Удобно ли жителям Витебска пользоваться маршрутками?

14 августа 2024 в 09:28
Поделиться
Класснуть
Отправить

Маршрутные такси, или, в просторечии — маршрутки — крепко укоренились в жизни Витебска, став пятым видом городского общественного транспорта (после трамвая, автобуса, троллейбуса и такси). Кажется, что они существовали всегда, хотя данный вид передвижения в нашем городе — самый молодой.

Первые маршрутные такси появились на витебских улицах в 1985 году. Первая линия нового вида транспорта связала железнодорожный вокзал с областной клинической больницей.

В январе 1987 года по просьбе жителей «Югов», страдавших от нехватки транспорта, был пущен новый маршрут — «Юг-6 — Смоленский рынок». Вскоре появился и маршрут № 3 — «Тирасполь — Вокзал — Поликлиника имени Калинина», впоследствии продолженный в Лужесно.

В те годы город обслуживали 11-местные микроавтобусы советского производства, выпускавшиеся на Рижской автобусной фабрике — «рафики». В первый рейс маршрутки выходили в 6.45 и курсировали до 20 часов.

Государственные маршрутные такси ездили по витебским улицам до конца 1990-х годов. В 1998 году им на смену пришли частные маршрутки. «Рафики» сменились «газелями» и импортными микроавтобусами. Первая частная линия связала микрорайон «Юг-7» с железнодорожным вокзалом (в те годы — самый загруженный маршрут Витебска). После 2003 года количество маршруток в городе стало стремительно расти.

Мы решили узнать, как относятся к маршруткам жители современного Витебска. Ведь транспортная проблема — один из самых актуальных вопросов городской жизни.

Андрей, житель микрорайона Билево считает, что маршрутки заметно улучшили транспортное сообщение в городе. По этому случаю мужчина вспоминает позднесоветские годы и «лихие 90-е», когда с общественным транспортом в городе царила полная анархия.

В то время расписание автобусов, трамваев и троллейбусов существовало только на бумаге. В утренние часы «пик» с «Югов», где тогда жил Андрей, было невозможно уехать, бывало, приходилось ходить на работу пешком. Часто происходило так, что автобусы одного маршрута шли один за другим, а потом их долго могло не быть.

Андрей вспомнил, как однажды, в конце 1990-х, целый час прождал 17-го автобуса, чтобы уехать на Марковщину.

С появлением маршруток у пассажиров появилась альтернатива. Сейчас их много, ходят они часто, варианта «не уехать» нет. Правда, по утрам в Билево можно не сесть в маршрутку на промежуточной остановке, они идут забитыми с конца в конец, но за одной следует другая, какая-нибудь обязательно остановится и примет пассажиров.

Маршрутки Витебска в 2004-2005 годах. Фото Сергея Мартиновича

К недостаткам маршруток Андрей относит более высокую стоимость в сравнении с другим общественным транспортом, маленькие салоны, в которых может стать душно, а также высокую скорость, из-за которой укачивает, особенно на резких поворотах. Автобусы в данном случае идут более плавно.

Ирина, жительница Марковщины, часто пользуется маршрутками, но, в основном, когда едет в центр города одна или с мужем. Маршрутки, по мнению женщины, совершенно не приспособлены для поездок с маленькими детьми (в них негде поставить коляску, даже складную «трость»).

Если возникает необходимость выехать в город с малышом (в поликлинику, к родителям), то приходится либо подстраиваться под расписание общественного транспорта, в основном — трамвая, либо вызывать такси.

Также, как считает Ирина, пользоваться маршрутками могут лишь молодые и здоровые люди. Для людей с ограниченными возможности, а также для стариков с проблемами с опорно-двигательным аппаратом, данный вид транспорта недоступен. Этим людям сложно туда залезть, если вообще возможно, и опять же приходится вызывать такси.

Артём, житель проспекта Строителей, опасается, как бы со временем маршрутки не вытеснили другие виды общественного транспорта в городе. Такое вполне возможно, в качестве примера молодой человек приводит некоторые города России, где микроавтобусы либо полностью заменили (как в Архангельске), либо сильно потеснили (как в Смоленске) другой городской транспорт, в первую очередь — электрический.

