Фокусы — это терапия. Самое волшебное интервью на Vitebsk.biz

14 августа 2024 в 06:00
Поделиться
Класснуть
Отправить

Олег Булавин — фокусник из Витебска. Он коллекционирует человеческие эмоции, считает своей главной миссией — удивлять людей. Мы поговорили с Олегом о чудесах, творчестве, о том, как фокусы помогли ему победить рак. Предваряя нашу беседу, Олег сам обозначил, что открыт для обсуждения любых тем.

Поделитесь, как прошло сегодняшнее выступление?
Я только что из Могилёва, где не был, пожалуй, с детства. Всё прошло хорошо. Не скажу, что мне с первых секунд удалось произвести вау-эффект. Но финал был именно такой.
Волновались?
Как обычно, перед выступлением. Человек, который любит то, что делает, и ему не всё равно, всегда волнуется.
А разве с опытом не приходит уверенность. Кстати, сколько лет вы уже «в деле»?
Фокусами занимаюсь 13 лет. Мне было 15, когда я стал интересоваться этой темой: что-то читал, смотрел по телевизору, постепенно появился круг единомышленников. И знаете, сейчас волнения порой ещё больше, чем раньше. Теперь мне есть что терять. Всегда хочется сделать всё максимально качественно. Конечно, возникает беспокойство: вдруг в этот раз не получится? Единственное, с опытом начинаешь понимать, как укротить это волнение, отвлечься, обратить в свою пользу моменты, когда что-то идёт не по плану. Главное, чтобы зритель ничего не заметил.
Как к вашему увлечению отнеслись близкие? Неужели сразу поддержали?
Не сразу. Но в определённый момент они увидели, как много и усердно я работаю, как горят мои глаза, какие эмоции я приношу зрителям. Сегодня, конечно, к моей профессии все относятся серьёзно.
На фокусников где-то учат?
Я окончил Витебский колледж культуры и искусств, институт культуры в Санкт-Петербурге, стал режиссёром театрализованных представлений и праздников. Фокусы постигал самостоятельно. Мне повезло, у нас сформировалась компания увлечённых, а вместе обучаться быстрее и интереснее.
Стать фокусником — мечта многих ребят. Но детство проходит, и люди делают выбор в пользу «нормальной» работы, будто фокусы, клоунада, рисование могут быть только мечтой. Как должны сложиться обстоятельства, чтобы творчество стало главным делом жизни?
Вообще, превратить творческое хобби в профессию очень сложно. Часто за это мало платят. Если ты хочешь зарабатывать, нужно по-другому мыслить и делать не только то, что нравится, а то, что хочет видеть зритель. При этом надо умудриться не потерять себя, найти собственный узнаваемый стиль, изюминку. Чтобы стать успешным, нужно очень любить своё дело. Если когда-нибудь я не смогу заниматься фокусами, я точно буду несчастен. Ведь помимо прочего, когда меня что-то беспокоит, я с головой ухожу в творчество. Это помогает мне пережить какие-то непростые жизненные ситуации. Фокусы — моя терапия.
Значит, когда ты что-то любишь по-настоящему, ты просто не сможешь заниматься ничем другим?
Не всегда так. Я могу себя поставить на место человека, который мечтал-мечтал, а потом просто пошёл на работу, где стабильно и хорошо платят. У него семья, дети, другие обязательства. Так что у каждого свой путь.
Секретами трюков вы, конечно, не поделитесь, но расскажите хотя бы, как они рождаются.
Изначально нужна насмотренность. Оттуда приходят идеи. Для меня как режиссёра очень важна концептуальность. Я не могу просто показывать фокус за фокусом, они должны переливаться, как вода из одного стакана в другой. Бывает, я чётко знаю, что хочу сделать, но не понимаю, как. Тогда прошу друзей помочь раздраконить эту идею. И мы вместе начинаем что-то придумывать. Благодаря той самой насмотренности, ты сразу понимаешь, как можно сделать под себя тот или иной трюк. Номер нельзя просто присвоить. Он должен стать только твоим. Иногда артист слизывает готовое, и людям вполне «заходит», но насколько он творческий человек — вопрос.
Что определяет вас, в чём ваша изюминка?
На этот вопрос мне всегда сложно отвечать. Наверное, это называют харизмой. Я ведь хромаю на обе ноги, на сцену выхожу с тростью. Это добавляет некоторый колорит, но и вызывает удивление. Я начинаю работать, и зрители забывают о моих ногах. Им кажется, будто я абсолютно расслаблен, трюки выполняю с некоторой ленцой — я ведь сижу. Оценить невероятную работу, которая предшествовала выступлению, в этот момент невозможно. Когда я встаю после номера, люди вдруг вспоминают, что фокусник плохо ходит. Это осознание отличается от того, что было вначале. Я понимаю это по усилившимся аплодисментам.
Значит, номер фокусника — это не просто ловкость рук. Нужны идея, посыл, концепция? Это полноценное произведение искусства.
Корпоративная история немного съедает искусство, ведь нужно делать и показывать то, что хочет видеть зритель. Если говорить о концертной деятельности, без сомнения, фокус — это высказывание автора. Хотя и на корпоративах я всё равно за концепцию. Во-первых, это вкусно, во-вторых, люди понимают, что перед ними — профессионал. Один и тот же трюк можно показать по-разному. Слабый фокусник сделает это плохо, и люди подумают, что это плохой трюк. Но практически из любого фокуса можно вытащить интересный момент и по-настоящему удивить.
Фокусы — это что-то каноничное?
Да, это каноничная история. Даже если тебе кажется, что ты сам что-то придумал, нечто похожее в мире уже было. У меня есть 5-7 авторских наработок, если говорить о голых трюках. Как правило, секрет фокуса на поверхности, он очень прост, загвоздка в том, как технически его выполнить. Нужно грамотно разложить подачу, чтобы номер выглядел логично, а зритель ощущал представление как чудо, не заметил его технической составляющей.

