Книжное дело: узнали, как издать собственную книгу в Витебске

21 августа 2024 в 06:00
Поделиться
Класснуть
Отправить

Возможно, вы давно пишете стихи или рассказы и даже подумываете о собственной книге. С чего лучше начинать свой путь в литературе, мы узнали у председателя Витебского областного отделения ОО «Союз писателей Беларуси», многократного лауреата международных, республиканских и региональных престижных литературных премий, автора 30 книг Тамары Красновой-Гусаченко.

Начнём с хороших новостей: издать книгу может любой человек, который умеет грамотно и увлекательно излагать художественный текст. Для этого не надо получать специальное образование или быть членом какого-то литературного сообщества. Стоит запастись терпением и иметь достаточно средств на оплату издательству за изготовление книжной продукции, особенно если в литературном мире о вас пока никто не слышал.

Нужно быть готовым к большому моральному, кропотливому и долгому физическому труду, ведь на создание некоторых книг у автора уходят десятилетия.

Книга, хоть и духовный, но продукт, производство которого требует немалых материальных затрат. Это большая работа по редактуре, составлению макета, вёрстке, художественному оформлению. Бумага, печать — всё стоит денег. Цена зависит от объёма работы, но надо быть готовым к цифре, которая начинается от двух тысяч рублей.

Допустим, книга на 200 страниц в твёрдой обложке может стоить свыше 20 тысяч за 500 экземпляров, — рассказала Тамара Краснова-Гусаченко. — Более того, каждой книге должен быть присвоен идентификационный знак. Это делает Национальная книжная палата Беларуси, и это тоже оплачивается. Без такой маркировки книгу не примут ни в одно солидное учреждение — библиотеку, книжный магазин и другие. Наличие штрих-кода облегчает библиографический учёт, позволяет изданию занять своё место в мировом книжном пространстве. Книга, не имеющая литературной ценности, написанная с ошибками, орфографическими, синтаксическими, сюжетными, фактологическими, историческими, хронологическими и другими неточностями, некорректным изложением, такой знак не получит.

К Тамаре Красновой-Гусаченко часто приходят с вопросом: как научиться хорошо писать. Она всем советует много читать, особенно классическую литературу. Пушкин, Гоголь, Толстой творили сотни лет назад, а мы до сих пор зачитываемся их произведениями. Учиться хорошему письму следует у классиков мировой и отечественной литературы. Необходимо интересоваться и современниками, но здесь надо быть более осторожными, больше доверять известным толстым литературным журналам, таким как: «Наш современник», «Москва», «Неман», «Полымя» и другим.

К сожалению, лёгкая доступность издания книги привела к тому, что сейчас очень много выходит низкопробной литературы, этой «макулатурой» буквально завалены полки магазинов. Издательства ради прибыли часто делают ставку на детективы, душещипательные любовные романы, которые легче раскупаются.

Порой листаю такие книги и поражаюсь примитивности сюжета, ограниченности словарной лексики, элементарным ошибкам. Они ничего не дают ни для духовного, ни для нравственного и интеллектуального развития личности, — уверена Тамара Ивановна. — Литература — вид искусства, концентрация мыслей и чувств человека. Написанное должно поднимать читателей над бытом, взывать к самым благородным чувствам, мобилизовывать на возвышенное, помогать в каких-то нравственных поисках, преодолении жизненных трудностей.

Хорошая книга — это всегда большой труд не только для писателя, но и для читателя. Вы никогда не сможете забыть, например, роман «Сто лет одиночества» Маркеса или «Тихий Дон» Шолохова и другие мудрые глубокие книги, в отличие от купленного детектива, чтобы скоротать дорогу. И то, и другое — книги, но между ними пропасть.

Многим интересно, приносит ли деньги литературное творчество. Если человек думает, что разбогатеет на книгах, то это наивная ошибка, предостерегает Тамара Краснова-Гусаченко. Во всяком случае сегодня она знает мало писателей, которых «кормит» исключительно написание книг. Большинство авторов издаются за свой счёт или при поддержке спонсоров.

