их было везти...

Эти воспоминания внезапно нахлынули через много лет. И натолкнули на мысль все-таки посмотреть, что такое те самые кладбища домашних животных. Вообще, в Витебске их несколько. И все, если верить информации из открытых источников, нелегальные.

Одно из таких кладбищ расположилось в зеленой зоне недалеко от трамвайной остановки «Лучёса». Блуждать в поисках по лесам и полям не пришлось — таксист точно знал, куда нужно ехать. Сначала кажется, что здесь всего несколько могилок — с дороги почти ничего не видно. Но чем дальше пробираешься среди зелени и деревьев, тем больше понимаешь: в этом месте покоится не один десяток, а может и сотня домашних любимцев.

Когда именно образовалось это кладбище, трудно сказать однозначно. Судя по датам на памятниках — где-то во второй половине 2000-х. Здесь и до сих пор появляются свежие захоронения. А за большинством старых тщательно следят — убирают траву, моют памятники, поправляют ограждения, приносят цветы.

Ещё в пути, признаюсь честно, у меня были мысли отказаться от задуманного и просто повернуть обратно. Казалось, что я увижу что-то гнетущее, а домой поеду с тяжелым сердцем. Но фото питомцев, слова памяти, игрушки, а главное, приятная ухоженность утопающего в зелени погоста — всё это находит в душе какой-то особенный, самый теплый отклик. «12 лет преданности, любви и дружбы», «Верному другу», «Любимая кошечка» — как тут остаться равнодушным?

Я долго бродила среди могилок, останавливаясь буквально возле каждой. Рассматривала оформление, представляла себе, какими эти животные были при жизни. Кстати, здесь можно найти не только кошек и собак. Очень удивительно было увидеть на одном из фото домашнюю крысу.

Если же отойти от эмоций и перейти к законодательной стороне вопроса, то здесь всё не так просто. Все подобные захоронения — стихийные и нелегальные. И даже похороненный во дворе хомячок считаются угрозой для санитарно-эпидемиологической ситуации.

Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 04.06.2001 N 834 (ред. от 08.05.2013) «Об утверждении Правил содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь», захоронение трупов животных производится в порядке, определенном техническими нормативными правовыми актами, в местах, предназначенных для этих целей. (п. 24 в ред. постановления Совмина от 08.05.2013 N 356). Нарушение данных правил влечет за собой наложение штрафа.

Легально проводить питомца в последний путь можно только двумя способами. Витебская городская ветеринарная станция официально хоронит умерших животных в биотермической яме в деревне Ранино. Ещё один возможный вариант — это кремация.

Каждый из этих способов — не без нюансов. Ну какой любящий и заботливый хозяин пожелает своему пушистому другу найти вечный покой в биотермической яме? Лично я не знаю никого, кто отправил бы своего Барсика или Мухтара в такое место. А крематорий есть пока только в Минске. Да и цена на индивидуальную кремацию животного начинается от 80 рублей. Вот и продолжают наши сограждане хоронить четвероногих по старинке: у дома, на даче, на нелегальных кладбищах.

Как относиться к таким местам — каждый решает сам. Но, как ни крути, здесь есть своя эстетика, свой особенный, как модно сейчас говорить, вайб. Это по-своему мило, это очень трогательно. И очень жаль, что банально незаконно.

Автор: Виктория С.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

59 комментариев
Господин Оформитель
21 мая 2024 в 06:27
Часто говорил коту, что отправлю его в мусоропровод в черном пакете. Кот прожил 18 лет. Понятно, что обещание не сдержал и похоронил его. В лесу в Мазурино. Там тоже есть небольшие стихийные кладбища. А потом и памятник поставил. Хоронить питомца, с которым много лет жил рядом в биояме.. Так себе удовольствие
macArdRi
21 мая 2024 в 08:19 ответ Господин Оформитель

Господин, Там уже целое огромное кладбище фактически. Бродил недавно. Где красным обведено могилы практически везде.