Разве можно сохранить какие-то секреты во времена Ютуба?
На самом деле, многие фокусы уже рассекретили. И мы злимся, когда раскрывают по-настоящему сильные фокусы. Но в то же время это даёт пинок для развития. Надо придумывать что-то новое, менять решение, подачу. С другой стороны, фокусы быстро забываются. Даже мы сами, если не повторяем один и тот же трюк, забываем, как он делается. И люди так же. Вроде когда-то видели разоблачение, но уже не помнят его суть. Так что им вдвойне интересно наблюдать за руками фокусника.
Разгадывать фокус, придумывать что-то, пробовать снова и снова — это азартно?
Да, особенно, когда ты долго вынашиваешь какую-то идею, и она «заходит» зрителям. С первого раза не всё получается. Возможно, в тот момент ты ещё не вырос до этого трюка. Нужно позже вернуться, попытаться ещё раз. Некоторые мои фокусы лежат по несколько лет. Фокус, как ребёнка, нужно выносить.
Как реагируют на вас дети и взрослые? Перед кем вам больше нравится выступать?
А как вы думаете?
Мне кажется, взрослые могут быть предвзятыми и искать подвох. Наверное, перед ними сложнее.
Я был уверен, что вы так ответите. Но всё наоборот. Взрослые могут промолчать, а дети всегда говорят, что думают. Их надо брать эмоциями, вовлекать в процесс, использовать игры, интерактивы, дурачиться. Им не нужно показывать, какой ты умный. Когда на детское выступление малыши приходят с родителями, я говорю такую фразу: сегодня дети станут взрослыми, а взрослые — детьми. И моя главная задача сделать, чтобы так и было.