Артём считает маршрутки неудобными, тесными, единственное преимущество — их большое количество. На маршрутках не действуют проездные, которыми часто пользуются люди с невысокими доходами. Также в темное время суток микроавтобусы ходят редко.

По мнению молодого человека, будущее — за вместительным общественным транспортом, в первую очередь — за электротранспортом, как наиболее экологичным. А что думают по этому поводу наши читатели?

Подготовил Сергей Мартинович

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

51 комментарий
Dzianis
14 августа 2024 в 09:54
Главный минус наших маршруток - отсутствие кондиционера, а также в темное время не виден номер маршрутки, если он не подсвечен
Мама Стифлера
14 августа 2024 в 10:00
Читала, что в Питере совсем убрали маршрутки. Конечно, город с метро может себе это позволить, но у нас это было бы катастрофой.
Я помню эти "Рафики")) Мы особо не ездили на них, но с бабушкой я помню какие-то поездки на этой желтенькой маршруточке.
А ещё ведь в нулевых были скоростные автобусы. Стоили дешевле маршрутки и дороже общественного транспорта. Потом вроде только 101 маршрут до вокзала остался. А сейчас хз. Может, и его убрали.
Aleksei81
14 августа 2024 в 10:08 ответ Мама Стифлера
Мама, да, в Питере нет маршруток, и нет их с 2022 года. Довольны ли этим сами питерцы? Есть те, кто вспоминает, как было, и жалеет об этом. Но ко всему привыкают...
Что касается этих экспресс-автобусов, они , конечно были удобными и комфортными, с очень большой зоной обслуживания и доверием пассажиров. Но учитывая их техническое состояние - а приходили к нам уже достаточно изношенные модели! - обслуживание их обходилось дорого. Это, по всей видимости, и стало главной причиной, отчего экспресс-автобусы убрали...
Елена Малышева
14 августа 2024 в 13:49 ответ Мама Стифлера
Мама, В Питере ездят прекрасные автобусы, прекрасны троллейбусы, отличные трамваи.Вы просто давно там были.Там отличный городской транспорт! Чистый, новый. Все на высшем уровне, включая остановки. Удобная оплата.
Мама Стифлера
14 августа 2024 в 13:51 ответ Елена Малышева
Елена, так я и не спорю) но в контексте города Витебска у нас без маршруток было бы туго.
Елена Малышева
14 августа 2024 в 14:02 ответ Мама Стифлера
Мама, конечно, если государство в лице автотранспортного предприятия устранилось от вопроса обеспечения пассажирских перевозок, то спасибо маршрутчикам. Без них никуда. Но ведь проезд в маршрутке дороже. И деньги за этот проезд текут не государству. Получается: пассажиру не выгодно, государству не выгодно, но кому-то же выгодно. Кто создает такие условия, что люди вынуждены ездить на маршрутках и переплачивать за проезд? В большом городе, между прочим . Ответ: смотри, кому выгодно. Если бы захотели, наладили бы современный удобный для людей проезд.
Мама Стифлера
14 августа 2024 в 14:04 ответ Елена Малышева
Елена, это больная тема. Но мы же с вами понимаем, что наладить бесперебойное транспортное сообщение, или чтобы хотя бы всегда по расписанию транспорт ходил, это утопия.
С другой стороны, хоть маршрутки и дорогие, мне больше нравится в них ездить. Маршрутка не тащится, как автобус, едет быстро, часто с музычкой или радио болтовней. Сел и Кати.
