«Колледж — лучшая возможность продегустировать профессию». Рассуждения вокруг образования

6 августа 2024 в 06:00
Поделиться
Класснуть
Отправить

Высшее образование любой ценой — по-прежнему один из самых устойчивых трендов в нашем обществе. Какие бы стратегические решения ни предлагало министерство образования, пока побеждают мамы (и папы), которым неудобно перед соседями и родственниками за то, что их ребёнок не поступил в вуз.

Сегодня, когда наличие высшего образования не всегда коррелирует с зарплатой (оставим уже в покое айтишников), когда условный плиточник зарабатывает больше учителя или врача, такие убеждения особенно удивительны.

На эту тему мы рассуждаем вместе с директором Витебского государственного технического колледжа Александром Лосякиным.

Александр Михайлович, что вы думаете по поводу престижности высшего образования, которое противопоставляется среднему специальному и уж тем более профессионально техническому?
Постепенно взгляды у молодых людей меняются, и старшее поколение не может этого не учитывать. Если 10-20 лет назад поступление в вуз было поводом для гордости родителей, то сегодня приоритеты сдвинулись. Хотя говорить о том, что этот тренд уже не актуален, нельзя. Молодёжь стала более прагматично относиться к жизни. Мы видим, что выпускников, которые идут в те высшие учебные заведения, куда просто проходят по баллам, а потом не работают по специальности, становится всё меньше.
Вы хотите сказать, что дети стали более осознанные?
Да. Молодёжь меньше слушает родителей и старается выбирать то, что по душе. У них широкий кругозор, они много знают, умеют и понимают. Между поколениями в этом смысле пропасть. Молодые люди думают о том, кем действительно хотят стать, что они будут иметь, получив то или иное образование, какие деньги будут зарабатывать, как сложится их жизнь. Диплом ради диплома их всё меньше волнует. И тут им важно сделать правильный выбор, адекватно оценить свои возможности.
Встаёт главный вопрос: кем всё-таки быть.
Вы правы. В этом смысле очень важна ранняя профориентация. Ребёнку нужно помочь осознать себя в этом мире. Уже в детском саду видно, кто к чему больше склонен: один будет рулить, другой — дома из кубиков строить, третий — рисовать. Если у ребенка очевидные технические склонности, возможно, не надо отдавать его в музыкальную школу, тем более если он этого категорически не хочет. Родители, учителя должны помочь детям определиться с будущей профессией. Но выбор они должны делать сами. Не может судьба человека определяться желанием мамы подольше не отпускать от себя своё чадо, мол, закончишь 11 классов, а там посмотрим. А он уже в 9-м точно знает, что хочет работать в автомастерской, например.
Ситуация усугубляется, если школьник хорошо учится. Ведь многие убеждены, что после 9-го уходят только те, кого в 10-й не берут.

Да, и это многих сбивает с толку. Но сегодня талантливый умный ребёнок, который ещё не определился с делом своей жизни, но точно не видит себя в науке, только выиграет, если после получения базового образования пойдёт в среднее специальное учебное заведение. Колледж — лучшая возможность продегустировать профессию.

Во-первых, молодой человек выигрывает время. Пока его сверстники, учась в 10-11 классах, получают общее среднее образование, у него есть возможность за это же время получить ещё и специальность. Он может работать бригадиром, начальником смены, участка — руководителем среднего звена. То есть уже управлять коллективом. К примеру, наш диплом техника-строителя котируется примерно так же, как и диплом инженера-строителя выпускника вуза. Помимо этого, молодой человек получает ещё и рабочую профессию. Например, техник-механик после окончания колледжа может работать как бригадиром, так и оператором станков с числовым программным управлением, фрезеровщиком, токарем. Такой специалист всегда сможет заработать. У него есть возможность стартануть с рядового рабочего на любом предприятии и сделать прекрасную карьеру в перспективе. И если рассуждать в свете престижности высшего образования, то у выпускников учреждений ССО есть ещё один бонус: обучение в вузе по ускоренной программе.

