Рабочие тетради: боль всех родителей страны?

10 сентября 2024 в 06:00
Поделиться
Класснуть
Отправить

Для кого-то сентябрь — чудная пора, бархатный сезон и возможность порадоваться тому, что школа давно позади. Но это только для кого-то.

А для родителей школьников — это пора суматохи, бесконечных родительских собраний, денежных сборов и... поисков рабочих тетрадей.

Если вы не знаете, что это такое, то вам повезло. А тем, кто понял — оставайтесь, давайте погорюем вместе.

У меня двое школьников. Оба уже в средней школе. И последнюю неделю мы с ними развлекаемся тем, что ищем по всем книжным магазинам, интернет-магазинам и маркетплейсам рабочие тетради по ряду предметов: биология, физика, алгебра, геометрия... пока вроде всё, но это только пока.

Так же развлекаются родители из наших классов. Активные в чатах докладывают и дополняют списки магазинов города, где этих тетрадей нет.

Мы тут на днях в Минске были — обошли несколько очень больших книжных магазинов, включая государственную «Белкнiгу». И там этих тетрадей нет. Зато есть сотни родителей, которые прямо у книжных полок делятся друг с другом знаниями, где можно найти ту или иную предметную тетрадь.

А буквально вчера в реках «Тик Тока» мне встретилось видео от одной белоруски, которая наконец-то вслух заявила об этой проблеме. К сожалению, видео можно посмотреть только на самой платформе. На данный момент у него больше 300 тысяч просмотров и около 2 тысяч комментариев:

Родители со всей страны в едином порыве находятся в лёгком ежегодном шоке — эти рабочие тетради требуют в школах по всей Беларуси, учителя в некоторых случаях обещают двойки за отсутствие тетрадей и вроде как занятия они по ним проводят, но этих тетрадей, как оказывается, нет в книжных от Бреста до Витебска.

Министерство образования эти тетради рекомендует, а не требует (!) для поглощения учебной программы. Но школы почему-то требуют.

Как справедливо отмечают родители — стоят эти тетради денег приличных (не рубль и не два), но зачем они нужны и чем так бесценны для школьников — ответов нет.

Возникают справедливые вопросы: почему для изучения школьной программы мало школьных учебников?
И почему, если эти тетради так необходимы, их не закупают школы централизованно?

Не хочется становиться брюзгой, которая скажет «мы учились без этих тетрадей», но как бы не хотелось — сказать придётся.

И ладно просто пойти и купить — но их же невозможно купить и найти. А дети приходят на уроки и получают выговоры за отсутствие учебных пособий.

Предугадывая вопросы:

  • список тетрадей дают только в начале учебного года, когда занятия уже начинаются;
  • да, их прямо требуют на уроках;
  • да, как правило, тетради нужны по ключевым предметам;
  • да, их правда нет нигде-нигде, по неподтверждённым данным, издательство «Аверсэв» обещает напечатать их только через две недели;
  • конечно, можно не покупать и не заморачиваться, но ребёнок будет регулярно получать внушения от учителя и, возможно, получать двойки-тройки.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

64 комментария
Mexicanetz
10 сентября 2024 в 06:40
никто ничего не требует. требующего учителя вызываем на ковёр к директору. да и сам директор обычно в курсе о необязательности.

поставленную двойку отменяем на раз-два.

поясняю: берется ПРОСТАЯ тетрадь, подписывается "тетрадь для ЛАБОРАТОРНЫХ работ по биологии" и руками заполняется!
и учитель ОБЯЗАН показывать, как это делается!!!!
рабочая тетрадь просто экономит время на оформление. но она экономит время учителю. в то время, как учитель обязан писать на доске форму оформления, он не пишет, а сидит ногу на ногу и плюет в потолок

то же самое и по английскому.