Туман Окутывающий
14 августа 2024 в 14:37 ответ Мама Стифлера
Не помню, чтобы 101 был скоростным - вроде всегда был маршрут со всеми остановками, только что коммерческий, аж в Мишково ездил (хотя может в последние годы и до вокзала, хз). Очень давно убрали его. У гос. перевозчика был какой-то скоростной маршрут из Медцентра на вокзал, но что-то мало продержался и закрылся. Вот там да, проезд стоил дороже чем остальном ОТе, но дешевле маршруток.
Aleksei81
14 августа 2024 в 10:04
Мечта детства: прокатиться на "маршрутном" РАФике, которые гоняли по городу в конце 80-х - начале 90-х... Я их помню! Они были голубыми, зеленоватыми и красными! С белой полосой вдоль корпуса и "шашечками" на попе)! И отчего-то казалось мне, что красные РАФики были более скоростными и удобными, чем иных расцветок. Наверное, способствовало тому представление о "туристических" красных "Икарусах", выполнявших загородные маршруты и считавшимися более комфортными, чем городские желтенькие собратья. Но как-то так выходило, что далеко мы не выезжали, и довольствовались при передвижению по городу автобусами и трамваями...
До сих пор помню, как РАФик отъезжал от остановок - плавным ходом, мягко, чуть подпружинивая. Совсем не сравнить с тяговистым "ГАЗелями", которые даже внешне выглядели увесисто, хотя и предназначались именно для перевозок пассажиров. От рева мотора "на взлете" порой закладывало уши! да, РАФИк, возможно, не был идеальным и значительно отставал технически от западных аналогов, но новинка от "ГАЗа" выглядела жутким тарантасом! Мало того, что технически даже конвейерная модель выходила с изъянами, так еще и небрежное управление быстро приводило их в негодность. В погоне за рублем, водители не щадили эту "новинку", лишь бы домчать к остановке первым и усадить пассажира. И уже вскоре в машинах отваливалась ходовка, ломались сидения и скрипели двери, которые еще надо было с силой захлопывать, чтобы не открывались на ходу. К тому же "ГАЗели" быстро и жутко гнили, покрываясь коррозией на вылет. Варенные, запаянные, залатанные, они внешне производили убогое впечатление, а в них еще необходимо было как-то ехать, вдыхая едва ли не пары отработанных газов и бензина!)
Конкуренции между РАФиком и ГАЗелью, конечно, не было и быть не могло.С падением Союза (1991) Латвия стала заграницей, сменив многие приоритеты. Доставка запчастей (логистика) была нарушена и требовала высоких затрат. Обслуживание РАФиков становилось слишком дорогим...ГАЗели стали сходить с конвейера уже в 1993-ем, когда Завода РАФ уже не существовало...
Мама Стифлера
14 августа 2024 в 10:14 ответ Aleksei81
Aleksei81, а я почему-то жёлтый Рафик помню. Отложилось в памяти, что на жёлтом каталась
Aleksei81
14 августа 2024 в 10:28 ответ Мама Стифлера
Мама, желтенькие тоже были! А были еще желтенькие с синей оклеечкой, смотрелись очень броско, и стояли на службе ГАИ!)
Вика Вика
14 августа 2024 в 10:25
Иногда это единственный способ добраться до необходимого места. Конечно же, есть ещё такси, но для меня лично это затратно.
Валерия Фризен
14 августа 2024 в 10:29