Вы только представьте, ребёнок поступил в колледж, попробовал «на вкус» специальность, убедился, что хочет развиваться, повышать квалификацию именно в этом направлении. При этом он практически не проигрывает в сроках обучения по сравнению с теми, кто пошёл в университет после 11-го. Мне кажется, что это замечательная возможность устроить свою жизнь. Такой человек не найдёт себя через 10 лет в кресле бухгалтера и в депрессии из-за того, что не хочет ходить на работу. Потому что в своё время сделал осознанный выбор.

Сейчас многие получают 2-е, 3-е и даже 4-е высшее образование, проходят бесконечные переподготовки. Получается, что они продолжают искать себя.

Да, они не удовлетворены своим первым образованием. Такое нельзя назвать профессиональным ростом. Человек в поиске. Но на рынке выигрывает квалифицированный специалист, который постоянно совершенствуется. Поверьте, руководители многих крупных успешных предприятий начинали свой профессиональный путь с колледжа. Нет ничего зазорного начать карьеру с рабочей профессии. Ты становишься к станку, тебя замечают, предлагают более ответственную и сложную работу и зарплату соответственно.

Ты растёшь от бригадира до главного инженера, а потом и руководителя. Наши учащиеся проходят производственную практику на предприятиях. Это помогает им в будущем легче влиться в коллектив. У них есть возможность выбирать, куда пойти работать. Руководители, в свою очередь, замечают самых талантливых практикантов, ждут их после колледжей, предлагают бонусы. Адаптация проходит мягко, корректно, желающих перераспределиться, как правило, нет. Таким образом, имея хорошее среднее специальное образование, плюс рабочую профессию, человек никогда не пропадёт в жизни. Если ему будет недостаточно зарплаты, он всегда сможет после работы, в выходные, во время отпуска найти себе подработку.

К примеру, выпускник выучился на техника-строителя, это инженерная специальность. Но параллельно он получил рабочие специальности каменщика, облицовщика-плиточника, он кое-что понимает в сухом строительстве. По крайней мере, у себя дома ремонт он всегда сможет сделать. Он даже может стать индивидуальным предпринимателем и зарабатывать, причём очень прилично. Такой человек никогда не скажет: у меня нет денег, он скажет: мне не хватает времени.

Возвращаясь к вопросу о приоритетах. Насколько я знаю, рейтинг школ по-прежнему определят в том числе и процент поступивших в вузы. А учителя нет-нет, да пугают учеников рабочими профессиями. Так в их понимании можно мотивировать на хорошие отметки.

Я уверен, что со временем нам удастся переломить такое положение вещей. Хорошая практика — экскурсии на предприятия и дни открытых дверей в колледжах. Мы давно так делаем. Наверное, надо устраивать такие экскурсии и для учителей, чтобы они увидели, как выглядит современное производство, в каких условиях сегодня трудятся рабочие, узнали, какие зарплаты они получают. Возможно, тогда бы изменилось и их отношение к колледжам.

Никого не хочу обидеть, но многие сомневаются в уровне подготовки, который могут обеспечить колледжи.
Знаете, раньше действительно уровень подготовки кадров был не таким высоким. Сегодня колледжи оснащены современнейшим оборудованием. Мы всё время развиваемся в этом направлении. В нашем колледже функционируют центры компетенций по строительным, сварочным технологиям, эксплуатации автотранспорта, автосервису, металлообработке. Вот-вот откроется ресурсный центр по обучению работе на станках с числовым программным обеспечением. Так что наши выпускники обучаются на самом современном оборудовании, и когда они попадают на предприятие, сразу вливаются в работу и становятся незаменимыми специалистами. Это наш вклад в развитие экономики страны. Без ложной скромности скажу, что наш колледж — один из лучших в Беларуси. Мы выпускаем высококлассных специалистов. Мы уверены в их компетенциях. Это подтверждают ежегодные победы в конкурсах профессионального мастерства среди учащихся. Каменная кладка, облицовка плитки, сухое строительство, металлообработка — в этом нашим выпускникам нет равных в стране.
Вы следите за тем, как устраиваются ваши ребята, как их принимают на предприятиях? Ведь часто молодых людей смущает даже не маленькая зарплата на первых порах, а именно пренебрежительное отношение к ним со стороны руководства.
По поводу зарплаты. Нашим выпускникам, допустим, в машиностроении сходу предлагают зарплату примерно 1600 рублей. Предприятия, которые заинтересованы в квалифицированных работниках, заключают целевые договоры с ними напрямую. Они всячески поддерживают своих будущих работников: оплачивают проживание, делают доплаты к стипендии. Порой эти доплаты равны стипендии. И потом, руководство всегда будет ценить квалифицированного ответственного специалиста, независимо от стажа.
Почему тогда так много вакансий на сайтах?

