«Научиться рисовать может каждый!» — интервью с художником Анной Карасевой из Витебска

11 сентября 2024 в 06:00
Поделиться
Класснуть
Отправить

Анна Карасева — художник-педагог из Витебска. Она сама с удовольствием рисует и другим помогает раскрыть в себе художника. Чтобы поговорить об искусстве и не только, мы пришли в арт-студию на Октябрьской,12.

Анна, в детстве вам приходилось слышать что-то вроде: рисовать — это хорошо, но неплохо было бы и «нормальную» профессию получить?
У нас в семье художников не было. Пожалуй, самый творческий человек — дедушка. В молодости вместе с другими ребятами-энтузиастами он снимал кино, состоял в клубе кинолюбителей. У дедушки даже был значок: «Отличник кинематографии Латвии». При этом он ходил на «нормальную» работу: преподавал в военном училище. Так вот, он мне всегда говорил: «Аня, не надо играть в искусство». Эта фраза меня никогда не покидала. Но сейчас я в искусство не играю, я им живу. И это другая история. Я хорошо училась и могла позволить себе любую обычную профессию. Естественно, родители хотели для меня стабильной, предсказуемой судьбы. Но я их уговорила, убедила, что мне обязательно надо попробовать, чтобы не утратить навык, который с 13 лет осваивала в художественной школе. Я поступила на худграф, таким образом в некотором смысле продолжила дело своего рода. Да, художников в нашей семье не было, зато было много педагогов.
От чего старался уберечь вас ваш дедушка? Боялся, что разочаруетесь, обожжётесь?
Думаю, что он имел в виду другое. Есть ещё одна хорошая фраза про художников: можно любить себя в искусстве, а можно — искусство в себе. Он не хотел, чтобы я ушла в пафос, почувствовала себя богемой.
Но ведь не все, кто мечтает и даже поступает на худграф, становятся художниками.

Да, но мне повезло. Многие однокурсники и сейчас так или иначе связаны с творчеством. Например, одна из них — всемирно известный иллюстратор. У нас преподавали лучшие педагоги. Мне повезло учиться у Михаила Левковича. У ребят из параллельной группы преподавал Александр Карпан. Мы получили классную базу, как по психологии-педагогике, так и по живописи, рисунку, композиции. С этим опытом можно найти себя где угодно. Люди по-разному устроились.

Недавно на занятия пришла девушка, которая окончила худграф на три года позже меня. Она преподаёт визуализацию у дизайнеров интерьера в крупной российской онлайн-школе. Так вот, она сказала, что при освоении новой профессии её очень выручила именно худграфовская база. Её коллегам, не имевшим такой подготовки, было гораздо сложнее.

А к вам она зачем пришла?

Рисовать руками, писать на холсте красками. Это не заменишь никакой компьютерной графикой. Да, можно заниматься цифровой иллюстрацией, но ничто не сравнится с удовольствием чувствовать материал руками, вдыхать запах краски. Физический контакт с материалом — то, ради чего идут ко мне в студию.

Знаю, что вы развенчиваете миф о том, что рисование — удел избранных, настаиваете, что научиться этому может каждый.
Возможно, не все коллеги со мной согласятся, но этот пафос «я великий художник» я сбиваю сразу. Рисование — это навык. Если у человека нет органических проблем с мозгом, то всё обязательно получится. Да, чем раньше ты начнёшь, тем легче и быстрее научишься. Рисуем мы руками и головой, головой — больше. Даже если в детстве у вас что-то не получалось, например, выдерживать пропорции, во взрослом возрасте всё может оказаться гораздо легче, потому что мозг созрел. Так что не надо бояться пробовать. Но если идти в рисование с мыслью быть, как Леонардо да Винчи, то, наверное, не надо. Дело в том, что есть ремесло, навык, а есть личность художника, его мысли, идеи, внутренний мир и возможность перенести этот мир на холст. Технический навык осваивается. Быть великим художником дано не каждому.
А как понять?
Творчество — это путь. Я рисую много, но понимаю, что до Леонардо да Винчи мне далеко, я и не ставлю себе такой цели. Ты или можешь без этого жить, или не можешь. Это большая дорога, по которой ты идёшь, пробуешь разные техники, находишь новые интересные темы. У нас нет конечной цели, есть путь. Я очень боялась, что потеряю навык, перестану рисовать, когда появятся дети. Но мне всегда удавалось находить время для творчества. Когда не рисую, мне становится физически плохо. Мне очень нравится моя жизнь, мне нравится в ней всё, от запаха красок и вида вот этих тюбиков до осознания, что я что-то создаю. Для меня важно, что я делаю этот мир немного лучше.
При этом ещё и зарабатываете на жизнь.
Это просто идеально. Но есть нюансы. Я живу в основном за счёт преподавания. Картины продаются, но это не самый стабильный заработок. У меня семья, и я не могу себе позволить только писать картины, продавать их раз в год и радоваться. Но преподаю я тоже искусство, это даёт дополнительные стимулы для развития. Если бы не мои ученики, я очень многое не попробовала бы. Например, так я открыла для себя сухую пастель. У меня был печальный опыт с этим материалом в художественной школе: попробовала, не понравилось, а потом оказалось, что пастель была плохая. Очень важно использовать хороший материал. Сейчас у меня пастельный «запой». И я никогда не взялась бы за этот материал, если бы не мои ученики.
Расскажите подробнее о своём пути.