Андрей вспомнил, как однажды, в конце 1990-х, целый час прождал 17-го автобуса, чтобы уехать на Марковщину. (с)

Это он ещё недолго ждал 😂
Маршрутки не люблю из-за неудобства в них забираться, однако они часто выручают.

Ураган Андрюша
14 августа 2024 в 10:32
Давайте лучше уберём трамваи! Эти трамвайные пути навевают на меня грусть своим "промзонным" видом. Да и сами трамваи оставляют желать лучшего в плане эстетики - лязгают, дребезжат и т.д. Садишься в него и ощущение, что сейчас он тебя привезет на завод отстоять 12-часовую смену в совдеповском цеху. И каждый раз когда приезжаешь на автомобили через трамвайные пути испытываешь боль подвеску своей ласточки. Лучше пустить больше маршруток, электробусов или троллейбусов.
Вика Вика
14 августа 2024 в 11:20 ответ Ураган Андрюша
Ураган, это живая история!! Вы что!!! Витебскому трамвай ой как много лет.
Aleksei81
14 августа 2024 в 11:29 ответ Ураган Андрюша
Ураган, а где у нас такие трамвайные пути, переезжая которые трясешься за подвеску своего авто?
Ну а витебский трамвай - это часть истории самого Витебска! И сами травмаи вполне комфортные и удобные)
id24079
14 августа 2024 в 11:50 ответ Ураган Андрюша
Ураган, поддерживаю, как то это сплетение проводов вверху и железа снизу смотрится не ахти как, особенно на перекрестках(например, перекресток в конце Московского, где трамвай поворачивает на Бровку.), убери их - это еще лишняя полоса на дороге.
macArdRi
14 августа 2024 в 12:21 ответ Ураган Андрюша
Ураган, Хорошо что этот пост не видит Варламов, он бы тебя долго со вкусом пинал за такое.
Нел Вик
14 августа 2024 в 12:29 ответ Вика Вика
Вика, и в Республике у нас в городе пустили первый трамвай!)
Нел Вик
14 августа 2024 в 12:30 ответ Ураган Андрюша
Ураган, это Вы не видели российских трамваем, там живые легенды есть, которые кажется рассыпятся по дороге)
Aleksei81
14 августа 2024 в 13:19 ответ Нел Вик
Нел, я бы вообще поездку на трамвае приравнял к части экскурсионно-туристического Витебска на время, допустим, "Славянки"!) Вот так вот! Есть такой город в США - Новый Орлеан - у них своя трамвайная история, и трамвайная сеть проложена почти по всему городу. Причем модели трамваев разные, многим уже десятки лет! И в зависимости от маршрута свой вагончик. И очень пользуется спросом этот вид городского путешествия у туристов. У нас вроде как трамвайная линия не богата на маршруты, но есть возможность увидеть город с его контрастами! А-то и глядишь, это бы поспособствовало улучшению облика города!))
Нел Вик
14 августа 2024 в 13:23 ответ Aleksei81
Aleksei81, о да! пустить турыстов на ДСК))))
Aleksei81
14 августа 2024 в 13:44 ответ Нел Вик
Нел, ну ладно вам... Атмосферная обстановка там! Можно сказать, историческая часть города, по пути - ковровка, где туристам можно предложить продукцию и разгрузить склады)))
Мама Стифлера
14 августа 2024 в 14:25 ответ Нел Вик
Нел, лет 10+ назад в Смоленске такие трамваи ходили.... С дырками на полу, где сиденья вырваны. Все разрисованные, стекла исцарапаны так, что не видно было через стекло ничего. По сравнению с ними, у нас космические корабли по рельсам юзают))
Нел Вик
14 августа 2024 в 14:56 ответ Aleksei81
Aleksei81, ))))+++
Нел Вик
14 августа 2024 в 14:59 ответ Мама Стифлера
Мама, о да, я и имею их в виду))) зимой ноги к полу примерзали и ветер свистел кругом))))
Елена Малышева
14 августа 2024 в 16:59 ответ Ураган Андрюша
Ураган, Трамвай самый дешевый вид транспорта.Это не я утверждаю, это нам еще с давних времен вкладывали в головы. Если это так, то убирать его нельзя. К тому же в Витебске трамваи и так вывели из центра, если они вам так портят настроение. Я бы их еще и добавила, увеличив и дополнив трамвайную сеть по окраинам и новым районам.
Туман Окутывающий
14 августа 2024 в 19:14 ответ Елена Малышева
Полностью поддерживаю. Сильно не хватает трамваев из Лучёсы прямо в центр дальше пл. Победы несмотря на наличие автобусных маршрутов.
VicJn
14 августа 2024 в 20:49 ответ Елена Малышева

Елена, трамвай (вроде как) дешевле в эксплуатации, но дороже в строительстве линий и в покупке подвижного состава. Но и это не отменяет его объективных преимуществ.

Убрали его с Ленина севернее пл. Свободы в 1972г. и южнее до Черняховского и с Фрунзе от Людникова где-то в 1983-м. Центр ведь это всё-таки не только пятачок на пл. Свободы. В центре трамвай присутствует в районе пл. Ленина, на Космонавтов, на Черняховского и пл. Победы.

Согласен, трамвай надо развивать количественно, но прежде необходимо "лечить" и модернизировать его инфраструктуру (то же путевое хозяйство).