И только востребованный автор может рассчитывать на то, что его рукописи заинтересуют издательства. Да и первые книги свои Тамара Ивановна издавала самостоятельно, спонсором их издания был её муж. Он высоко ценил творчество жены и верил, что оно многим понравиться. И не ошибся. Первая книга «На одном дыхании» вышла в 1999 году. Вскоре появились вторая, третья… Они не задерживались на полках магазинов. Не заставили себя ждать и спонсоры. Сегодня на книги писательницы есть заявки от ведущих издательств.

Гонорар обычно составляет небольшой процент (в зависимости от заключённого с издательством договора) от суммы затрат на издание. Авторы предпочитают получать его книгами по себестоимости. Это, как правило, 10-30 книг, и автор охотно приобретает их в счёт гонорара, чтобы иметь возможность презентовать их на творческих встречах.

Сегодня каждый писатель мечтает издаваться в лучших издательствах страны: «Мастацкая літаратура», «Белорусская энциклопедия имени П. Бровки», «Беларусь», «Звязда» и других. Но есть много частных издательств, где главное — своевременная оплата за изготовление книги.

Тамара Ивановна уверена, что у настоящего таланта всегда есть шанс на успех. Она советует начинать свой творческий путь с литературных конкурсов, а их проводится множество как в Беларуси, так и в России. Нужно постоянно заявлять о себе. Можно пробовать печататься в периодических изданиях. С этого начинала сама писательница. С 12 лет она посылала свои произведения в «Пионерскую правду», «Зорьку», районную и областную газеты. Потом стихи юной поэтессы появились в крупных альманахах. Если по результатам конкурса вы попадёте в шорт-лист, есть все шансы, что вам предложат издать книгу. Какие-то деньги потратить всё равно придётся, но не столько, как если бы пришлось издаваться самостоятельно.

В Витебском отделении Союза писателей Беларуси на учёте состоят 43 человека. Вступить в организацию может автор, создавший 1-2 интересных и востребованных читателями книги. Литературную квалификацию соискателя должна удостоверить приёмная комиссия. Членами организации могут быть совершеннолетние граждане Республики Беларусь, писатели, критики, литературоведы и иные творческие работники в области литературы, которые поддерживают политику государства в области культуры, литературы, образования и искусства, а их произведения — вносят значительный вклад в развитие отечественной литературы. Член Союза писателей — это не просто пишущий человек, это человек, приносящий пользу обществу.

Начинают писать многие, но остаются в творчестве единицы. Развитие литературы сегодня — труд самоотверженных, преданных литературе людей, я бы сказала, это даже подвиг. Чтобы быть писателем, нужен не только божий дар, но и определённое мужество, готовность бескорыстно служить людям и отечеству, — резюмировала Тамара Краснова-Гусаченко.

Автор: Наталья Черниченко

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

39 комментариев
Mexicanetz
21 августа 2024 в 07:29

Зачем книга? Я с юности в этом. И со всей ответственностью скажу: только для почесания своего чсв. Больше ни для чего.

С интервьюируемой не согласен. Учиться писать у классиков - зряшная трата времени, самого ценного ресурса. Учитесь у современников. Древний язык настолько инороден современному читателю, что только отталкивает нагрузкой. Школьная программа чтения тупо тратит время учеников зазря. Выспренные предложения слышатся также инородно, как фразы Локи из первых фильмов Марвел. Натужно, как на унитазе, подражая староанглийскому выговору.

Я работал в малой полиграфии, сначала государственной, затем частной. Ставил людям бизнес.

В наш век стремиться издать свою бумажную книгу могут или фрики, генерирующие мегатонный шизотерический или псевдохудожественный бред или мамкины литераторы, чтобы было чем хвастать (я получил isbn!!!) за деньги тщеславного спонсора

