Этот кинообзор мы посвящаем только одному фильму, который в минувшую субботу впервые показали на больших экранах витебских кинотеатров, а мировая премьера состоялась 12 августа.
Да, речь о фильме «Чужой: Ромул».
Но мы не только «посмотрим» новый фильм — предлагаем быстро вспомнить всю франшизу и причины, по которым фанатов у чужих на Земле, больше чем в Космосе :)
Если вы всё ещё не знаете, кто такие чужие и почему миллионы людей ждали «Ромула» — почитайте обзор, вдруг и вам захочется приобщиться к этой киновселенной.
Вообще трудно поверить, что 45 лет назад Ридли Скотт — режиссёр с мировым именем и признанием (но это уже сейчас) — смог снять не просто кино.
Этот человек и его команда смогли создать фильм, который опередил своё время настолько, что и сегодня — в эру ИИ, дипфейков, компьютерных спецэффектов и 3D — смотрится как нечто великолепное. Почти шедевр.
Фильм «Чужой» вышел на экраны в далёком 1979 году и сразу стал иконой. Иконой кинофантастики. Иконой киностиля и просто иконой для фанатов.
Молодая и прекрасная Сигурни Уивер, бесконечный ледяной Космос, который уже немного покорился человеку, шикарный вайб массивных космических кораблей, андроиды и атмосфера межгалактических перелётов как чего-то скучного, надоевшего, сложного, как самая тяжёлая работа, от которой ты давным-давно устал...
Ридли Скотт одарил Космос и «космонавтов» немного печальной бытовой земной рутиной. И в этом один из секретов успеха.
Мы видим космический корабль «Ностромо» (запомните это название), перевозящий обогащённую руду, а в нём видим обычных людей, которые устали и хотят домой. Они едят чипсы, курят сигареты, тискают рыжего кота, смеются, спорят и щёлкают механическими кнопками, управляя кораблём. У них нет порядка, в корабле местами валяется хлам, а переходы между отсеками напоминают подземные переходы в неблагополучных районах...
Ридли Скотт показал зрителю совершенно неотгламуренный Космос, и, скорее всего, он станет именно таким, когда придёт время. В это мы верим, за это мы любим этот фильм.
В 1979 году трудно было предугадать развития технологий — экраны мониторов фильма копируют первые компьютеры, никаких тачскринов и сенсоров — только приятные щелчки механических клавиатур. Эта красивая эстетика восьмидесятых рассыпает по телу смотрящего армии мурашек и желание понажимать на эти кнопочки, непринуждённо закинув ноги на панель управления.
Фильм снят настолько правдоподобно, настолько качественно и убедительно, что в этот Космос хочется попасть. Хочется стать его частью. Потому что он понятен, не перегружен терминами и правилами. Он как жизнь на Земле, только в Космосе.
И вот среди этой космической рутины и всё той же исторически сложившейся глупости и неосторожности человека появляется он — Чужой. Это появление считается каноничным, и создатели фильма показывают все этапы стремительного развития этой агрессивнейшей из всех форм жизни. Вопросов у зрителя не остаётся. Ну только если попытаться задуматься, а откуда он вообще взялся этот Чужой? Но этот вопрос пока никого не волнует. Не до этого...
При довольно скромном бюджете в 11 миллионов долларов фильм «Чужой» смог собрать рекордные почти 100 миллионов за прокат. А это 1979 год, и сейчас этот прокат оценили бы, возможно, в миллиард всё тех же долларов.
Успех был, как говорится, ошеломительным.
Зритель влюбился в лейтенанта Рипли (её играет Сигурни Уивер) и в Чужого. Этот космический монстр, которого невозможно переиграть, пережить и перестать бояться, завоевал сердца киноманов по всему миру. И завоёвывает до сих пор. Лицехваты, грудоломы, ксеноморфы — это база, которую знает каждый, кто хоть раз видел «Чужого».
Фильм стал классикой мирового кинематографа и историей, которую пересматривать и пересказывать можно бесконечно долго.
В 1986 году Джеймс Кэмерон (да, именно тот, который потом «Титаник» снял) выпускает продолжение «Чужого» — фильм «Чужие».
В 1992 году Дэвид Финчер (тот, который снял «Бойцовский клуб») снимает продолжение — фильм «Чужой 3».
В 1997 году на большие экраны выходит лента «Чужой 4: Воскрешение» от режиссёра Жан-Пьера Жёне («Амели»).
