Должна ли школа воспитывать детей?

12 ноября 2024 в 05:58
Поделиться
Класснуть
Отправить

Не так давно судьба случайно свела меня с девушкой, которая совсем недавно уволилась с работы: ушла из школы. Да, ничего необычного. Так делают многие, когда заканчивается срок отработки распределения.

Но она не жаловалась на высокие нагрузки, начальство и тому подобное вещи. Сказала только, что устала от того, что «учитель ещё и воспитывать детей должен».

А случилось вот что. На летних каникулах один из её учеников, восьмиклассник, серьезно подрался. Я не помню всех подробностей, но, в конечном итоге, учителю пришлось идти «на ковёр».

Она, дескать, тоже виновата. Не тому ребенка учит, неправильно его воспитывает.

И тут же возник логичный вопрос: а должен ли вообще учитель заниматься воспитанием чужих детей? И уж тем более отвечать за их поведение?

Вспомнились, как когда-то и мою классную руководительницу сделали виноватой в том, что мальчик из нашего класса перешел дорогу на красный свет. И да, это тоже были каникулы.

Но самое интересное выяснилось позже. Оказывается, тот переход, где и попался тот самый Дима, достаточно короткий. И никто иной, как мама, научила ребёнка перебегать на красный, если он не видит на дороге машин.

Дима ходил на тренировку, уехать с которой мог только на одном автобусе. Ходил автобус редко, и чтобы сын не опоздал, мама и научила его бежать после тренировки со всех ног, в том числе и на красный свет, к тому самому автобусу.

Кстати, ещё одна мама страшно возмущалась, когда наша учительница математики выложила в социальную сеть фото из бани в полотенце и с бокалом пива в руке. Классе в девятом, вроде бы, сын той самой мамы пришёл на урок с бутылкой водки…

Я много раз слышала достаточно категоричное мнение, что школа должна заниматься только образованием ребенка. И на этом всё. Мне кажется, это неправильно.

В мои школьные годы нас учили и основам безопасной жизнедеятельности, и как вести себя в обществе других детей и людей.
Я однажды даже вызвала скорую лежащему без сознания мужчине. Сделала так, как нам говорила делать одна из наших учителей. В общем, не прошла мимо.

Но вот с чем согласиться не могу категорически, так это с тем, что учитель должен нести ответственность за поведение детей вне школьных стен. Для меня лично это зона ответственности родителей и только родителей. А что по этому поводу думаете вы?

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

23 комментария
Mexicanetz
12 ноября 2024 в 06:26

Школа воспитывать однозначно должна. Ребенок основную часть времени бодрствования должен проводить в ней. Родители - слабое подспорье, часто они вообще погружены в выживание за нищенские зарплаты, часто детей больше одного, быт заедает - им тупо некогда заниматься воспитанием. И тогда школа - единственный одобренный законом воспитатель. Иначе воспитанием займётся улица, и социально приемлемым поведением это не кончится (все ж помнят, кого воспитала бить первым питерская подворотня?)

Да, школа должна участвовать в разборе полетов, и иногда оказывается, что именно учителя недосмотрели. Но только иногда. Чаще всего виноватыми оказываются родители.

Господин Оформитель
12 ноября 2024 в 10:06 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, те воспитание сыновей вы перекладываете на презираемых вами женщин потому что вы- слабое подспорье с нищенской зарплатой.
Очередной вы.. ер
Lisi
12 ноября 2024 в 16:11 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, Учитель должен учить, а не воспитывать. Учитель должен уметь объяснить материал, а не выяснять чем Вася с Петей занимаются вечерами и где проводят каникулы. Как вы вообще представляете процесс воспитания? А сейчас, дети, отложите свои книжки, у нас же так много времени, да и вообще, зачем вам нужна таблица Менделеева, давайте я вам еще раз расскажу, что такое хорошо что такое плохо. А если родители погружены в выживание и им некогда заниматься своими детьми, быт не дает и времени нет, тогда зачем, извините, детей рожали, тем более больше одного?
Mexicanetz
12 ноября 2024 в 18:47 ответ Lisi
Lisi, мини стерв ство обезобразования представляет это себе как ЕДИНСТВО обучающего и воспитательного процесса. и это принято обеими палатами парламента. вот у них и спрашивайте, как это должно выглядеть, [вырезано редактором]
Lisi
12 ноября 2024 в 21:02 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, вы пишите, что однозначно должна, вот я у вас и спрашиваю. Как это работает в головах у тех, кто принимает такие законы и так понятно, к сожалению результат налицо
id61133
15 ноября 2024 в 16:28 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, сразу видно что вы полный профан в педагогике. Ребёнок воспитывается до 3 лет в остальное лишь шлифовка. До 3х лет закладываются базовые качества, доверие - недоверие к миру. Так что не надо валить с больной головы на здоровую
Aleksei81
12 ноября 2024 в 06:27

А что по этому поводу думаете вы?

очередной вброс на избитую тему, что и думать лень!

Господин Оформитель
12 ноября 2024 в 07:06
Учитель должен учить, а не воспитывать.
Есть разные замы директора по воспитательной работе. Им еще как-то предъявлять можно.
Сами пилят сук, на котором сидят
Мама Стифлера
12 ноября 2024 в 07:29
Должна ли школа воспитывать детей?