Опять же, многое зависит от руководства. Чтобы молодёжь задерживалась, нужно создавать условия. Зарплата, жильё, досуг — я ничего нового тут не скажу. Единственное, за что я всегда выступаю, так это за молодые крепкие семьи. Нужно всячески способствовать тому, чтобы молодые заводили семьи.

У вас в колледже работают ваши выпускники?
Раньше мы больше это практиковали. Сейчас стараемся брать тех специалистов, которые имеют опыт работы в промышленности. Мастер должен знать профессию изнутри. Но в любом случае мы делаем ставку на молодых. Без этого не будет движения вперёд.
У вас есть проблемы с набором?
Никогда. Количество желающих на все специальности всегда превышает план набора. К примеру, на «архитектурное проектирование» уже почти два человека на место. Притом, что это обучение платное. К нам придут талантливые дети, которые сделали осознанный выбор. Это подтверждает тот факт, что родители готовы отдавать деньги за их образование.

×××

Александр Лосякин уверен, что поступление в учреждения среднего специального образования не отменяет стремления в вуз. Но так молодой человек сам себе даёт форы, оставляет возможность для манёвра. Директор колледжа заверил, что учреждения ССО прекрасно оснащены, и ситуации, когда выпускник колледжа не знает, с какой стороны подойти к станку, остались в прошлом. Один из бонусов — возможность получить рабочую профессию.

А что думаете по этому поводу вы?