Rebrov
21 мая 2024 в 11:01 ответ Господин Оформитель
Господин, а я собаке говорил,что в приют её сдам в Билево, собачка то же 18 лет прожила,и похронил я её в лесу около лагерей пионерских за барониками.
Господин Оформитель
21 мая 2024 в 11:04 ответ Rebrov
Rebrov, 18 лет для собаки - солидный возраст
Rebrov
21 мая 2024 в 11:09 ответ Господин Оформитель
Господин, да,она была очень старенькая, зубов уже не было почти,осталось 4 зуба,не видела совсем, на улицу уже её и не водил,она в основном спала и кушала.
tinari
21 мая 2024 в 11:15 ответ Rebrov
Rebrov, ничего себе! 18 лет - это очень и очень прилично. Мой кот до 17 трех месяцев не дожил, и то долгожителем считался)
Туман Откусывающий
21 мая 2024 в 06:30
Я был уверен, что кладбище легальное, потому что оно обозначается на Яндекс картах.
Грустно читать и понимать, что всё это нелегально. У меня нет животных, но я бы тоже не хотел хоронить его в биометрической яме – это не какой-то мусор, а важное существо в жизни, член семьи кто бы что не говорил (на кремацию согласился бы, но неудобно тем, что это не где-то рядом и нужно ездить навещать прах питомца в другой регион). Даже бесхозное животное заслуживает хоть какой-то отдельной могилки.
Cbeta
21 мая 2024 в 12:17 ответ Туман Откусывающий
Туман, прах питомца можно забрать с собой
Туман Откусывающий
21 мая 2024 в 19:57 ответ Cbeta
Можно и так. Дома у хозяина прах точно будет в целости и сохранности.
Господин Оформитель
21 мая 2024 в 06:54
Не дали вам фотографа от редакции или вас в одиночку на кладбище отправили? )
Не вижу редакционного "мы")
А пост хороший. Живой, трогательный и авторский
Гусь Гордый
21 мая 2024 в 08:47 ответ Господин Оформитель

Господин, Вы невнимательны:) На обложке , скреатированной не мною, написано "посмотрели".

Спасибо. Люблю животинок очень.

Господин Оформитель
21 мая 2024 в 09:29 ответ Гусь Гордый
Гордый, прямо как в банке мелким шрифтом)
Aleksei81
21 мая 2024 в 14:53 ответ Гусь Гордый
Гордый, Люблю животинок очень....
Ага, мы помним... особенно в отварном виде)))
Гусь Гордый
21 мая 2024 в 14:54 ответ Aleksei81
Aleksei81, ну краб же так себе был :)
Aleksei81
21 мая 2024 в 14:55 ответ Гусь Гордый
Гордый, ого, ничего себе: мало того, что... так еще и вкусом не угодил!
Гусь Гордый
21 мая 2024 в 14:56 ответ Aleksei81
Aleksei81, вот в таком нетонком мире мы живём...
Aleksei81
21 мая 2024 в 15:11 ответ Гусь Гордый
Гордый, балладу в память о крабе хотите?
Посмотри, в каком нетонком мире мы живем,
Я недавно ела краба,
он был ничего себе...
Я в кастрюлю с пылу с жару
бросила его...
Сожалея, что купила только одного...
А вообще животных я люблю
с детства...
И никак не допущу я к ним
зверства...
Всех милее и дороже мне
питомцы,
кошки, мышки, псы и даже,
да...

Овцы!