macArdRi
10 сентября 2024 в 08:43 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, Я думаю что если попадётся упорный и въедливый родитель, который после первой двойки за отсутствие тетради напишет целую кипу жалоб в РОНО, МАРТ, АП, ООН и спортлото и потом будет бомбардировать школу новыми кляузами про всё на свете (а придраться там на абсолютно законных основаниях можно примерно ко всему) - его фамилию ооочень быстро запомнят, будут обходить по стеночке, и уж точно вопросы к ребёнку по поводу отстутствия тетрадей мгновенно пропадут.
Rebrov
10 сентября 2024 в 09:25 ответ macArdRi
macArdRi, по поводу тетрадей да,а вот затюкать ребенка всякими законными предирками вполне могут.
Mexicanetz
10 сентября 2024 в 09:59 ответ macArdRi
macArdRi, 1) не надо писать жалобы. Достаточно разговора с директором
2) вы напишете жалобу, а на вас напишут соп.
id24079
10 сентября 2024 в 10:53 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, вы все верно говорите, только попадет ли потом ребенок в 10 класс? Как теперь рассказывают коллеги, не попасть в 10 класс, если у тебя 8 и 9 , а не только 9 и 10, можно запросто. А как занижают оценки из-за отсутствия тетрадки (я ее куплю, но ее не было в продаже) мы тоже проходили: да, я сходила в школу, поорала, потрепала нервы, да ту оценку убрали, но за четверть ребенок получил не 9, а 8, да фигня вроде бы, да за следующую четверть была 9, но за год ему поставили 8, а так было 9. Да, ну и пусть задавятся, но это сейчас, а в 9 классе из-за этой 8-ки может не попасть в 10 класс. И поверьте, вам найдут тысячу законных оснований для отказа в 10 -й класс это аргументировать.
А в остальном я полностью согласна с вами.
Znichka
10 сентября 2024 в 10:59 ответ id24079
id24079, а стоит ли вообще идти в 10 класс? что дают эти два школьных года? Нет такого высшего, куда непременно надо 11 классов закончить. За это время лучше закончить профильный колледж, техникум и тд, а дальше, если есть желание топать в универ.
id24079
10 сентября 2024 в 11:44 ответ Znichka
Znichka, наличие вышки-это немного другое, это отдельная ступенька. Идти в пту еще куда ни шло для деаочки, а для мальчика сразу после пту солдатские боты, а потом захочет ли после 20 лет идтина ту вышлю, плюс, упущенные 2 года в армии. Поэтому сложно и много вопросов.
Mexicanetz
10 сентября 2024 в 12:06 ответ id24079

id24079, не надо орать и трепать нервы. Всем же только хуже. Есть директор. Он - высшее исполнительное лицо. И он первый за хорошую статистику поступления в 10 класс. Это пусть он уговаривает учительниц не занижать оценки.

И он первый за незанижение, потому как районо ему первому по ушам и настреляет

Mexicanetz
10 сентября 2024 в 12:08 ответ Znichka
Znichka, а ничего, что бесплатно у нас только одно образование после школы? Если вы хотите в универ платно - не вопрос, палите бесплатное на колледже. Но дешевле закончить 11 и поступить бесплатно в универ
Znichka
10 сентября 2024 в 13:08 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, вы что-то путаете, скорее всего) Второе высшее платное — это да. А первое после коляги или любой другой шараги по профилю — бесплатное. Обычно ещё по сокращённой форме обучения)
id24079
10 сентября 2024 в 13:53 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, чисто случайно услышала разговор директора с кем-то на счет детей дибилов и их дибильных мамок, после этого я поняла, что все только в руках родителей, в том числе и подпихнуть к понятию ребенка о нужности учебе и что ему за это будет светить.
id24079
10 сентября 2024 в 13:55 ответ Znichka
Znichka, если мозгов хватит поступить
Znichka
10 сентября 2024 в 14:01 ответ id24079
id24079, нуу... так и после 11 классов мозгов должно хватить — их же вместе с аттестатом не вручают)
id24079
10 сентября 2024 в 14:05 ответ Znichka
Znichka, ну так за мозгами в 10-11 класс и ходят.
Mexicanetz
10 сентября 2024 в 14:28 ответ id24079
id24079, ну ведь действительно есть такие дети, которые, как и их родители, не отличаются умом и сообразительностью. в сердцах еще и не так скажешь...
id24079
10 сентября 2024 в 14:39 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, в сердцах сказать согласна, можно все. Но директор должна помнить, что она -педагог и держать себя в руках, а тем более при посторонних.
Mexicanetz
10 сентября 2024 в 16:21 ответ id24079
id24079, директор не педагог, а администратор. А в руках держать себя обязан не потому, что педагог, а потому что госчиновник нижайшего ранга.
id24079
10 сентября 2024 в 17:47 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, изначально она или он- педагог.
Mexicanetz
10 сентября 2024 в 18:47 ответ id24079
id24079, а мы все изначально зиготы, и что из этого? Должностная инструкция директора - административна
Mexicanetz
10 сентября 2024 в 06:46
вкоатце поясню, почему беготня за рабочими тетрадями начинается именно после 30 августа.