Разговаривала Наталья Черниченко. Фото автора и с сайта ВГТК

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

44 комментария
Aleksei81
6 августа 2024 в 07:04
Я "За" средне-специальное образование. Пусть уже даже и на платной основе, но надеюсь, не за такую цену, как в ВУЗах. И, надеюсь, без обязаловки в виде отработок в дальнейшем!)
Александр Иванов
6 августа 2024 в 08:57 ответ Aleksei81
Aleksei81, да все очень просто. Подымаем баллы в ВУЗах чтобы лишние не пролезли и сокращаем список ненужных специальностей. И будет и конкурс и нормальный отбор + увеличиваем зп преподавателям чтобы был стимул учиться и развиваться
Aleksei81
6 августа 2024 в 09:50 ответ Александр Иванов
Александр, ну, я немного не об этом... Я за западный образец в целом, с ее системой колледжей, выпускники которых получает дельное профильное практическое образование, и уже после наработанного опыта (5-7-10 лет) определяются с получением высшего. Это если кратко и по сути...
Александр Иванов
6 августа 2024 в 10:46 ответ Aleksei81
Aleksei81, на западе диплом колледжей некоторых приравнивается к дипломам ВУЗов. Вопрос квалификации преподавателей и востребованности профессии. Как говорил мне наш преподаватель - мы передаём мертвые знания студентам, т.к нет система так построена + оплата преподавателей зависит от многих факторов, в том числе и количества платников. У нас пытались внедрить Болонскую систему для высшего образования, но все закончилось отставкой министра образования и откатом обратно. Хотя и сейчас можно по Erasmus Mundus уехать учиться в Европу на бюджет, правда конкурс там приличный и английский нужен тоже не Let me speak from my heart. Просто сам в программе Erasmus участвовал и даже после окончания нашего ВУЗа по этой программе засчитывалось только 2 первых года твоего обучения + количество часов\оценок должно попадать в их шкалу.
Дмитрий Тт
6 августа 2024 в 12:03 ответ Aleksei81
Aleksei81, там тоже можно сразу в университет поступать
Aleksei81
6 августа 2024 в 13:22 ответ Дмитрий Тт
Дмитрий, там - это где? Я под "тамошними" понимаю развитые государства: США, Канаду, Австралию, многие европейские страны... Где за счастье просто поступить в колледж! А университет - это уже научная деятельность... Да вершина, но вершина своего направления:академического, научного, нормотворческого...
Aleksei81
6 августа 2024 в 13:31 ответ Александр Иванов
Александр, да, все именно так...
Дмитрий Тт
6 августа 2024 в 16:07 ответ Aleksei81
Aleksei81, какой бред, если хочешь быть, например, врачем поступаешь после школы в университет. Система немного другая, но принцип тот же.
Aleksei81
6 августа 2024 в 16:17 ответ Дмитрий Тт
Дмитрий, не фига... А что бы понять, с какого фига самые дорогие медицинские операции в Германии , Израиле и США проводятся на базе университетов, надо бы знать, как к такой системе пришли!)
Александр Иванов
6 августа 2024 в 20:06 ответ Aleksei81
Aleksei81, На базе университетов проводятся сложнейшие операции потому что университет в классическом представлении это и есть развитие. Не только обучение и перетекания из пустого в порожнее. На базе университета есть клиники (как у нас практика) и что там делают сложнейшие операции, так это результат фактически практики самих студентов + повышения квалификации преподавателей(защита докторских, кандидатских и т.д). Фактически университетская клиника это лаборатория. Часть клиники (как это часто бывает отдаётся под обычную больницу, а часть клиники - фактически полевая лаборатория с различным самым современным оборудованием). Возьмём наш ВУЗ любой. На базе лабораторий, что есть в университете ни шиша ты не откроешь, потому как одних теоретических знаний мало, да и скоро даже передавать эти теоретические знания будет некому. Когда сейчас зарплата старшего преподавателя меньше стипендии аспиранта.
Aleksei81
6 августа 2024 в 20:26 ответ Александр Иванов
Александр, все это так, только на этот вопрос предлагалось ответить Дмитрию 2Т, но... Он бы не ответил)
Александр Иванов
6 августа 2024 в 22:28 ответ Дмитрий Тт
Дмитрий, немного другая. В конце обучения в школе они выбирают профильные предметы и готовят только их. Причем предметы уже 1-2 курса ВУЗа и программа соответствующая. Особенно касается специальностей типо юриспруденции, медицины и некоторых других. Когда я заканчивал нынешнюю гимназию №8 нам читали дисциплины Вузовские особенно 1-2 курс высшей математики. Но сейчас это очень редкое исключение из правил. Наверное только в лицее БГУ такое практикуется и то очень сомневаюсь.
Александр Иванов
6 августа 2024 в 22:33 ответ Aleksei81