Каждый из известнейших и талантливейших режиссёров привносили в эту историю что-то своё, что меняло настроение рассказа и восприятия героев. В этом и есть фишка франшизы — она качественно разная и одинаково захватывающая одновременно.
«Чужой 4» стал последним фильмом франшизы, которая рассказывала историю взаимоотношений лейтенанта Рипли и чужих.
Поклонники спорили и спорят, какой фильм лучше, какой вообще не стоило снимать, но по итогу все фильмы засмотрены до дыр и являются основой вселенной «Чужой».
После «Чужого 4» наступила тишина. История Чужого, которую начал в 1979 году рассказывать Ридли Скотт, была абсолютно логично закончена без шанса возрождения. Да и нужно ли снова что-то воскрешать?
Да, были попытки возродить франшизу фильмами «Чужой против Хищника», но эти фильмы стали таким киношным попкроном, который не утолял голод фанатов этого киномира и вообще был принят прохладно. Их не относят к канону и к просмотру не сильно рекомендуют. Эта ветка заглоха и не была принята зрителем.
2012 год. Человечество ждёт очередного конца света. Апокалипсис отменился, но на экраны вернулся он — Чужой.
И снова его возродил Ридли Скотт, который за прошедшие от первой части 33 года, успел набраться опыта, именитости, сил и идей.
Фильм «Прометей» откатывает историю чужих в прошлое. Ридли Скотт решил показать зрителю, как всё начиналось.
Критики встретили этот фильм не сильно-то восторженно, но на то они и критики. Зрителям новый фильм пришёлся по душе.
Шикарный каст — Шарлиз Терон, Идрис Эльба и, конечно же, Майкл Фассбендер, который стал новым человекоподобным героем франшизы. Почему человекоподобным? Потому что он играет роль андроида. Потом будет Эш из первой части и Бишоп из второй, но сначала был он — Дэвид.
В «Прометее» вам не покажут чужих. Но вы будете чувствовать, что они вот-вот где-то появятся. Будете их ждать...
История «Прометея» в меру мрачна, в меру увлекательна и снята всё с тем же ридлискоттовским размахом. Да, теперь здесь появился какой-то отблеск моды 2010-х годов, но это не напрягает. И спецэффекты теперь сделаны не на коленке, а на компьютерах, но и это зритель воспринимает нормально.
Игра актёров и свежесть истории слишком заманчива, чтобы думать о таких мелочах :)
В 2017 году Ридли Скотт снимает продолжение — фильм «Чужой. Завет». В этом фильме мы снова видим Майкла Фассбендера — даже помноженного на два — и наконец-то мы узнаём, как и благодаря кому в Космосе появился тот самый Чужой, с которым мы познакомились в 1979 году.
И всё. Можно заканчивать, но нет...
2024 год. Мы всё ближе к тому будущему, которое Ридли Скотт показал нам в самом первом «Чужом».
И вот на экранах новая история о чужом. Ромул — это название космической станции, на которой разворачиваются события фильма. Напомним, что предыдущие части также называли в честь космических кораблей. Судя по тому, что станция вообще делилась на две части — Ромул и Рем (всё по античной классике с римской волчицей) — есть шанс, что через пару-тройку лет выйдет «Чужой: Рем», но это потом. Сегодня о Ромуле.
Итак, первые минуты фильма относят нас на обломки корабля «Ностромо» — того самого, на котором разворачивались события фильма 1979 года.
Поклонник фильма сразу понимает — вот отсюда-то и берут чужого для «Ромула».
А дальше мы окунаемся в беспросветную (в прямом смысле слова) жизнь одной из колоний человечества на какой-то мрачной планете, через атмосферу, в которую никогда не проникает солнечный свет.
Создатели франшизы впервые показывают зрителю жизнь человечества в этом недалёком будущем вне космических приключений. Уставшие люди, работа теперь ещё и на колонизированных планетах, попытки улучшить жизнь и андроиды-синтетики им в помощь.
Фильм «Ромул» снят в полном соответствии канону, который создал Ридли Скотт в 1979 году. Мы в 2024 году видим всё ту же киношную атмосферу восьмидесятых.
Ребята в не очень чистых кроссовках Reebok и заношенных джинсах строят жизнь в чужих солнечных системах и летают в глубины космоса. Поэтому в отличие от бесчисленного числа космических одиссей, вселенная «Чужие» так близка зрителю.