EuGenious
14 августа 2024 в 23:23 ответ Ураган Андрюша
Ураган, давно уже умными людьми было подтверждено, что трамваи - самый лучший, после метро, транспорт. Особенно если это выделенная линия. Электробусы и троллейбусы не способны заменить трамвай.
Ураган Андрюша
15 августа 2024 в 01:21 ответ Aleksei81
Aleksei81, да буквально все места, где рельсы пересекают дорогу приходиться сбавлять скорость и трястись.
Ураган Андрюша
15 августа 2024 в 01:25 ответ Елена Малышева
Елена, Самый дешёвый, да только билет на него стоит как и на любой другой транспорт, как это понять, я не знаю.
А вообще, я подозреваю, трамваи меня бесят потому что мне от дома до остановки далеко идти, а ещё на мою работу он едет кружным путём, поэтому я и не одобряю данный вид транспорта!
Елена Малышева
15 августа 2024 в 23:37 ответ Ураган Андрюша
Ураган, дешевый же не для пассажиров, а по затратам на него. Вы должны понимать.
Pelmeshka
14 августа 2024 в 10:36
Не хочется расстраивать Андрея, но ситуация "Часто происходило так, что автобусы одного маршрута шли один за другим, а потом их долго могло не быть." есть и сейчас) ну а на словах "Правда, по утрам в Билево можно не сесть в маршрутку на промежуточной остановке, они идут забитыми с конца в конец, но за одной следует другая, какая-нибудь обязательно остановится и примет пассажиров." я прям посмеялась от души))) конечно остановится и примет, только обычно это происходит минут через 30-40 когда до работы можно уже и дойти)
Нел Вик
14 августа 2024 в 12:28 ответ Pelmeshka

Pelmeshka, не знаю может Вы в каком-то другом Билево города Витебска живете)))) утром маршрутки ходят одна за одной в разрыв 3-7 минут. - 30-40 минут это у Вас богатая фантазия)))) чтобы не быть голословной, вот расписание утреннее и далее также интервалы)

Pelmeshka
15 августа 2024 в 08:28 ответ Нел Вик
Нел, так речь не о том, что они не ходят, а о том, какая из них поедет с местом, чтоб тебя забрать. Конечно, если это маршрутка по Московскому, то наверное проблем нет, так как их большинство. А если это 78, 74, 70,59 и т.п., то в в утренние часы к середине Билево они уже едут под завязку, некоторые не останавливаются. Когда мы жили в Билево 2 я иногда выходила раньше и шла на пару остановок назад, просто чтоб влезть в маршрутку. Конечно, сейчас ситуация намного лучше, особенно после открытия прямой дороги. Но коллега с работы после получения квартиры в Черёмушках возит ребёнка в сад на Лазо почти всегда на такси, до них маршрутка доезжает настолько полная, что даже стоя не берут никого.
Нел Вик
14 августа 2024 в 12:24
Прочь руки от маршруточек) только они родимые выручают! Особенно в промежуток с 18-40 до 19-49, когда ни одного автобуса больше часа нет на маршруте на Билево от Синего дома!!! и вот ты можешь положиться на маршрутку.
Если указывать минусы, то это водилы-лихачи, которые везут людей как дрова, еще успевают гавкаться на светофорах со своими коллегами и авто, которые невозможно проветрить и открыть окно - все остальное приемлемо!
Мама Стифлера
14 августа 2024 в 13:19 ответ Нел Вик
Нел, и которые иногда проезжают остановку, хоть ты стоишь и голосуешь, а сами пустые 😏
Нел Вик
14 августа 2024 в 14:57 ответ Мама Стифлера
Мама, ну это человеческий фактор, который есть и у водил автобусов, к которому ты бежишь, а он перед носом захлопывает дверь и едет довольный)))
Елена Малышева
14 августа 2024 в 13:55
то, что маршрутки стали основным нашим городским и пригородным транспортом - это показатель того, что государственное автотранспортное предприятие в полной ж. И все ушло в частные руки. И весь доход от проезда в маршрутке, а он естественно дороже, чем в автобусе, уходит частнику. Не выгодно никому, ни пассажиру, ни государству, но кому-то же выгодно. Вот и ответ: смотрите, кому выгодно.
Aleksei81
14 августа 2024 в 14:15 ответ Елена Малышева
Елена, и кому? Допустим, если в нулевые частник сам приобретал авто, то в дальнейшем государство фактически обязало автопарк обновить! Из заработка часть уходит на те же налоги, тому же государству. И тут же и новый Указ подоспел о перевозках... Да, он в большей части по такси, но и маршрутчиков наверняка коснется. Так что они тоже в ж...И произошло это потому, что рынок стал серым, многое уходит из-под контроля!
Туман Окутывающий
14 августа 2024 в 14:29

Мне не нравятся маршрутки по озвученным в статье причинам. А ещё тем, что в них практически нет поручней (я несколько раз держался пальцами за потолок, иначе никак) и подножки очень неудобные - когда наступал на них при выходе думал, что вот-вот упаду, но удавалось устоять на ногах. Я считаю, что маршрутчиков должны обязать работать на низкопольных автобусах среднего класса - такие в Беларуси много лет производятся, называются МАЗ 206, иначе просто не допускать к перевозке людей.