Aleksei81, западное обучение это симбиоз всех систем. После того как СССР полетел в космос - Британия полностью реформировала высшее образование. Только наши развалили систему в ноль, а там её только улучшали, вкладывали огромные деньги в обучение. Даже если сейчас посмотреть какое количество ВВП государства тратится в Европе на образование и какое у нас. Небо и земля. Поэтому в топе университетов из бывших СССР только Бауманка и МГУ может еще ЛГУ. И то где-то к концу списка. А ведь это огромные деньги, когда твой универ является престижным. Преподаватели едут за деньгами туда, а студенты платники с удовольствием несут деньги чтобы получить корочку оксфорда, кембриджа, еля и иных.
Дмитрий Тт
7 августа 2024 в 00:20 ответ Александр Иванов
Александр, ничего они там не выбирают, у знакомой ребёнок заканчивает школу, наняли репетиторов и готовятся к поступлению, а школьной программы мало для поступления, при чем поступаешь на подготовительное и год учишься, а через год можешь не попасть в университет, т. е. можешь потерять год.
Александр Иванов
7 августа 2024 в 06:37 ответ Дмитрий Тт
Дмитрий, ну если у вашей знакомой отпрыск туповат, то через подготовительное, а так все остальные по нормальному пути идут
Дмитрий Тт
7 августа 2024 в 08:09 ответ Александр Иванов
Александр, не туповат, путь один, другого нет
Дмитрий Тт
7 августа 2024 в 08:15 ответ Александр Иванов
Александр, она сама учитель, образование там слабое, всю начальную школу изучали как сортировать мусор...
И если ты хочешь, что то знать изучай сам или репетиторы...
Дмитрий Тт
7 августа 2024 в 08:23 ответ Александр Иванов
Александр, никто тебя заставлять учиться не будет, хочешь, учись, хочешь не учись
macArdRi
7 августа 2024 в 08:32 ответ Александр Иванов
Александр, Ещё есть крайне порочная практика в нашей системе - когда выпускник вуза идёт сразу в аспирантуру, потом остаётся преподавать, и так и преподаёт до пенсии, ни дня не проработав собственно по предмету преподавания, и даже толком не занимаясь научной деятельностью по теме. Просто ретранслируя то что ему когда то лекторы сказали лет ...цать назад.
В то время когда на западе часто приглашают внештатными профессорами людей вообще не имеющих никакого отношения к образованию, но чего то добившихся в реале: известных бизнесменов, адвокатов, инженеров... Чтобы делились своим опытом. А у нас такое никак нельзя - без корочки о праве преподавать будь ты хоть Илоном Маском, лекцию в ВУЗе провести - не имеешь права.
macArdRi
7 августа 2024 в 08:39 ответ Александр Иванов
Александр, А это следствие дебильного раздела образования и науки на ВУЗы и НИИ. В теории они должны были дополнять друг друга, но на практике быстро обособились и замкнулись в себе. Теперь в ВУЗе никакой наукой не занимаются (за редкими исключениями) так как учебный план и нагрузка не оставляют времени ни для чего крмое еды и сна. Вот и талдычат как попугаи методички 70х годов.
А потом приходящему в НИИ говорят: забудьте всё чему вас учили в университете, тамошние дед пердеды давно свой кабинет только по табличке и найти могут, сейчас мы вас будем учить заново с нуля уже тому что реально надо.
На западе эти 2 области совмещены в университетах, потому такой проблемы не возникает.
Александр Иванов
7 августа 2024 в 09:04 ответ Дмитрий Тт
Дмитрий, действительно) Образование слабое, но все современные технологии оттуда. Парадокс)
Александр Иванов
7 августа 2024 в 09:06 ответ Дмитрий Тт
Дмитрий, так ты и должен учиться сам, а не тебя учить. Учителя могут подсказать направление и дать литературу, а дальше только сам. Потому как надо тебе, а не преподавателю. У него свои приоритеты в зарплате, научной степени и т.д.
Александр Иванов
7 августа 2024 в 09:07 ответ macArdRi
macArdRi, в БГУИР и некоторых ВУЗах такое взяли за практику, когда приглашали спикеров солидных из крупных IT компаний. Того же EPAM, Wargaming и т.д с последующей стажировкой лучших выпускников страны. Эта практика и сейчас существует, но сильно урезана после определенных событий
Александр Иванов
7 августа 2024 в 09:09 ответ macArdRi
macArdRi, методички 70 годов дают основу и фундамент, т.к законы допустим физики или оптики давно известны и от этого никуда не деться. В универе на начальных курсах закладывают базу для последующего роста твоего в науке если, конечно, хочешь. А вот дальшейшего развития нет по многим причинам и одна из которых зарплатная.
Дмитрий Тт
8 августа 2024 в 16:24 ответ Александр Иванов
Александр, ошибаетесь...
Дмитрий Тт
8 августа 2024 в 16:25 ответ Александр Иванов
Александр, обожраться, расскажите это детям, про сам...
Александр Иванов
8 августа 2024 в 16:31 ответ Дмитрий Тт
Дмитрий, и где же интересно я ошибся?
Елена Малышева
6 августа 2024 в 14:33
Если нет проблем с набором, к чему реклама?
Aleksei81
6 августа 2024 в 16:01 ответ Елена Малышева
Елена, с набором, м.б. и нет, с оценкой необходимости - есть! Я "за" спецобразование!
Сам Такой
6 августа 2024 в 14:34
Хочу в колледж, хнык
Нел Вик
6 августа 2024 в 15:29 ответ Сам Такой