После Витебского госуниверситета пробовала себя в дизайне мебели. В детстве я мечтала стать дизайнером интерьера или иллюстратором. Иллюстратором ещё можно попробовать, дизайн уже не актуален. Потом внезапно был недолгий период работы в библиотеке. Как раз думала пойти на «взрослую» работу, как все нормальные люди, а вечерами рисовать. Не вышло.

Затем я много лет работала в частном детском центре — учила малышей рисовать. И вот уже третий год у меня своя арт-студия, где я занимаюсь с детьми и взрослыми. Одни со мной зимуют, другие переживают трудные жизненные периоды, многие прикипают навсегда. Люди открывают в себе творческую жилку и поддерживают этот огонёк, раз в неделю приходя на занятия. Мы тут все единомышленники, близкие ментально и эмоционально. Какие-то недобрые товарищи тут просто не задерживаются. Знаю, что наши встречи любят за атмосферу.

Как реагируют люди, когда что-то начинает получаться? Что вы чувствуете в этот момент?
Я радуюсь. У них появляется блеск в глазах, вера в себя. Сначала они зажатые, напряжённые, а потом их отпускает. Приходят взрослые, в которых живёт тот самый ребёнок, который недорисовал. Но я не арт-терапевт, не психолог. Мы учимся рисовать, если удалось решить какие-то душевные проблемы, это побочный эффект. А ещё классный момент, когда люди уходят. Они поверили в себя, научились, и им больше не нужен проводник. Моя роль закончилась. Мы расстались, потому что пришло время.
Как правильно смотреть картины в музее?

Во-первых, нужно быть в хорошем настроении, хорошо себя чувствовать. Да, можно смотреть картины, как цветные пятна, это тоже прекрасно. А можно подготовиться, что-то почитать о художнике и эпохе, в которую он творил. Очень важно понимать контекст. Хотя, многое зависит от конкретной работы. Бывает искусство радости жизни — красивый натюрморт. Тогда пробежаться глазами достаточно. А есть концептуальные вещи вроде чёрных квадратов Малевича. Тут без контекста не обойтись.

Ты ничего не поймёшь, и впечатление от посещения музея будет неполноценным. Если мало времени, не стоит стремиться обойти все залы за один раз. Выберите самое интересное, задержитесь у понравившихся картин, рассмотрите детали, просто постойте рядом. Если совсем не понимаете, о чём картина, почитайте название, возможно, станет понятнее. А вообще, картины на стенах выставочных залов — это диалог зрителя с автором. Вы можете друг друга услышать, а можете и не услышать. Если совсем не знаете, куда идти, идите на импрессионистов, они одинаково хорошо «заходят» и поклонникам современного искусства, и приверженцам реализма.