обычно в это время в школу возвращаются к началу учебного года учителя, происходит педсовет и происходит РАЗВЕРСТКА учителей-предметников по классам. а у каждого предметника свои предпочтения по рабочим тетрадям. кому-то они не нужны, кому-то нужны этого года, кому-то нужны образца прошлого года. 31 числа предметники доводят сведения о тетрадях до классного, а те публикуют эту информацию в вайбер-чатах

поэтому раньше НУ НИКАК.

Cbeta
10 сентября 2024 в 07:34
О, этот сентябрьский квест, обожаю!

Почему бы минобру со своими "рекомендациями" не согласовывать это все с издательствами ещё летом?

Мой лайфхак: печатаю первых 6 страниц пособий по фото от тех, кто урвал пособие либо ищу в эл.виде в инете. А потом когда буря поутихнет иду покупать.

Оценки за отсутствие пособий это вообще как? Пособий нет, потому что их нет в магазинах, а не потому что ты не хочешь учиться..

Александр Иванов
10 сентября 2024 в 07:45
Мне вот интересно куда смотрит МАРТ(министерство антимонопольного регулирования) если данные тетради издаются и продаются только в одном издательстве?
Aleksei81
10 сентября 2024 в 08:11
У меня к школе, конечно, много вопросов, включая треклятые тетради...Есть вопрос и в отношении школьных учебников, которые школяры носят из школы домой и из дома в школу, отчего рюкзак тяжелее, чем рюкзак десантника на марше... Ладно, провалили идею электронных учебников, но введите второй комплект, который будет раздаваться на уроках. Дорого? А вкладывать деньги в развитие электронных учебников и электронных пособий - дешевле? То же требование к тетрадям для контрольных работ - чтобы были однотонные для всего класса - абсурд и прихоть. Как это влияет на рабочий процесс? У
сына, например, учебные субботы с этого года. Да, день не полный, и как бы не совсем учебный, но начала занятий в 8:00... В субботу! Явка - обязательна... Да много чего не того...
Cbeta
10 сентября 2024 в 09:08 ответ Aleksei81
Aleksei81, уже который год получаем учебники и я складываю их в дальний угол шкафа. Дочь ходит с планшетом и электронными версиями на нем.
Aleksei81
10 сентября 2024 в 09:26 ответ Cbeta
Cbeta, при этом учебники все равно выдают?!)
Cbeta
10 сентября 2024 в 09:43 ответ Aleksei81
Aleksei81, да и плачу за них, но хотя бы не носит тяжести.
Mexicanetz
10 сентября 2024 в 10:06 ответ Cbeta
Cbeta, дома заниматься по планшету неудобно, особенно математикой. В алгебре есть такие места, что надо одновременно три учебника, открытые на разных страницах. Плюс к тому, чтение с бумаги в условиях хорошего освещения правильным светом меньше садит глаза, чем любой планшет
Александр Иванов
10 сентября 2024 в 10:17 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, это что же за тема такая по алгебре где надо 3 учебника сразу?)
Znichka
10 сентября 2024 в 13:08 ответ Cbeta
Cbeta, можно вопрос? Учебники в планшете типа айпад или в электронной книге?
Cbeta
10 сентября 2024 в 18:06 ответ Znichka
Znichka, планшет на Андроиде, учебники в pdf-формате, скачанные с uchebniki.by
Znichka
10 сентября 2024 в 20:33 ответ Cbeta
Cbeta, спасибо большое. Даже не знала, что так можно и где скачать. Мать года))
Господин Оформитель
10 сентября 2024 в 08:44
У меня многолетний лайфхак.
Сын в первый день идет в школу, потом на неделю "болеет". За неделю все успокаивается, никто не истерит и суетится. И можно спокойно и тетрадь купить и на занятия сходить.
А еще тетради любые часто есть в районных гр. В прошлом году тоже была суета, а в Шумилино их было навалом.
Сентябрь это хорошая погода. Надо гулять по улицам, пить кофе, а не переживать из-за школы.
Вообще надо бы запретить привлекать родителей к школе.
В моем детстве родители в школе появлялись на родительском собрании изредка и если на меня милицию вызывали. И остальные также.
Нужны школе специальные тетради - пусть закупят как учебники и раздают.
И это... У нас в школе стояли парты с "хлопушками". Года 1930 выпуска наверное. Обцарапанные, многократно облитые чернилами, краской и кровью из носов.
И выдавали такие же обшарпанные учебники. На учебеом процессе это никак не сказывалось.
Шторы на окна? Зачем? Школьник должен через окно видеть реальность, в которой ему приходится жить и получать п.. ли после школы. Должен радоваться солнышку через немытое стекло и тихонько резать перочинным языком на парте свое отношение к предмету.
А то лишили детей полноценного детства своими тетрадками...
У школы единственная ценность - те редкие Учителя, на занятия которых дети ходят с удовольствием и получают знания. Остальное все трата времени
Znichka
10 сентября 2024 в 09:28

Пользуясь случаем: ищу тетрадь по биологии 8 класс и тетради по алгебре и геометрии за 7 класс...

