В этом году внимание горожан и гостей Витебска вновь оказалось приковано к площади Победы. Здесь к 1050-летию со дня основания города и 80-летию освобождения Витебска и Беларуси от немецко-фашистских захватчиков были проведены работы по реконструкции: созданы первые в городе «сухие фонтаны», установлены флагштоки со Знаменем Победы, Государственным Флагом Республики Беларусь и флагом Российской Федерации, оборудована историческая выставка в подземном переходе.
Сейчас уже сложно представить, что когда-то в Витебске не было мемориального комплекса в память о воинах-освободителях, партизанах и подпольщиках, настолько это место сроднилось с городом, став одним из его символов.
Но мемориал на берегу Двины существовал не всегда. Он был открыт ровно полвека назад — 30 июня 1974 года, к 30-летию освобождения Витебска и 1000-летию города. В честь 50-й годовщины создания комплекса мы собрали интересные факты о его истории.
Нынешнее место, на котором расположен мемориал, — четвертое по счету, на котором он мог появиться. В разное время для увековечения памяти воинов-красноармейцев, павших во имя освобождения родной земли от фашистов, предлагались другие площадки.
13 октября 1945 года Витебский горисполком принял решение «О строительстве памятников воинам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в городе Витебске». Тогда городские власти впервые задумались об увековечении памяти павших в войне.
Для размещения монумента было выделено место на кромке Лысой (Успенской) горки, на месте снесенного в 1936 году и восстановленного в наши дни Успенского собора.
Памятник виделся проектировщикам — старшему лейтенанту Хазанову, военному инженеру капитану Горбунову и главному архитектору Витебска Вислову — в виде древнерусского шатра, с литыми украшениями, лепными фигурами, облицованным декоративным камнем.
Осуществить проект в сложные послевоенные годы, когда Витебск лежал в руинах, не удалось, а в середине 1950-х годов место памятника заняли корпуса завода заточных станков.
Второй предложенной площадкой стала Театральная площадь — нынешняя площадь 1000-летия. Памятник в виде колонны со скульптурой хотели установить напротив театра имени Якуба Коласа в середине 1950-х годов. Тогда дело зашло дальше обычного проекта.
6 ноября 1957 года, в дни празднования 40-летия Октябрьской революции, состоялась торжественная закладка монумента. Был даже установлен камень с надписью:
«Здесь будет сооружен памятник воинам Советской Армии и партизанам, павшим в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг».
По неизвестным причинам установка монумента на Театральной площади также не состоялась.
Наконец, на рубеже 1960-х и 1970-х годов один из проектов реконструкции тогдашней площади Черняховского (современная площадь Победы) предполагал возведение памятника в восточной ее части, там, где впоследствии был разбит сквер.
Монумент виделся как соединение пяти штыков в виде пятиконечной звезды, с закрепленными на них барельефами и фонтаном-бассейном у основания.
Фонтаны — неотъемлемый элемент благоустройства площади Победы. Во многом из-за них это место стало таким популярным среди детей и молодежи.
«В легком движении воды как бы угадывается вечное течение жизни, постоянное ее обновление», — писала газета в 1974 году.
Трудно представить, но изначально мемориальный комплекс проектировался без фонтанов.
Впервые о памятнике героям войны в его современном виде написала 3 апреля 1968 года газета «Витебский рабочий».
Установить монумент высотой в 54 метра планировалось на высоком берегу Западной Двины, на месте, где тогда находился детский сад № 6. Проект памятника был создан группой минчан — архитектором Юрием Васильевичем Шпитом, скульпторами Яромиром Александровичем Печкиным и Борисом Ивановичем Марковым — и выставлен на общественное обсуждение в зале на улице Ленина.
Несмотря на схожесть с нынешним памятником, первоначальный проект имел и весьма существенные различия. Иными были барельефы на гранях-«штыках», посвященные воинам-освободителям, партизанам и подпольщикам. Также на внутренних гранях предполагалось выбить памятные тексты и списки воинских подразделений, партизанских соединений и подпольных групп. В центре композиции был спроектирован Вечный Огонь.
По-иному был решен подход к мемориалу. Вместо фонтанов-ванн предлагалось установить пять гранитных плит с красными цветами, смонтировать бетонные мозаичные плиты, а по бокам высадить сосны и ивы.