В бесконечных спорах о современном искусстве в духе «подумаешь, я и сам так могу», что бы вы сказали?
В современном искусстве очень важны идея, концепция. Когда кто-то говорит, что легко повторил бы «Чёрный квадрат» Малевича и не понимает, в чём ценность творчества художника, важно напомнить о контексте. Если вы представляете, что изображали художники начала 20 века, то сможете понять глубину концепции работ Малевича, его смелость, оценить прорыв, который он сделал в искусстве. Многие признаются, что не понимают современное искусство. А его надо не понимать, а воспринимать. Ты стоишь рядом с произведением, оно на тебя как-то воздействует, ты испытываешь эмоции. Главная задача любой работы — зацепить. Если было — значит, хорошая картина. А что на полотне — просто пятна или супер реализм, уже не важно.
Знают ли вас как художника, покупают ли ваши картины? Как в Беларуси можно продать произведения искусства?
Картины покупают. Продавать можно через онлайн-галереи, в Инстаграм, через личные знакомства. Я постоянно участвую в выставках, художественных пленэрах. Там тоже люди подходят и что-то покупают. В 2021 году состоялась моя персональная выставка в арт-пространстве на Толстого, 7. Есть несколько постоянных покупателей, я понимаю, что интересна им как автор.
Недавно была на выставке-продаже работ молодых художников в Минске и заметила, что они очень по-разному оценивают своё творчество.
Многие классные художники продают свои работы за маленькие деньги. Это может быть признаком низкой самооценки. Кстати, я тоже недорого продаю. Самое страшное для художника, когда его работы стопками стоят у стенки. Картины должны быть со зрителем, на них должны смотреть. Можно продать одну картину за всю жизнь за 10 тысяч долларов и гордиться этим. А можно продавать недорого, но твои работы будут жить, кого-то радовать и утешать.
Какая у вас калькуляция?

Всё просто: материалы и часы работы. Бывает, что работа очень нравится и жалко продавать. Тогда я ставлю высокую цену: если уж продастся, будет какое-то утешение. Иногда свою собственную работу ты можешь оценить только через годы. У меня есть картина, над которой я очень долго работала, вложила много мыслей, материалов. Писала с претензией на шедевр, а так нельзя делать. Так вот, она мне совсем не нравится. Я её не показываю, но и не выбрасываю — жду, а вдруг пройдёт время, и мне удастся взглянуть на неё другими глазами. Если говорить о деньгах, безусловно, художникам приходится учитывать, насколько платёжеспособна его аудитория. Есть тонкая грань. Нужно поставить такую цену, чтобы и себя не унизить, совсем за еду не хочется работать, и чтобы люди могли себе позволить купить картину. Это сложный вопрос, я пока учусь. Просто радуюсь, что мои картины не пылятся у стены.

Вы согласны, что Витебск — город художников.
Да. Есть у нашего города эта особенная аура. Он маленький, а художественных учебных заведений много. Буквально у каждого второго за плечами хотя бы «художка», а среди знакомых — художник, творческий человек. Так исторически сложилось. И художественное училище, и Малевич, и Шагал — всё сошлось в Витебске. И сам город красивый. Неспроста Репин сюда приезжал. Да, несомненно, Витебск — город художников.
А современникам удаётся поддерживать этот тренд?
Конечно. Витебская художественная школа по-прежнему имеет вес как в республике, так и за её пределами. Наши художники участвуют в пленэрах, их выставки проходят по всему миру. В городе много музеев, выставочных залов, и там всё время есть люди. Витебчане невероятно чутки ко всему творческому. Особенно отчётливо я это поняла, когда разговаривала со своей коллегой из Солигорска. Она сетовала, что мол, у нас в Витебске люди особенные, а в их городе всё по-другому, творчество не так востребовано. Мне нравится быть частью творческого Витебска, всех приглашаю присоединиться.
Как вы вдохновляетесь?
Шучу, что я не современный художник. Рисую так, как это делали в прошлом веке. Люблю натюрморты, пейзажи, цветы. Рисую всё, что мне нравится, что радует. Вдохновляюсь жизнью. Художники живут с широко распахнутыми глазами и могут видеть прекрасное в простых, обыденных вещах. Это особенная настроенность зрения. В детстве, я забиралась на чердак дедушкиного дома и листала подшивки журнала «Огонёк», рассматривала цветные вклейки. А во времена интернета, Пинтереста, Инстаграма никаких проблем с насмотренностью и вдохновением вообще не может быть.

Разговаривала Наталья Черниченко. Фото предоставила Анна Карасева

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

36 комментариев
Mexicanetz
11 сентября 2024 в 07:56
После 'малевич -прорыв' можно не читать
Aleksei81
11 сентября 2024 в 08:33 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, ну хоть сколько осилил!))
macArdRi
11 сентября 2024 в 08:54 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, Ну почему, в маркетинге искусства и его коммерциализации это точно прорыв.
Mexicanetz
11 сентября 2024 в 10:47 ответ macArdRi
macArdRi, джоконда - прорыв. малевич в подмётки не годится
macArdRi
11 сентября 2024 в 13:49 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, Джоконда - художественно неплохая вещь но по части экономики ни разу не дотягивает до Малевича, с чего и началось надувание пузыря "современного искусства" которому по оборотам может позавидовать любая финансовая пирамида. Это и правда прорыв!
Mexicanetz
11 сентября 2024 в 14:21 ответ macArdRi
macArdRi, Джоконда к нашему времени уже изрядно потасканая в маркетинговом смысле слова, но сравни количество проданных копий одного и второго полотна!
Rebrov
11 сентября 2024 в 08:28
Да, несомненно, Витебск — город художников.
А еще Витебск город маленьких зарплат, безнадеги и столица проституток-эскортниц.
Впрочем это совсем другая история.
Valere
11 сентября 2024 в 09:34 ответ Rebrov
Rebrov, и кафетериев «Веста»! Не забывайте, пожалуйста)
Гусь Гордый
11 сентября 2024 в 09:46 ответ Rebrov