Какой минимальны реквизит нужен для фокуса?
Всё что угодно. Хоть скрепка. Назовите любой предмет, я сделаю с этим фокус и вышлю вам видео.
Пусть будут зеркало и книга.
Договорились. Ждите сообщение.
А какие, в принципе, фокусы бывают. Какие ваши любимые?
Есть несколько подвидов. Микромагия — фокусы с маленькими предметами на вытянутой руке от зрителя, то есть рядом. Ментализм — искусство на стыке фокусов и психологии, когда артист создаёт иллюзию того, что читает мысли. Сценическая магия — это объёмные фокусы с использованием пироэффектов с акцентом на визуал. Здесь же — иллюзион, работа с большим оборудованием. Сам я очень люблю фокусы с верёвками, давно их делаю, постоянно дорабатываю, что-то меняю, ввожу новые фишки.
Один шоу не устроишь, нужна команда. Кто-то ведь должен открывать эти ящики и подкладывать голубей.
Большие ящики я не использую, а голубей — да. Для вступлений в Минске беру птиц в аренду, в Витебске есть свой голубь. Со мной работают два ассистента, электронщик — человек, который делает вспышки, искры. Также есть швея и реквизитор — мастер на все руки. Это мои друзья, которые разделяют любовь к фокусам.
Творческим людям бывает трудно разграничить отдых и работу, есть риск выгореть. Как вы с этим справляетесь?
Конечно, я выгораю, я такой же человек, как и все. На свои места всё расставила моя болезнь. Я смог чётко определить, что для меня важно и нужно. Выздоровев, я стал по-другому смотреть на фокусы. Когда понимаю, что перегораю, стараюсь переключиться на что-то другое, прекращаю репетиции. Но я знаю, что фокусы никогда не оставлю. Я настолько запрограммирован, что даже в магазине, когда вижу случайный предмет, сразу представляю, как его можно использовать для фокуса.
Вы говорили, что ваша миссия — удивлять людей. Почему это так важно?
Когда выжил, я понял, что это не просто так: я должен нести что-то положительное людям, то, что будоражит меня самого. Люди боятся удивляться, боятся своих эмоций, они прячут их в себе. Ты приходишь к ним с фокусами, а они сразу предупреждают, что удивить их не удастся. Но в итоге всё равно удивляются. Фокусы возвращают их в детство. Они перестают стесняться своих эмоций, ослабляют контроль. Я не хочу превышать значимость фокусов. Но помните, как загрустил народ во времена коронавируса? И какой ажиотаж возник вокруг выступлений, когда всё снова стало можно.
А что вас удивляет?
Это сделать одновременно и легко, и сложно. Например, нас сегодня отлично встретили в Могилёве, даже покормили, что бывает не часто. Это было удивительно. А какими удивительно непредсказуемыми бывают дети! У меня пока нет своих, но есть племянник, дети моих друзей. Люблю проводить с ними время. Всегда интересуюсь, что им нравится, что сейчас в тренде. Потом использую это в выступлениях.
Я посмотрела последние рилсы в вашем Инстаграме. Оператору удалось словить восторг, удивление радость — весь спектр неподдельных эмоций.
За это спасибо моему другу — Александру Шишуку. Он потрясающий менталист, иллюзионист, психолог. Он умеет в рамках фокусов угадывать мысли людей. А ещё на пару с Сашей мы делаем шоу «Фобия».
Какие площадки в Витебске подходят для ваших программ?
Пока мы придерживались камерного типа и собирали человек 50. Но планируем расширять горизонты до 200 и более. Новые технологии позволяют проецировать на экран даже мелкий процесс. Мы могли бы выступать в филармонии, драмтеатре, концертном зале «Витебск» и на других площадках.
Над чем ещё вы работаете прямо сейчас?
Нас приглашают на мероприятия, городские праздники, фестивали, например, «Славянский базар». Накануне мы серьёзно готовимся. Самый важный проект сейчас — «Фобия». Были и другие сольные программы. Также периодически появляются интересные предложения. Например, выступать в образе пирата. Это очень обосновано, поскольку я хромаю, могу выйти в костюме и на костылях. Также мне предложили сыграть Дамблдора из «Гарри Поттера». Сейчас обдумываю этот проект.
Возможно появится школа Олега Булавина?
Вряд ли, разве что я подготовлю мастер-класс по фокусам, которые легко сделать без особенного реквизита. Знаю, что многие ребята хотят научиться трюкам, чтобы удивлять одноклассников. Это в своё время и мне помогло раскрепоститься. Хотя и сейчас я не до конца поборол своё юношеское стеснение.
Вы ведь ещё немного художник. В Витебске проходила ваша выставка.
Я себя не считаю художником. Я просто творческий и человек, который хочет выражаться любыми доступными методами. Я учился в художественной школе № 1 на улице Суворова, чем очень горжусь. Правда, лет 10 не рисовал. Решил снова попробовать, опять же, когда заболел, чтобы переключаться на что-то кроме фокусов. Сегодня я разрисовываю пиджаки, футболки, рисую картины. Мне нравится этот процесс. Начиная, я никогда не знаю, чем всё закончится.
Вы делаете фокус, и люди его ощущают как волшебство, чудо. И только вы знаете, что никакого чуда не было. Как в этом случае самому не перестать верить в чудеса?
Да, я знаю все секреты. Но на сцене не то чтобы о них забываю, просто мне надо самому в них поверить, чтобы удивить людей. Всё происходит будто в тумане. И мне очень не нравится, когда говорят, что фокусы — это обман. Это искусство. Как музыка. Ты слушаешь музыку, и для тебя это чудо. Когда фокус получается, для меня это тоже чудо.
Выздороветь — это тоже чудо?