Вряд ли к такому космическому будущему сейчас стремится Илон Маск со своим Star X, но глядя фильм из настоящего, повторимся, есть ощущение, что всё именно так и будет...
Герои фильма «Ромул» — молодые люди, связанные братско-сестринскими и немного романтическими отношениями, очень хотят улететь на другую планету. Также колонизированную человечеством, но там есть закаты и рассветы. А это уже звучит как мечта, которая стоит того, чтобы за неё побороться. Пусть даже с чужими.
Для перелёта нужны криокапсулы. Именно в такой криокапсуле в этот же момент где-то в космосе летит спасшая саму себя лейтенант Рипли — события «Ромула» происходят между фильмами «Чужой» и «Чужие».
И герои фильма находят эти капсулы совсем недалеко — у орбиты своей планеты на заброшенной почему-то станции «Ромул и Рем»...
Дальше понятно. Молодые люди прилетают на станцию и начинается борьба.
Да буквально всё. Радует подбор актёров — молодые, симпатичные и не переигрывающие в героев.
Атмосфера классического «Чужого» передана ну практически идеально. Нюанс только в том, что первый фильм снимали на плёнку, а «Ромула» на цифру. Но цветокор, антураж и декорации максимально приближены к первому фильму. Истинным фанатам франшизы смотреть приятно.
В фильме, помимо темы чужого, затрагивается только одна — её уже трогали в предыдущих частях — то, как человек создал искусственный интеллект и андроидов, а теперь пытается их же унизить и указать их место, напомнить кто главный. И как принято в франшизе — андроиды могут иногда себе оскорбиться, позволить иметь собственное мнение и пренебречь интересами одного человека ради интересов человечества.
Фильм затягивает. Он динамичен — возможно даже динамичнее всех предыдущих частей, он раскрывает сразу несколько сюжетных линий, и во многих из них зритель сопереживает героям. Не только из-за их неожиданного знакомства с чужими, сколько из-за их простых человеческих проблем.
Пусть это будет спойлер. Но в фильме появляется копия андроида по имени Эш — в первой части «Чужих» его сыграл Иэн Холм. В зрительном зале пробежал взволнованный шумок, когда собрата Эша показали на экране. И этот андроид в «Ромуле» снят с помощью технологии дипфейк.
И это то, что ну очень сильно резануло глаза. Иэна Холма давно нет в живых, да даже если бы и был — актёру было бы уже за 90 лет, поэтому обломки «Ностромо» и андроид из той же серии, что и Эш — это наша связь между фильмами, между новым и любимым. Но этот дипфейк сделан настолько топорно, что кажется его создавали в бесплатном приложении, а не на студии «21 век»...
Что касается самих чужих — и лицехваты, и грудоломы, и сами взрослые ксеноморфы — к ним не придерёшься. Как в старые добрые времена. Идеально всё. Перед премьерой создатели «Ромула» хвастались, что создали аниматроники чужих для съёмок — всё как положено. И мы снова в этом космическом аду, где есть только страх и неубиваемые чужие... ммм, сказка.
Фильм получился зрелищным. Сюжет сложнее, чем может показаться сначала. Мы видим новое, мы вспоминаем старое и мы хотим ещё.
Да, это новый фильм, а не то, что было 45 лет назад, но кто сказал, что это плохо?
По крайней мере пока не видно желания создателей превратить франшизу в бесконечное «мыло», как сделали со вселенной, к примеру, «Звёздных войн». Сюжет окончен и продолжение этой линии героев будет нелепым. Но это пока.
Фильм будет интересен и опытным поклонникам «Чужих» — здесь мы видим новые вариации развития ксеноморфов, хотя эта тема уже открывалась в «Прометее», «Завете» и «Чужом 4», и тем зрителям, для которых этот фильм станет первым из франшизы. Если вдруг вы не видели предыдущие части — можно начинать смотреть и с этой — вам всё объяснят :)
Ну а для тех, кто подзабыл, или вообще не погружён в тему, но погрузиться хочет, делимся правильной хронологией франшизы и в каком порядке нужно на сегодняшний день смотреть историю этой вселенной:
Автор: Хом Тэнкс
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.
Чужие — это классика. Люблю их.
Больше чужих люблю только Фассбендера в «Прометее» и «Завете». Он там так хорош, что сил моих нет)
Как говорится, если бы у меня такой андроид был — «я был бы Супермен» (с):