Rebrov, ой, ой. Шо было со мной.

Бабушка вчера закупилась в Каунусе. А нести тяжело. Она оставила сетку в ячейке на хранение, а вечером Гусь пришла её забрать. А ключик не вставляется в замок... Эх...

И тут из кафетерия подходит мужчинка к Гусю, приятный такой, и говорит "я бежал на помощь, я не мог не прибежать, Вы такая красавица". Но мне уже охранник помог. А было так приятно. Кафетерий в Весте - иногда годное место :)

Rebrov
11 сентября 2024 в 09:56 ответ Гусь Гордый
Гордый, знаете Виктория,что то человеческое в вас ещё осталось,возможно вас ещё можно спасти от полной деградации.
P.S.и дурой я вас не считаю, вы просто продукт системы. Если бы вам в детстве заложили правильные установки и вы читали больше умных книжек,вы бы были вполне возможно нормальной женщиной, а так имеем,что имеем.
Гусь Гордый
11 сентября 2024 в 10:02 ответ Rebrov
Rebrov, а какие у меня неправильные установки? Я не приемлю для себя лично какую-либо финансовую зависимость от мужчины и чужие деньги мне не нужны. Это моё личное дело. А бред про миллионера Вы сами себе нарисовали :)
Rebrov
11 сентября 2024 в 10:04 ответ Гусь Гордый
Гордый, ну тогда вы открыты для большой и чистой любви, хоть с охранником Весты,хоть с прапорщиком МЧС.
Или не открыты? Или прапорщик и охранник это не впш уровень?
Гусь Гордый
11 сентября 2024 в 10:07 ответ Rebrov
Rebrov, большая и чистая любофф - всегда хорошо :)
Rebrov
11 сентября 2024 в 10:08 ответ Гусь Гордый
Гордый, вы как то не ответили на вопрос,в впшем случаи большая и чистая любовь с охранником Весты, это возможно? Или не ваш уровень?
Гусь Гордый
11 сентября 2024 в 10:10 ответ Rebrov
Rebrov, ну он старый был. Боюсь, что нет:)
Rebrov
11 сентября 2024 в 10:13 ответ Гусь Гордый
Гордый, гусь,мы не про конкретного охранника,а просто про человека работающего в охранне или в цеъу или в цеху,в общем про простого пар5я с зарплатой 400-450 у.е.
Вот способна гусь с таким строить отношения и семью или же нет?
Rebrov
11 сентября 2024 в 10:23 ответ Гусь Гордый
Гордый, ну,что же вы Виктория молчите? Хотя и так всё ясно,вот про хто я и говорю Вика.
Aleksei81
11 сентября 2024 в 08:46

Классно, что есть такие люди, но ощущение спорное. Ну, например, фраза, что "Рисование — это навык. Если у человека нет органических проблем с мозгом, то всё обязательно получится"... И все же - вряд ли! На ту же фразу, дать героине фотоаппарат, пусть бы сделала пару снимков, а фотографу - краски и холст... И вроде как проблем с мозгом ни у того, ни у другого, а качество и подбор материала разный. Навык - да... И все же - ну не дано!) Даже знаете, есть эти картины по номерам, бери и закрашивай себе... Что сложного? Но с моим "счастьем" я повылезаю за все границы... Так что нет... Каждому все же свое!)