Сам, вроде ограничений нет по возрасту)))

Нел Вик
6 августа 2024 в 15:40
Первое образование получила в техникуме при руководстве Лосякина А.М. - незаурядный человек, много граней. Благодаря тому образованию печатаю вслепую и 10-ю пальцами) В время учебы, я нашла работу по специальности и директор разрешил совмещать работу с учебой, исходя из моей успеваемости. В то время удалось поработать и после окончания по специальности и двигаться по карьерной лестнице. Поступила в ВУЗ и сменила профессию, но до сих пор для многих удивительно как это печатать и не смотреть на клавиатуру.
По существу статьи: кому-то ВУЗ во благо, кому-то ничего не дает. Круто, если получилось определиться с выбором профессии еще в школьные годы и ты не разочаровался в своем выборе. Но, менять выбор профессии никогда не поздно, здесь столько было статей, когда люди уходили и в дворники, и в ремесленники и в начальники....
Считаю, хорошим вариантом получить образование колледжа (а не рвать родителям жилы на платное обучение в ВУЗе, а дите поняло, что ему оказалась не интересна специальность), начать работать и поступать уже осознанно в ВУЗ, если есть такое стремление.
Aleksei81
6 августа 2024 в 16:05 ответ Нел Вик
Нел, Вы правы! Ребята и девчата, закончившие калледжы- я люблю говорить это слово на американский манер, подразумевая весь спектр учреждений ССО - это те самые трудовые умницы и умнички! Муравьи и пчёлки трудового процесса, а не трудни с ВО... О, блин, трудни СВО?...
Елена Малышева
6 августа 2024 в 16:34 ответ Aleksei81
Aleksei81, кто на кого учился
Aleksei81
6 августа 2024 в 16:45 ответ Елена Малышева
Елена, а как выучился, а ?
Добрая Пчёлка
6 августа 2024 в 19:53 ответ Нел Вик
Нел, учились наверное на Гагарина?я поступила чуть позже когда он не был уже директором,но набор слепым методом на машинках с ромашкой изучить ещё успела,а ну и стенографию тоже
Александр Иванов
6 августа 2024 в 20:10 ответ Aleksei81
Aleksei81, Я как мексиканец в своей предыдущей трудовой деятельности часто сталкивался со студентами ССУЗа, правда что находится на Черняховского. И мама ты дорогая какое там ужасное качество образования, когда даже спустя 1,5 года обучения на технической специальности они мне не могут законы Кирхгофа сформулировать, а что уже говорить про спец. предметы, так там вообще беда. И таких было 80%. Одни делают вид что учатся, вторые что учат.
Нел Вик
7 августа 2024 в 09:35 ответ Добрая Пчёлка
Дарья, да-да, там! стенография это нечто, даже пришлось немного использовать ее в своей работе. А еще несколько лет после окончания в разговоре мысленно стенографировала))))
Нел Вик
7 августа 2024 в 09:41 ответ Александр Иванов
Александр, да, знаю выпускника специальности электрика, который и рад бы быть профи, но даже стенда не было на практике, чтобы наглядно и тактильно все изучить, обучался уже по ходу работы.
Александр Иванов
7 августа 2024 в 10:35 ответ Нел Вик
Нел, Все у них там есть. Я был руководителем практики и часто приглашали быть в комиссии по дипломным проектам. Вопрос как они учились, что при наличии этих стендов они по ним ничего рассказать не могут.
Нел Вик
7 августа 2024 в 10:52 ответ Александр Иванов
Александр, не могу оспорить, не знаю насколько был усердный ученик. Но вот Вы же сами написали *Одни делают вид что учатся, вторые что учат. - вторые делают вид, что учат...
Александр Иванов
7 августа 2024 в 11:08 ответ Нел Вик
Нел, про вторых я имел ввиду преподавателей
Нел Вик
7 августа 2024 в 15:53 ответ Александр Иванов
Александр, так я про качество преподавания и имела в виду, поняв, что Вы про педсостав говорите. Не только ученики бездари и лентяи...
Qwerty12
6 августа 2024 в 18:16
Спасибо за статью.
Сама начала с колледжа и не пожалела. Выиграла со всех сторон. К слову, по рабочей профессии не работала ни дня, сразу пришла мастером, и это нормальное явление среди выпускников ссузов. В то же время выпускники аналогичной специальности высшего образования тоже начинают с позиции мастера, так что разницы никакой, только сэкономленные годы :)
Каждый год после 9 класса поступали дети с хорошими средними баллами (8-9), и это не только сельские школы, в объективности оценок которых можно сомневаться, но и витебские. Но предрассудки еще живы даже у педагогов: "Как же так, ты такой умный, почему на высшее сразу не пошел?".