Aleksei81
10 сентября 2024 в 09:31 ответ Znichka
Znichka, продам тетрадь по биологии 8 класс и тетради по алгебре и геометрии за 7 класс... с правильными вариантами ответов!)))
Нел Вик
10 сентября 2024 в 09:29
Уважаемые родители! есть прекрасный магазин Кнiгарня, который на перекрестке Герцена/Буденного/Белобородова. Там всегда полные комплекты, если только не раскуплены ушлыми родителями перед началом учебного года! Продавцы всегда знают даты поставок.
Cbeta
10 сентября 2024 в 09:46 ответ Нел Вик
Нел, да в курсе мы про этот магазин-склад, ждём поставок.
Географию 9 класс вообще решили переиздать в сентябре, молодцы!
Галина Бобкина
10 сентября 2024 в 09:55
Ничего вы не понимаете) Все эти тетради нужны для утяжеления портфелей и, главное, для выполнения плана по сдаче макулатуры в конце учебного года.
Mexicanetz
10 сентября 2024 в 10:02 ответ Галина Бобкина
Галина, планы по макулатуре решаются знакомством директора или завуча с замдиректорами торговых точек. Центнерами!
Галина Бобкина
10 сентября 2024 в 10:06 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, ну, не во всех же школах есть такие знакомства.
Mexicanetz
10 сентября 2024 в 10:12 ответ Галина Бобкина
Галина, это головняк директора. На тетрадках столько не наберешь
Галина Бобкина
10 сентября 2024 в 10:57 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, курочка по зёрнышку...)
Mexicanetz
10 сентября 2024 в 12:15 ответ Галина Бобкина
Галина, пока бошка не отвалится!
id24079
10 сентября 2024 в 10:54
Я не против покупать эти проклятые тетради, но дайте вы список в конце года, зачем устраивать гонки и бои в начале первой школьной недели?
Aleksei81
10 сентября 2024 в 11:12 ответ id24079
id24079, так программы формируются и утверждаются фактически в начале месяца, читай, в сентябре. Простой пример: держу пари, расписание уроков в школе, где учатся Ваши дети, еще толком не утверждено... И еще в течение нескольких недель возможны изменения. И вот казалось бы: зачем менять расписание нынешнего условного 8-го А, если можно переутвердить его на новый учебный год с прошлого 8 А? Но нет... Легких путей мы не ищем. И это только на уровне одной школы. Здесь же - целая система! ТО одни вам тетради нужны, то другие пособия, которых ранее и вовсе не было, но вот и... пожалуйста!)
id24079
10 сентября 2024 в 11:48 ответ Aleksei81
Aleksei81, так в том то и дело, что называется просыпаться нужно раньше с утверждением программ. А расписание- это вообще не понять что и вспоминается совесткая школа в начале 90- х, когда мы шли числа 26 августа и уже было утвержденное расписание!!!!! А сейчас 29 августа, а школа не может определиться до конца со сменами....бред.
Mexicanetz
10 сентября 2024 в 12:14 ответ id24079
id24079, нет. Виной всему позиция минобезобразования, которое дало учителям карт-бланш на выбор пособий на печатной основе. И лично я - пока за это. Потому как пособия с каждым годом хуже и хуже
Александр Иванов