Буквально у каждого второго за плечами хотя бы «художка», а среди знакомых — художник, творческий человек...
Не знаю, откуда такая "статистика", но у меня в классе - в школе!- было две девочки, которые - да! - в художке учились, и даже какие-то их работы выставляли в Нидерландах... Два человека на почти тридцать в классе. И собственно, на параллели, где в каждом из классов было еще почти по тридцать человек. Вот тебе и каждый второй... А сестра моя старшая вообще в художке не училась, но рисовать умела, понятно, что не на уровне мастера, но на своем восприятии и уровне! И вот если сравнить ее рисунки и мои, сделанные в одном возрасте, то... Я ж говорю - не дано)))

macArdRi
11 сентября 2024 в 08:57 ответ Aleksei81
Aleksei81, Не, если постоянно что то рисовать - непременно начнёт получаться чисто на наработке механического опыта. Как есть масса великолепных фотографов, которые никаких курсов никогда не заканчивали, просто ходили и много снимали. Через какое то время они сами уже могли находить композицию, использовать свет...
Aleksei81
11 сентября 2024 в 09:05 ответ macArdRi
macArdRi, ну, как бы опыт, конечно, начнет приносить плоды, но когда уже на уровне восприятия чувствуешь, что не твое это... Очень сложно набить руку)))
Mexicanetz
11 сентября 2024 в 10:49 ответ Aleksei81
Aleksei81, рисование на уровне подмастерья - это действительно навык. как инженерная графика. набить руку за три года можно.
а вот рисование на уровне мастера... тут дар нужен. и если у тебя его нет, то никогда тебе не быть мастером, сколько лет ни старайся
Aleksei81
11 сентября 2024 в 10:57 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, тоже ведь у каждого свое мерило)... Вот сын у меня, старший... Художек не заканчивал, ни дня туда не ходил, но чертежи, макеты, рисунки - просто на раз на бумагу кладет! Кто его учил? Откуда у него это взялось, если я по линейке линию криво черчу?!) Да, с ним, конечно, можно работать и развивать... он и сам втянется. Поэтому, я убежден, есть все же какая-то сила, которая направляет по особому пути, и не важно, кто чем в общем-то при этом занят...Вот почему не всем и дано быть художниками, музыкантами и архитекторами...
Rebrov
11 сентября 2024 в 10:29
А героиня репортажа читает комментарии, если вдруг прочтёт, то есть вопрос.
Могли бы вы нарисовать картину, агония гордого гуся 🤣 я готов её купить.
P.S.чего мне так смешно🤣😅
Гусь Гордый
11 сентября 2024 в 17:20 ответ Rebrov
Rebrov, купить и подарить Гусю:) 🤣😅
Rebrov
11 сентября 2024 в 20:50 ответ Гусь Гордый
Гордый, да Виктория, именно так🤣
Rebrov
11 сентября 2024 в 20:52 ответ Гусь Гордый
Гордый, на вашу свадьбу с простым парням,я такой подарок вам с радостью подарю,вот только есть нюанс и вы сами знаете какой :)
Гусь Гордый
11 сентября 2024 в 20:54 ответ Rebrov
Rebrov, можно ещё заказать картину "Гусь противно шипит, щиплется и клюется") Тоже будет пушка. Можете себе оставить.
Rebrov
11 сентября 2024 в 22:05 ответ Гусь Гордый
Гордый, я бы виктория в память о вас оставил бы себе только одну вещь.
Rebrov
11 сентября 2024 в 22:28 ответ Гусь Гордый
Гордый, а вообще Виктория будет интересно наблюдать, как с вашей головы,свалиться ваша корона.
Гусь Гордый
11 сентября 2024 в 23:15 ответ Rebrov

Rebrov, тут моя подружаня прочла комментарий. Говорит : "Напиши ему , что подруга передает ему привет и сходит к Анне, чтобы нарисовать картину, где гусь жуёт ребро и плююется".

Вот так:);

Гусь Гордый
11 сентября 2024 в 23:16 ответ Rebrov

Rebrov, и на картине гусь будет в короне) В догоночку.

Орууу.

Rebrov
12 сентября 2024 в 09:12 ответ Гусь Гордый
Гордый, подругу то же вылечем.
Rebrov
12 сентября 2024 в 09:13 ответ Гусь Гордый
Гордый, на картине может гусь и будет в короне,а в жизни гусь будет с котиками😅
Сам Такой
11 сентября 2024 в 17:26
Некоторым "журналистам" витбиза полезно почитать, чтобы выйти из пафоса.
Mexicanetz
11 сентября 2024 в 17:50

Фраза про 'если нет проблем с мозгом - то все получится' навевает такой душман плохонький рехламы. Сама себя не порехламируешь - никто не порехламируешь.

Это как стримлайн обещает, что вы заговорите без зубрёжки.

Ога. Прям щяяяяз!

Мама Стифлера
11 сентября 2024 в 18:27
О, так это ж Анюта. Мы с ней в одной школе учились. Очень приятная и милая девушка. Рада, что она такая умница и красавица стала ☺️☺️