))))

Мама Стифлера
21 мая 2024 в 07:46
Хорошо отношусь. Или животные тоже похоронены на кладбище.
Я только очень надеюсь, что после публикации не будет так, как с блошиным рынком возле Полоцкого, где всех разогнали...((
Товарищи причастные из облисполкома, оставьте все, как есть, пожалуйста. Вы ведь тоже любите своих животных, я уверена. И не хотели бы им участи в био термической яие
Aleksei81
21 мая 2024 в 08:13
В целом, согласен, пост душевный, но...
///Своих хомяков я отправляла в последний путь совсем просто — в коробочке под ближайшим к подъезду деревом. Не на дачу же их было везти...///
А я своего так и завез, спецрейсом... И кошка, которая дома жила и умерла там же, нашла свое пристанище тоже на даче ( в деревне, у нас там дом). Причем кошка лет 18-20 уже на свете жила, на зиму мы ее забирали, по весне возвращали на просторы, летом там же жили... И как раз по осени ее не стало... Крутнулся по такому случаю в деревню/на дачу, захоронили...
Валерия Фризен
21 мая 2024 в 08:41
Мой хомячок похоронен в коробке из-под любимых духов, под вишнёвым деревом, которое садил дедушка.
К кладбищам отношусь положительно.
AnJam
21 мая 2024 в 09:20
Интересно. Признаюсь, для меня сейчас какое-то открытие, что животным делают памятники как для людей. Я понимаю, что это члены семьи для некоторых, но прям памятники... ну и кресты смущают немного на некоторых могилках.
Гусь Гордый
21 мая 2024 в 09:28 ответ AnJam
AnJam, я читала, что кресты - это нельзя, церковь как бэ не разрешает.
AnJam
21 мая 2024 в 09:32 ответ Гусь Гордый
Гордый, хех, ну я не о церкви, а о том, как человек понял, что его крыска или котик христианин? Я может ошибаюсь, но крест над могилой — это ж типа религиозный символ. Если нет, то и вопросов нет.
Гусь Гордый
21 мая 2024 в 09:35 ответ AnJam
AnJam, да, религиозный. Это в целом странно, да. Ну и церковь тоже против.
Cbeta
21 мая 2024 в 12:13 ответ AnJam
AnJam, многие заводчики воспринимают своих питомцев как членов семьи, поэтому и проецируют на них те же традиции погребения как у людей. Если им от этого становится легче пережит боль утраты, то вайнот.
Mexicanetz
21 мая 2024 в 10:01
крестик на могилку животному еще раз доказывает, что у нас нет верующих, все - язычники
macArdRi
21 мая 2024 в 13:09 ответ Mexicanetz

Mexicanetz, Есенин хорошо описал

На церкви комиссар снял крест.
Теперь и богу негде помолиться.
Уж я хожу украдкой нынче в лес,
Молюсь осинам… Может, пригодится…

Оно конечно и правда не уходило никуда, но за советское время прямо ренессанс языческих обрядов пошёл. Поначалу это даже спецом поддерживали (известный проект НКВД по официальной легализации язычества как противовеса церкви), потом само по накатанной пошло... Если крестный ход даже при позднем Брежневе за пределами миллионников (где иностранцы были и момент политический) просто разогнали бы нафиг, то на могилках застолье на Пасху никем за запрещалось - с точки зрения церкви это кощунство, потому ему и не мешали.