10 сентября 2024 в 12:57 ответ id24079
id24079, расписания нет сейчас по причине жуткого недокомплекта учителями в школах, когда в самый последний момент формируется штат и распределяется нагрузка + доезжают распределенцы.
id24079
10 сентября 2024 в 14:03 ответ Александр Иванов
Александр, в старшей школе - возможно, спорить не буду, но в младшей, где 1 учитель основной, певичка и учитель иностранного языка- ? Я не понимаю почему. Зато завуч может себе позволить быть в отпуске до 25 августа, да, возможно не каждый год, но за младшую школу столкнулись и столкнулись, что завуч может позволить себе отдыхать, когда самое пекло.
Qwerty12
10 сентября 2024 в 11:39
Возможно, подрасту - пойму, но пока нужны пояснения. Родители - взрослые люди, они в курсе, что оценки, особенно незаслуженные, никак не влияют на дальнейшую жизнь. Возможно, в каких-то исключительных случаях, если ребенок учится в 11 классе и метит в вуз с проходным баллом 400, ему и стоит переживать, но это редкость. А остальные зачем нервничают и чуть ли не дерутся за тетради? Непонятно.
id24079
10 сентября 2024 в 11:50 ответ Qwerty12
Qwerty12, так в том то и дело, что родители хотят своим детям лучшее (вуз с проходным баллом 400, а не 120).
Mexicanetz
10 сентября 2024 в 12:12 ответ Qwerty12
Qwerty12, ну себе приятнее ж ребенок отличник, а не хорошист
Александр Иванов
10 сентября 2024 в 13:01 ответ id24079
id24079, с 90% рисованными оценками детям ВУЗ в 120 проходных баллов это самое то для нынешних выпускников. Минск всегда шел в первом потоке чтобы со всей республики отобрать лучшее, а все остальные ВУЗы за исключением Меда всегда получали по остаточному принципу.
Плюс каждый год размазывают подсчет баллов на ЦТ для того чтобы скрасить уровень всеобщей безграмотности и успеваемости.
Итого: в школе имеем высокие средние баллы, а на ЦТ баллы ниже плинтуса.
id24079
10 сентября 2024 в 13:49 ответ Александр Иванов
Александр, ну так что давайте себе найдем оправдание, что оценки рисованные (хотя я в начальной школе такого не заметила), сложим лапки и не будем ничего делать.
Александр Иванов
10 сентября 2024 в 14:33 ответ id24079
id24079, а почему именно оправдание если такова реальность. У меня мать - в прошлом учитель одного из предметов. Как оно там рисуется и ставится знаю и можно описать математическим примером (4 пишем - 2 в уме). Проблема комплексная и для того чтобы её решить надо прежде всего самим открыть глаза и посмотреть в правде в глаза на успеваемость, качество подготовки преподавателей\учеников и перестать натягивать сову на глобус. Была когда-то попытка внедрить Болонскую систему в высших учебных заведениях, но она закончилась отставкой министра образования. Потому в правительстве быстро смекнули, что толковых людей не останется совсем и наша система подготовки отстала просто по всем фронтам.
id24079
10 сентября 2024 в 14:37 ответ Александр Иванов
Александр, написано много, а сути : как добиться знаний нет.
Александр Иванов