Aleksei81
21 августа 2024 в 08:02 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, соглашусь лишь частично, потому что - все правильно! - каноны письма и жанры меняются, что-то упрощается, и сейчас вовсе нет нужды описывать, во что одет герой, расписывая его наряд на два листа, да и ведут себя герои произведений вполне себе буднично: он проснулся, он подошел к окну, он вышел во двор, он сказал... Четко, конкретно, понятно... Если он выстрелил, то противник упал, а не "падая, наблюдал, как жизнь вытекает из него вместе с кровью..."))
Ну а если людям нравиться творчество, то в чем здесь грешного и почему это вдруг пустая трата времени? Кто-то сочиняет музыку, кто-то пишет картины, кто-то танцует, кто-то стихи, стихи кладут на музыку... Музыка служит дорожкой к фильму, на который кто-то написал сценарий, который, в свою очередь, вытянули из книги малоизвестного начинающего писателя! А фильм о танцах, участие в которых приняли те же начинающие актеры или их наставники-хореографы!)
macArdRi
21 августа 2024 в 08:54 ответ Mexicanetz

Mexicanetz, \\\\Древний язык настолько инороден современному читателю, что только отталкивает нагрузкой.

Толкин на этом месте ржёт в голос. Он половину ВК стилизовал под язык англосаксонских хроник - и книги с руками до сих пор отрывают.

Mexicanetz
21 августа 2024 в 09:14 ответ macArdRi
macArdRi, толкин - удел нишевых продуктов. просто он классик, а его язык используют разве что мастера ДнД
Mexicanetz
21 августа 2024 в 09:16 ответ Aleksei81
Aleksei81, пустая трата времени не творчество, а попытки его издать на бумаге. талантливых писак и по электронным книгам полюбят.
macArdRi
21 августа 2024 в 09:20 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, Ну прям нишевой. Вы обороты Tolkien Estate видели? Какие им отчисления капают за авторские права? Там как бы не про миллиарды речь - с новым то амазоновским сериалом.
Mexicanetz
21 августа 2024 в 09:26 ответ macArdRi
macArdRi, и? это нишевый продукт. сравните с мэйнстримом. единицы процентов. а на сериале речь уже совсем не толкиеновская. ибо после первых 2-3 серий нормизы просто бы перестали смотреть сериал, если б там говорили языком толкиена
Aleksei81
21 августа 2024 в 09:35 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, ну скажем так, ввиду их доступности!)
Правильно, сейчас уже не стучат по клавишам печатной машинки, а тем более, не от руки по бумаге пишут, чтобы с этим мчаться в ближайшую редакцию, а можно сразу выходить на сайт со своими трудами из любой точки доступа. Это многое облегчает.
Хотя честно, люблю полистать именно книгу: мне нравится и ее запах, и то, что вижу страницу целиком, нравиться перелистывать страницы... ))
Мама Стифлера
21 августа 2024 в 08:42
Ещё можно печататься в сборниках. Не знаю, как у нас сейчас, в российских сборниках оплата печати нескольких страниц обойдется куда дешевле.

Кроме того, есть ещё сайты, где продаются книги онлайн, их можно купить и скачать. Туда тоже можно загрузить что-то своё

Одно время была идея фикс вступить в Союз писателей, но в том столько мороки. Поэтому у меня просто есть страничка на стихи,ру.
Но кто имеет терпение издать свою книгу - респект и уважуха.