Mexicanetz
21 мая 2024 в 13:13 ответ macArdRi
macArdRi, с точки зрения христианства, крест - это просто символ
православие - это секта идолопоклонников, поклоняющаяся идолам-символам: кресту, образам (иконам), мощам.
с точки зрения веры как духовной практики, без разницы, молиться в церкви или нет, иконам или нет. бог в душе человека имеет прямую связь
с точки зрения церкви как общественной организации, заинтересованной в обирании своей паствы на бабки, крест и иконы - обязательно, причем именно правильной формы, иначе гореть в аду...
macArdRi
21 мая 2024 в 13:16 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, Ну эта ересь иконоборчества ещё в 8 веке разгромлена, при живой Византии.
Mexicanetz
21 мая 2024 в 15:39 ответ macArdRi
macArdRi, не скажите. протестанты подтвердят, как она "разгромлена"
tinari
21 мая 2024 в 14:14
Если возле 92 дома на Лазо пройти вдоль улицы Коноплёва (мимо церкви и вперед, параллельно частному сектору) в "ёлочки", то в этих самых ёлочках тоже есть кладбище домашних животных. Не такое большое, конечно, как в Лучёсе, но тоже приличное, там и памятники есть, и хоронят всех. Я там уличного котика хоронила, которого подкармливала( Атмосферное место, конечно. А еще там рядом есть старинное человеческое кладбище с захоронениями людей, родившихся аж в 19 веке еще. Если кто-то из Вбиза захочет сделать обзор и статью, могу провести экскурсию :)
AnJam
21 мая 2024 в 14:18 ответ tinari
tinari, а где там человечье кладбище? О_о
tinari
21 мая 2024 в 14:18 ответ AnJam
AnJam, приходите, покажу)
AnJam
21 мая 2024 в 14:22 ответ tinari
tinari, ахахха, я прост хорошо знаю «ёлочки». И не могу понять где там кладбище. Это ж «тусовочное» место:)
tinari
21 мая 2024 в 14:27 ответ AnJam
AnJam, это кладбище само небольшое совсем, могилы с синими металлическими крестами, многие заросли травой вообще, я в свое время сама случайно на него набрела. Оно совсем рядом с кладбищем домашних животных, буквально пару шагов. Буду там на выходных (хожу мимо на дачу), сфоткаю вам, если интересно)
tinari
21 мая 2024 в 14:27 ответ AnJam
AnJam, ёлочки - тусовочное место, конечно, но ёлочки так-то большие) тусовочное место - это одна часть всего лишь)
AnJam
21 мая 2024 в 14:30 ответ tinari
tinari, оч интересно. Может даже сама схожу в разведку. Если встретимся в «ёлочках» — походу узнаем друг друга без слов:)
tinari
31 мая 2024 в 10:12 ответ AnJam

AnJam, здравствуйте) хз, доползли вы или нет, но я доползла и нафоткала вам) Вот само кладбище домашних животных, там видно оградку синюю

tinari
31 мая 2024 в 10:13 ответ AnJam

AnJam, а вот само кладбище) Я все не фоткала, конечно, буквально пара могил

AnJam
31 мая 2024 в 10:54 ответ tinari
tinari, омг, спасибо!:) Я ещё не доползла:) Но схожу...
tinari
21 мая 2024 в 14:17
Кстати, на кладбище домашних животных на Лучёсе я не была ни разу, далековато от меня все же. Хочу вот как-нибудь сходить туда, погулять, люблю такие места, а тут такая "экскурсия" от Вбиза. Это знак :)
Гусь Гордый
21 мая 2024 в 14:53 ответ tinari

tinari, кладбищ в Лучёсе, вроде бы, два.

Одна в лесах - полях- рядом с дачами. У нас там дача была. Меня мама малую ещё звала вечно посмотреть, а я боялась)

А вот это прямо рядом с трамвайной остановкой. Туда просто добраться, там рядом и автобусы ходят, и маршрутки. А потом просто в горочку поднимаешься. И всё. Ты на месте.

tinari
21 мая 2024 в 14:56 ответ Гусь Гордый
Гордый, а как остановка называется, на которой выходить?
Гусь Гордый
21 мая 2024 в 15:00 ответ tinari

tinari, "Станция Лучёса"