Елена Малышева
14 августа 2024 в 17:03
Давно пора обратить внимание на городской транспорт в Витебске. А то уже скоро как в деревне будет. По типу того "Дело было в Пенькове", где дедушка считал ,что доброму человеку после восьми электричество ни к чему.
Mexicanetz
14 августа 2024 в 17:41
Трамваи - негибко. Они дёшево доставляют рабов из человейника в каменоломни, этого не отнять. Но трамвайную сеть я бы перепрофилировал, сделав из нее подобие наземного метро, которое в Москве от кольцевой и до периферии. А внутри пустить не убожеские маршрутки, как сделали в Москве, а нечто на 30+/- мест с комфортом. Троллики - нишевое решение спальных районов
Артём Лабода
14 августа 2024 в 20:06
Жили в Лужесно. Про маршрутки в детстве помню одно. Отец говорил: «Дорого, ждём автобус». И мы ждали автобус ) Как-то куда-то опаздывали и сели в маршрутку. Это было счастье )
VicJn
14 августа 2024 в 21:07
Из статьи следует, что маршрутки появились на фоне проблем с общественным транспортом уже тогда, в 1980-х. Застраивали те же Юга, Строителей многоэтажными "человейниками"...
Очевидна связь с темой уплотнительной застройки в наше время. Особенно на фоне комментариев про "убрать трамвай"(.
Добрая Пчёлка
14 августа 2024 в 21:21
Меня больше удивляет,что у нас в автобусе сдохнуть можно пока приедешь на свою остановку,эти форточки к верху отдельная тема, особенно раздражает когда нужна остановка,а ее могут не озвучить или вовсе опоздание в записи. То ли дела Минск..... кондиционер,маршрут на телевизоре, отсутствие кондуктора.Маршрутки это удобно,но допустим я стоя на остановке Короткевич а не могу сесть в маршрутку в промежутке с 6.50-8.00 они все забиты просто
Нел Вик
19 августа 2024 в 16:52 ответ Добрая Пчёлка
Добрая, ну и я стою, когда учебный год у учащихся, но мне не трудно, едет маршрутка быстро, так что ноу проблем, все практически выходят уже на библиотеке Ленина)
Добрая Пчёлка
19 августа 2024 в 21:54 ответ Нел Вик
Нел, вы везунчик,на этой остановке влезть в автобус не все могут,а вы в маршрутку
Нел Вик
20 августа 2024 в 11:04 ответ Добрая Пчёлка
Добрая, ну бывает как цапля стою на одной ноге)))) по времени я еду чуть позже 8-ми и все-таки поток маршруток большой и хоть в какую, но войдешь/вползешь)
VicJn
14 августа 2024 в 22:08
При позитивном развитии будущее за тем, то есть уже сегодня, но в совсем другом формате.
Это современный трамвай, который будет в составе 1-3 вагонов быстро и тихо передвигаться по путям, в том числе по Баграмяна, Богатырёва, Воинов-Интернационалистов.
Автобус рискует сдать большую часть позиций электробусу. Но не факт, что так случится. Но уступит как минимум едва ли не половину нынешних маршрутов троллейбусу с аккумуляторами.
Троллейбус вполне способен придти в те же Ольгово, Улановичи, Тирасполь, Тарный, Октябрьский, Тулово, вытеснить автобус на Московском, соединить Терешковой с Московским, Герцена с Ленина и т.д..
На пригороде и межгороде должны доминировать автобусы соответствующего профиля, а не маршрутки.
Велосипедистам - развитая сеть велодорожек, отделённая от пешеходных, с парковками и боксами для хранения.
Такси и его "сестра" маршрутка должны стать нишевыми видами, а не заменой вышеперечисленному.