Когда заболел, появилось много свободного времени, и я с головой погрузился в фокусы. Стал что-то придумывать, изобретать. Болезнь в какой-то степени определила мой стиль. У меня не было бровей, до сих пор нет волос. Но выглядеть на сцене нужно эстетично. Я надел очки и яркую шапку. Получается, я не придумывал стиль, он мне предначертан. Болезнь сделала меня более оформленным, осмысленным. Это касается и жизни в целом, и фокусов.

Я теперь чётко понимаю, чего хочу. Раньше не задумывался, а теперь осознаю, как сильно люблю маму, девушку, друзей, профессию, природу — жизнь. Когда попал в больницу, стали звонить люди. Они желали быстрее выздороветь, предлагали молиться. Но вера — не та история, которую можно навязывать. В тот момент я поверил во врачей, в силу человека. Я вышел из больницы другим человеком. Всё вокруг обрело новые, до этого неведомые смыслы. И берёза во дворе, и проходящие мимо мама с ребёнком. Я понял, насколько это трогательно — просто жить. Эти чувства со временем притупились. Но когда мне становится грустно, хочется покапризничать, я говорю себе: стоп, ты прошёл такой путь, возьми себя в руки. Это мерило, которое помогает мне определить, что действительно важно, в что нет.

Как побороть страх смерти?
Я несколько раз мог уйти. Тут очень важна ниточка, которая связывает тебя с близкими, которые ждут. А ещё ты живёшь, потому что осталось много недосказанного, не сделанного. В какой-то момент я стал показывать врачам фокусы, и мы вышли на такой уровень доверия, когда и им, и мне стало легче. Ведь они переживали, когда состояние моего здоровья ухудшалось. Мы до сих пор общаемся.
Вас посещали мысли: почему именно я?

Конечно, но я вовремя себя брал в руки. Не почему, а для чего, говорил я себе. Иногда я думал, что никому не буду нужен. Мама — да, она меня любит, отдаёт всю себя без остатка. Но я хочу полноценно жить, хочу семью, а кому я, хромой, могу понравиться? Но однажды мой реквизитор Леночка сказала: «Олег, ты своей харизмой задавишь всех конкурентов». «Лен, но я же хромаю», — ответил я. «А никто этого не заметит», — парировала она. И я действительно встретил девушку, которая меня приняла. Я нисколько не хочу преувеличивать своё значение в жизни людей. Но видя меня на сцене, они понимают: у этого хромого парня с фокусами есть своя история, и он здесь, несмотря ни на что. По эмоциям и аплодисментам я понимаю, что они оценили и это тоже. Мы живем в такое время, когда, если есть о чем говорить, нужно говорить. Поэтому в шапке профиля Инстаграма у меня появилось слово «рак».