Гусь Гордый
21 мая 2024 в 15:02 ответ tinari
tinari, сходите обязательно, очень атмосферное место!
id24079
21 мая 2024 в 15:12 ответ tinari
tinari, и после станции Лучеса ориентир : 4-й водозабор: не доходя его среди сосен кладбище
Нел Вик
21 мая 2024 в 16:43
Ну не понять мне такие кладбища...Была на одном таком случайно в лесу наткнулась, так там памятники с мой рост стояли и картины выгравированы псов и котов...брррр
Aleksei81
21 мая 2024 в 20:09 ответ Нел Вик
Нел, а у вас были котики, собаки? Ну вот уже в осознанном возрасте, чтобы не как игрушка в детстве? Это ведь многое меняет и объясняет
Нел Вик
23 мая 2024 в 11:14 ответ Aleksei81
Aleksei81, три года назад похоронила кошку, в парке поглубже, в коробке, хожу мимо "здороваюсь"...Я знаете ли и не понимаю пафоса на человеческом кладбище, каб все увидели и восторгались памятниками, оградками, монументами ...Очень устраивают кладбища Европы: плита на земле, либо урна в стене...
Я ответила на Ваш вопрос?
П/С дочери сказала, чтоб кремировала и над Индийским океаном развеяла, заодно и отдохнула на островах ;-)
Aleksei81
23 мая 2024 в 13:11 ответ Нел Вик
Нел, ну вот видите: после смерти питомца вы соблюдаете определенный ритуал, пусть и без могильных надгробий... что касается "пафоса" на кладбищах, то многое исходит от определенных традиций, культуры и даже определенной моды. Например, я был в одном городе, не в нашей области, и удивился тому, как "новое кладбище" оформлено. А там еще было "старое"... Оно не такое, оно другое... Там, на "старом" памятники разные, кто во что горазд ставил, участки такие же... Новое взяло на себя ритуальное агентство, которое единственное в городе. Вроде как монополия? С другой стороны, очень четкие границы каждого участка, одинаковые могильные плиты... Однообразие на самом деле очень строгое, лаконичное, и правильное... Но чтобы это представить, надо (там побывать...) уэто видеть!
Нел Вик
23 мая 2024 в 13:36 ответ Aleksei81
Aleksei81, а что я вижу?) пафос не могу отнести ни к традиции, ни к культуре, уж извините - это всего лишь показуха, столько слышала от людей, особенного старшего поколения "чтобы как не у всех", "пусть только скажут, что мы дешево сделали", "пусть посмотрят как НАДО" и т.п.
Aleksei81
23 мая 2024 в 13:44 ответ Нел Вик
Нел, ну тут тоже, так сказать... Допустим, я видел на одном условно старом городском кладбище (не Витебск) могильный монумент, не иначе, во славу усопшему, который был наверное, очень высокого военного ранга... Конечно, не скажу уже и о годах жизни-смерти, но очевидно, что с памятником подсобили не только члены семьи, но и сослуживцы. + время, когда подобное было возможным, помогло создать подобное. Сейчас подобное уже сложно представить.
Нел Вик
23 мая 2024 в 14:02 ответ Aleksei81
Aleksei81, ну отчего же, на Георгиевском тоже чего только не увидишь...по мне так лучше помочь живым...
Aleksei81
23 мая 2024 в 14:07 ответ Нел Вик
Нел, не был там, не скажу...
id24079
24 мая 2024 в 15:18 ответ Нел Вик
Нел, я вас полностью поддерживаю, у меня собака, я ее очень люблю, но спать с собой в одной постели и есть из одной тарелки.....а народ сходит с ума и так жиает, еще и требует прав для своей собаки от других людей ...бррр
Aleksei81
21 мая 2024 в 20:08 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, ну в этом ничего плохого нет: посмотрели идею, адаптировали... Ну а что? Все равно работа идёт:подобрать материал, сформировать, описать... Не придирайся!)
Mexicanetz
21 мая 2024 в 20:39 ответ Aleksei81
Aleksei81, один раз-случайность. Два - совпадение. Три - преднамеренные действия. На подготовку материала нужно время. Если вскоре взлетит третий материал, то можно искать отдел идеологии какого-нибудь исполкома, стоящего за заказом.

Будем ждать и наблюдать.

Киноман хренов я

Aleksei81
21 мая 2024 в 20:48 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, ай, ну будет тебе... Нормально написала, автор, старалась... Уверен, что по вольной воле!