Интересно, что возвести монумент предполагали на деньги трудящихся Витебска, собранные за несколько лет до этого.
К возведению комплекса приступили осенью 1971 года. 22 октября 1971 года о работах на тогдашней площади Черняховского сообщила газета «Витебский рабочий». Статья называлась «Монумент Славы».
«Возведение памятника уже начато. Сделаны фундаменты с монолитным железобетонным ростверком, заканчиваются подготовительные работы для возведения его высотной части».
Закончить возведение планировалось в 1972 году, однако работы затянулись. Интересно, что подходы к памятнику, согласно сообщению в областной газете, устраивались по первоначальному проекту, без фонтанов.
Чтобы успеть к юбилейной дате, стройку объявили общегородским ударным объектом. Многие горожане принимали участие в возведении мемориала и сквера. Например, 13 октября 1973 года 67 тысяч витеблян вышли на городской субботник, главные работы которого проводились на будущей площади Победы.
30 июня 1974 года состоялось торжественное открытие монумента.
В 10 часов утра на трибуну поднялся Первый секретарь Витебского горкома партии Валентин Васильевич Михельсон. Он открыл митинг, выразил горячую благодарность всем освободителям Витебска от немецких фашистов.
Память погибших почтили минутой молчания.
Под звуки барабана и военного марша на площадь въехал бронетранспортер в сопровождении колонны мотоциклистов — кортеж с пламенем для Вечного Огня. Его зажег в Минске на площади Победы Герой Социалистического Труда Иван Матвеевич Жижель и передал витеблянину Герою Советского Союза Василию Александровичу Демидову.
После зажжения Вечного Огня Первым секретарем обкома КПБ Сергеем Михайловичем Шабашовым прозвучал артиллерийский салют, к памятнику были возложены венки Славы и цветы.
В нише монумента, возле Вечного Огня, 30 июня 1974 года была заложена капсула с письмом ветеранов войны к молодым людям, которые будут жить в 2017 году.
В дни открытия мемориала в городской прессе звучали благодарности предприятиям и организациям, которые помогли добыть и доставить в Витебск ценные материалы для памятника.
Например, гранит для облицовки добывался в карьерах Карелии, Узбекистана и Украины, обрабатывался на комбинатах Москвы, Ленинграда и Кондопоги.
Для покрытия дорожек на подходе к памятнику был даже создан специальный материал — пластбетон. Его «рецепт» разработали ученые из Белорусского дорожного научно-исследовательского института.
Чтобы изготовить пластбетон, или «красный асфальт», как его назвали горожане, был выписан гранитный щебень из Овруча, пигмент «Н» — из Тамбова, химические материалы и ДМТ-мд продукт — из Могилева, а также доломит из Рубы и Прибалтики.
Ярко-красное покрытие усиливало эффект восприятия монумента и символизировало пролитую в годы войны кровь.
К сожалению, до настоящего времени пластбетон не сохранился. «Красный асфальт» выцвел, начал проседать, рассыпаться и деформироваться, и в 2004 году его заменили обычным асфальтом, впоследствии — красной плиткой.
Первые десятилетия существования ансамбль площади Победы выглядел незавершенным. По бокам главной лестницы-спуска к монументу находились большие цветочные клумбы. Здесь предполагалось разместить скульптурные композиции, но средств и времени на их создание не хватило.
В 1984 году скульптору Николаю Алексеевичу Рыжанкову было поручено создать скульптуры для площади Победы. Поначалу их хотели разместить на пилонах, но остановились на нынешнем варианте.
Первая композиция символизировала начало Великой Отечественной войны и зарождение партизанского движения, вторая — наступление Красной Армии и освобождение родной земли.
Установка бронзовых скульптур вызвала широкую дискуссию среди горожан. На страницах газет высказывались люди, считавшие это расточительством, предлагавшие выделенные средства (700 тысяч рублей) направить на ремонт дорог, строительство социальных объектов и обеспечение квартирами ветеранов войны.
Несмотря на все сложности, которые переживал Витебск в годы Перестройки, скульптуры были созданы и торжественно открыты 12 июля 1990 года. Вслед за ними на пилонах с датами Великой Отечественной войны были установлены бронзовые венки.
Этим было завершено формирование облика мемориала на площади Победы.
Автор: Сергей Мартинович
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.
Какой был шикарный проект застройки Театральной площади. Жаль не реализовали.