Aleksei81
21 августа 2024 в 09:11 ответ Мама Стифлера
Мама, честно говоря, познавательней и интересней было бы твой опыт прочесть!)
Плюс литературных интернет изданий еще и в том, что тебе как бы в размещении на них не откажут. Ну а двигаться и пробиваться уже выйдет так, как будет получаться! В отличие от всякого рода госизданий, где руководят такие вот персоны...
Мама Стифлера
21 августа 2024 в 09:26 ответ Aleksei81
Aleksei81, так у меня особо и опыта нет)) Это бы Миссиис Джордж хорошо написала, которая пару лет назад публиковалась на портале. У нее есть своя книга. У меня есть только два сборника со школьных лет, а все мои мысли о книге заканчивались "ай, когда-нибудь потом")
Aleksei81
21 августа 2024 в 09:30 ответ Мама Стифлера
Мама, ну ла-а-адно... Но опыт и общее понимание направления ведь есть? Думаю, это было бы интересно многим почитать!
А вообще, конечно, я думаю, что если кто-то захочет и ступит на этот путь "самиздата", то очень вникнет в "политику" того или иного сайта. А там уже как пойдет...)))
Валерия Фризен
21 августа 2024 в 10:16 ответ Мама Стифлера
Я нашла, прочитала. Ну ты, мать, даёшь! Ты ещё и талантливая стихоплётница, сколько же у тебя талантов! Снимаю шляпу\кепку\фуражку\панамку\козырёк\бескозырку\кандибобер\колпак\Распределяющую шляпу (нужное подчеркнуть)))
Мама Стифлера
21 августа 2024 в 10:30 ответ Валерия Фризен
Валерия, ой, фсё)
Я тебе ссыль кину ВК на страничку в инсте (другую, со стихами), там побольше, коль интересно ;)))
Спасибо, прЫятно)
Мама Стифлера
21 августа 2024 в 10:39 ответ Aleksei81
Aleksei81, кстати, Миссис Джордж вроде как состоит в союзе писателей. Вот бы она и рассказала. Я так, для себя в стол пишу.
Муж говорил, мол, иди печатался. Мне предлагали напечатать стихи в альманахе. Но до дела так и не дошло)
Aleksei81
21 августа 2024 в 10:45 ответ Мама Стифлера
Мама, ну у меня был пример, как одна тогда еще девушка принесла в редакцию одной витебской газеты свои стихи, не буду говорить название, но оно хорошо известно (там еще, Наталья Че вроде как работает?), и ушла оттуда вся в слезах без желания писать что-то и делиться с этим на публику!)
[вырезано редактором]
Мама Стифлера
21 августа 2024 в 10:50 ответ Aleksei81
Aleksei81, не знаю, где работает Наталья, но подозреваю, о какой газете идёт речь. Когда-то я принесла тоже. Мне сказали: "Пффф... Вам надо учиться у Пушкина". Ну, я-то не Пушкин, и никогда Пушкиным не стану. Развернулась и пошла.
В другой раз я распечатала те же стихи и снова принесла. Прошло пару лет. Сидела другая женщина. Она сказала, что очень даже годно и взяла на публикацию. Но в те времена ещё и интернет не у всех был. Поэтому хотелось опубликоваться хоть где-нибудь.
Огурец Кустовой
21 августа 2024 в 10:55 ответ Aleksei81
Ну у меня был пример, как одна тогда еще девушка принесла в редакцию...

Это вы свои рукописи в редакцию принесли и их не приняли? Может быть, не надо так всё близко к сердцу принимать? Зато тут вы в своём сообществе прям эпистолярная акула...

Aleksei81
21 августа 2024 в 11:38 ответ Огурец Кустовой
Огурец, нет, это была (Наталья Че...) моя знакомая... ))) давно это было... Там, кстати, часть коммента удалили, не знаю, кому он давление поднял?!) . Что касается вашего последнего предложения, то... п-ф-ф... Да ну!)
Aleksei81
21 августа 2024 в 11:42 ответ Огурец Кустовой
Огурец, нет, это была (Наталья Че...) моя знакомая..)))
Шучу, конечно...Мы с Наталье Че не знакомы, разве что по ее материалам, когда иногда она отвечает, имеем возможность пообщаться! Автор со своей темой - знакомство с горожанами! Мне нравиться...
macArdRi
21 августа 2024 в 08:56

\\\К сожалению, лёгкая доступность издания книги привела к тому, что сейчас очень много выходит низкопробной литературы, этой «макулатурой» буквально завалены полки магазинов. Издательства ради прибыли часто делают ставку на детективы, душещипательные любовные романы, которые легче раскупаются.

Что то мне это напоминает... А! Вспомнил! Одного такого автора низкопробных душещипательных лёгких романчиков, печатавшихся в разных бульварных газетёнках. Александр Дюма звали.