10 сентября 2024 в 14:58 ответ id24079
id24079, я не специалист в области образования, но по моему субъективному мнению нужно:
1) Начать с себя и не думать что раз отдал ребенка в школу, то хай там и учат. Образование это не только школа. Это комплексная подготовка
2) Перераспределение бюджетного финансирования. Сейчас одни бюджетники получают слишком много плюшек относительно других
3) Отменить целевые показатели в школах по оценкам и перестать обманывать самих себя о качетсве успеваемости. Если уже решили идти с тестированием(я за него так как снижает коррупционную составляющую при поступлении в ВУЗ), то довести его до ума и усложнить исходя из программы. Хотя бы как это было в начале 2000х годов.
4) Поднять проходные баллы в педагогических университетах. По выходу из педухи предоставить учителям будущим огромные льготы, но не всем, а исходя из среднего балла аттестата.
5) Повысить статус учителя и убрать лишнюю нагрузку на него. Учитель должен только учить, а не заниматься походами по домам и прочими ненужными вещами.
Qwerty12
10 сентября 2024 в 15:16 ответ id24079
id24079, и как двойка по биологии в 7 классе за отсутствие тетради повлияет на поступление в вуз? Да, я в курсе, что "сначала ты работаешь на зачетку, потом она на тебя", но если ребенок заинтересован в учебе в целом, то про невовремя купленные тетради к 11 классу никто и не вспомнит.
id24079
10 сентября 2024 в 15:24 ответ Александр Иванов
Александр, абсолютно с вами согласна.
id24079
10 сентября 2024 в 15:29 ответ Qwerty12
Qwerty12, а вы с 1 класса были заинтересованы в учебе? К сожалению, понимание важности знаний приходит хорошо, если в классе 8-9.
Qwerty12
10 сентября 2024 в 16:28 ответ id24079
id24079, лично я - да, с 1 класса. Бывает и такое. Но при чем здесь это?
Я к тому, что если ребенок учится, ему эта 2 за отсутствие тетради роли не сыграет, он все равно останется при своих знаниях. А если нет, то двойкой больше, двойкой меньше...
id24079
10 сентября 2024 в 17:46 ответ Qwerty12
Qwerty12, а поставят ли ему потом выше бал? Я тоже за знания, а не за оценки, но как показывает опыт других, что роль среднего балла никто не отменял, увы, здесь как в универе: сначала ты на зачетку, а потом зачетка на тебя, знания....как бы на практике получается, что в универе ты в общем учился, а на практике - все с нуля. При поступлении как раз аттестат и его средний бал и играет ого го какую роль.
Qwerty12
10 сентября 2024 в 18:15 ответ id24079
id24079, странный вопрос. Конечно, поставят, если есть за что. После одной двойки мир не рушится.
У меня тоже в свое время стояли 1, причем заслуженные: за невыполненное д/з, например. А потом как ни в чем не бывало девяточки за ответы и контрольные.
id24079
10 сентября 2024 в 22:36 ответ Qwerty12
Qwerty12, ну вы вообще уникальная умничка
id52891
10 сентября 2024 в 20:16
вообще не парюсь.. нашОл титрать для раболаторных работ - куплю, не нашел - и так сойдет.. из школы из этого не выгонят..