Напоследок посоветуйте фильмы.
Очень люблю фильм «Леон», ещё «Васаби». Нравятся все серии «Такси». Кому-то этот фильм покажется примитивным, но в нём много смыслов. Он поднимает мне настроение.
А если о фокусниках?
«Невероятный Бёрт Уандерстоун», «Престиж», «Иллюзионист», «Иллюзия обмана».
С нетерпением жду фокус с книгой и зеркалом.
С удовольствием сделаю.

Разговаривала Наталья Черниченко. Видео Олега Булавина. Фото из архива Олега Булавина

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

21 комментарий
Mexicanetz
14 августа 2024 в 06:18
Такой тяжёлый характер. Аж через экран чувствуется
Aleksandra333
14 августа 2024 в 16:02 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, это всё сценический образ) просто Вы не знакомы с этим чудесным человеком!
Mexicanetz
14 августа 2024 в 16:30 ответ Aleksandra333
Aleksandra333, по разговору понятно. легкий бы человек такое не выдал
Мама Стифлера
15 августа 2024 в 00:24 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, человек нездоров. Ему прыгать и скакать о счастья? Это первое. Второе - ну, это... Вы там ещё воду через буквы не заряжаете? Как можно понять "тяжёлый" ли человек, исходя из текста? Это ж ваши личные мыселки по этому поводу
Николай Зуев
14 августа 2024 в 07:23
Отличное пост, спасибо! Олежка, ты-красавчик! Всё будет хорошо!
Mexicanetz
14 августа 2024 в 09:02
заметим. на фото 90% мужчин. потому что мужчинам некогда развлекаться, они трудятся. а женщины нифига не делают, шляются без работы
Мама Стифлера
15 августа 2024 в 00:25 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, женщины нифига не делают, шляются без работы
Как будто это что-то плохое
Mexicanetz
15 августа 2024 в 01:12 ответ Мама Стифлера
Мама, а потом раздается феминистических вой, что женщин ущемляют в зарплате...
Мама Стифлера
15 августа 2024 в 09:51 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, как одно относится к другому? Работает - получает зарплату. Не работает - не получает 😄
Mexicanetz
15 августа 2024 в 09:59 ответ Мама Стифлера
Мама, вы это феминисткам скажите
Mexicanetz
14 августа 2024 в 09:07
фокус с зеркалом простой. в книге два зеркала. одно с дыркой, второе без. нам показывают сначала первое, потом второе. можно заметить, на них бумажка с дыркой-прицелом наклеена в разных местах.
Галина Бобкина
14 августа 2024 в 09:16
Было на открытии выставки Олега. Замечательный человек, наполненный, деликатный, скромный, талантливый. И работы его очень понравились. Успехов ему во всём!
Мама Стифлера
15 августа 2024 в 00:26 ответ Галина Бобкина
Галина, а где была эта выставка? Я прошляпила...
Charnichka
15 августа 2024 в 01:11 ответ Мама Стифлера
Мама, на Толстого, 7. Но это было в прошлом году.
Галина Бобкина
15 августа 2024 в 07:47 ответ Мама Стифлера
Мама, в Арт-пространстве на Толстого.
Мама Стифлера
15 августа 2024 в 09:50 ответ Charnichka
Charnichka, спасибо)
Мама Стифлера
15 августа 2024 в 09:50 ответ Галина Бобкина
Галина, спасибо)
Мама Стифлера
14 августа 2024 в 10:32
Смотрела видео, как ребенок, раскрыв рот. Успехов тебе и здоровья, Олег! Пусть все будет хорошо!
Артём Лабода
14 августа 2024 в 11:52
Как-то пересеклись с Олегом в Нимбусе. Он там выступал с программой. Смог показать Олегу фокус с его карточной колодой, который Олег не смог разгадать ) Было приятно!
Aleksandra333
14 августа 2024 в 15:58
Милейший и добрейшей души человек!!! Олег, крепкого тебе здоровья, держись, ты молодец!!! Удачи тебе!!! Радуй нас своим мастерством!!!
Нел Вик
14 августа 2024 в 16:16
Было трепетно прочесть - восхищаюсь такими людьми!!! Интересное интервью. Желаю успехов, оптимизма и новых творческих идей!
Фокусы никогда не любила, но если звезды зажигаются, значит это кому-нибудь нужно...