Aleksei81
21 августа 2024 в 09:09 ответ macArdRi
macArdRi, по той же причине и Конан Дойла не хотели издавать... И именно его Шерлока Холмса!)
maleno4ka
21 августа 2024 в 09:33
"—Порой листаю такие книги и поражаюсь примитивности сюжета, ограниченности словарной лексики, элементарным ошибкам. Они ничего не дают ни для духовного, ни для нравственного и интеллектуального развития личности, — уверена Тамара Ивановна. — Литература — вид искусства, концентрация мыслей и чувств человека. Написанное должно поднимать читателей над бытом, взывать к самым благородным чувствам, мобилизовывать на возвышенное, помогать в каких-то нравственных поисках, преодолении жизненных трудностей."
Примерно такими словами и Пастернака критиковали и Булгакова. О, эти великие писатели, берущие на себя право давать оценку чужим произведениям и учить других как и про что писать.
Александр Иванов
21 августа 2024 в 10:13
В Витебском отделении Союза писателей Беларуси на учёте состоят 43 человека. Автору статьи надо в криминальной хронике статьи писать)))
grandmaus
21 августа 2024 в 10:23
"«Сто лет одиночества» Маркеса или «Тихий Дон» Шолохова" - самое банальное вспомнила
"Чевенгур" Платонова, "Мы" Замятина, "Мелкий бес" Сологуба - вот это бомба, а не книги
Aleksei81
21 августа 2024 в 10:30 ответ grandmaus
grandmaus, не читал ни банального, ни бомбического))) А вообще, считаю, каждый автор наделяет своих персонажей всем необходимым, чтобы пройти свой путь и испытания! Как бы там не банально, как бы ни бомбически это не звучало))
Гусь Гордый
21 августа 2024 в 12:48 ответ grandmaus
grandmaus, Обнимаю. Бро.
Znichka
21 августа 2024 в 10:57

Ох уж это графоманство, когда каждый, кто считает, что изящно излагает мысли или складывает слова в примитивные рифмы, считает нужным издаваться и печататься хоть где)

В итоге целые леса уходят, чтобы потешить чьё-то самолюбие. Но и десятая часть изданного не станет, увы, тем, что люди будут десятилетиями и столетиями хранить в библиотеках.

Mexicanetz
21 августа 2024 в 11:37 ответ Znichka

Znichka, а во времена молодости интервьюируемой - целы леса уходили на то, чтобы потешить самолюбие генсеков кпсс полными собраниями их сочинений, включая малую землю. и ленина. и сталина. и маркса. и где теперь все эти книги?

и теперь она будет нам диктовать, что хорошо и что плохо в книгоиздательстве? если раньше, чтобы тебя издавали, надо было вылизывать зад чиновникам в исполкоме любого уровня?

grandmaus
21 августа 2024 в 10:57

"Прыщи времени" ?

Мама Стифлера
21 августа 2024 в 11:04 ответ grandmaus

grandmaus,

Туман Откусывающий
21 августа 2024 в 23:31 ответ Мама Стифлера
Каааааааак я люблю этот мем))))
Мама Стифлера
21 августа 2024 в 11:08
Тамара Ивановна пишет только стихи или ещё и прозу? Где почитать можно (кроме как купить книгу, разумеется)?
Мама Стифлера
23 августа 2024 в 00:48 ответ Туман Откусывающий
Туман, оо, большое спасибо! Обожаю хорошую поэзию, обязательно почитаю)
Сам Такой
21 августа 2024 в 21:22
Как развидеть этот текст и этого лауреата председателя...
AnnVitebsk
21 августа 2024 в 23:00
Вот с тем, что надо читать классиков, согласна. Такой тонкости, изящества, метафоричноти редко встретишь в современных книгах. Опять же, грамотность и богаство лексики. Пушкина читать не перечитать.
Mexicanetz
30 августа 2024 в 12:18 ответ AnnVitebsk
AnnVitebsk, во времена пушкина сравнивать что-то с чем-то был очень скудный выбор. технологии принесли в наше время миллионы новых сравнений. таких, от которых пушкин нервно закурит в уголочке
Мама Стифлера
23 августа 2024 в 01:00
Почитала биографию и стихи.
Я, конечно, не эксперт, но если считается то, что я этакий графоман в области стихосложения, у которого есть пара грамот за его стихоплетство, позвольте выразить честное мнение.
Стихи сильные. Некоторые читала и плакала, некоторые не смогла дочитать даже.
Для меня, как для любителя хорошей поэзии, как глоток свежего воздуха
Спасибо.