Нет

Только закон "думает" иначе

Mexicanetz
12 ноября 2024 в 09:25 ответ Мама Стифлера
Мама, закон может думать всё, что он себе хочет. по факту, школа как социальный институт - это прежде всего учителя, именно они контактируют с детьми. поэтому "должна ли школа" можно разложить на 90% "должен ли учитель" и 10% "должна ли администрация".
лучший способ воспитания детей - напрямую и своим примером. именно учителя своим примером воспитывают учеников. а не все эти внеклассные сборища
Мама Стифлера
12 ноября 2024 в 10:25 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, воспитывают дома. Школа может только поддерживать дисциплину в своих стенах, но не за их пределами
Mexicanetz
12 ноября 2024 в 10:30 ответ Мама Стифлера
Мама, вы не правы, мадам. целая статья 17 кодекса об образовании говорит, что вы не правы
Мама Стифлера
12 ноября 2024 в 10:32 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, закон может думать всё, что он себе хочет
Ваша цитата выше.
Cbeta
12 ноября 2024 в 07:57
Дети всегда будут пробовать переходить границы дозволенного и нарушать правила. Школа - это отдельная локация, в которую родителей не допускают, поэтому за всеми правилами поведения там должны следить учителя и направлять на путь истинный. Пресекать эти попытки, на этих примерах воспитываются и остальные.
Но мне непонятно почему если с ребенком что-то случилось вне школы винить в этом учителя? Скорей всего учителя вызывали, чтобы она дала характеристику этому парню для милиции. Может учитель так восприняла, ее просто опрашивали, а она подумала, что обвиняли..
Мать года которая отправляла на красный свет перебегать на автобус. А написать заявление, чтобы ребенка на 10-15 минут отпускали раньше со школы не? И на тренировку успеет и жить останется)))
Дмитрий Тт
12 ноября 2024 в 09:03
Где-то, что то слышала, кто то рассказал, то и выдали.
Девушка была классным руководителем? Не указали.
Если она кл. руководитель, то её вызвали охарактеризовать ребёнка, семью и прочее, в тч. заполнить бумаги.
Rebrov
12 ноября 2024 в 09:29
Классе в девятом, вроде бы, сын той самой мамы пришёл на урок с бутылкой водки…
какой хороший мальчик :)
А вообще школа может и не должна воспитывать, но воспитывает, ещё улица воспитывала, но сейчас наверное это не актуально, а вот то что интернет и соц сети воспитывает, это да, зумеры проводят в сети круглые сутки и понятно, что от туда они берут многое. Девочек манит мир инстаграмма, где молодые женщины то на бали, то в эмиратах, то на мальдивах, то в дорогих ресторанах и клубах и совсем не работают, а живут красиво и у тенейджерки формируется картинка красивой жизни,к которой она и будет стремиться.
[вырезано редактором]
Mexicanetz
12 ноября 2024 в 10:23 ответ Rebrov
Rebrov, школа должна образовывать. в терминах кодекса об образовании, "1.18. образование – обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на ..."

"1.21. образовательный процесс – обучение и воспитание, организованные учреждением образования"

так что воспитание и воспитательный процесс прописаны на законодательном уровне НАРАВНЕ С ОБУЧЕНИЕМ

macArdRi
12 ноября 2024 в 12:44
На бумаге написать можно что угодно, хоть обязать по 10 нобелевских лауреатов в каждом классе подготовить. А реально школа только - такая большая передержка для несовершеннолетних, чтоб те были чем то заняты пока родители работают. Всё. Больше реальных функций у неё нет. Ну и ещё социализация, то есть воспитать достаточное количество тех, кто сможет взяв под козырёк страдать любой фигнёй не доставляя проблем начальству.
Елена Малышева
12 ноября 2024 в 16:50
Когда дочь окончила школу, я, не скрывая своего удивления, узнала, что школа отвечает за своих учеников даже после того, как они получают аттестаты, до тех пор, пока они не поступят куда-то, либо не устроятся на работу, кто не стал поступать. Именно поэтому в сентябре представители школ обходят адреса своих выпускников, чтобы записать, хотя бы со слов родителей, куда поступил (а) выпускник (ца). Я представила, что кто-то , не успев поступить или пока не работая, совершил, например, административное правонарушение, и вот учителей и директора за это наказывают, а на календаре уже ... ноябрь, или январь следующего учебного года. Абсурд.
Mexicanetz
12 ноября 2024 в 18:48 ответ Елена Малышева
Елена, школа не отвечает. она отвечает только за сбор статистики по поступлениям
id52891
12 ноября 2024 в 20:30
...однозначно не должна, а если хотите, чтобы должна - дайте права для этого учителям, объяснив перед этим ученикам их обязанности..
VicJn
12 ноября 2024 в 22:44
Вопрос в том, что считать воспитанием.
Спросите в студентов пед. специальностей, изучавших педагогику и методику преподавания. Они вам гарантированно, 90%), скажут, да. Школа должна участвовать в воспитании. И сами учёба и воспитание идут вместе. Это как кирпич с цементом.
Не путайте ответственность педагога с виной в контексте поста выше.
Наверное, в каждом предмете есть т.н. воспитательные моменты. Любовь к литературе, патриотизм, бытовая безопасность и т.д. Это по умолчанию, вероятно, заложено в школьной программе и в планах уроков.
Вопрос в реализации. И в адекватности представлений о границах базовых обязанностей и ответственности родителей и педагогов.
id61133
15 ноября 2024 в 16:34
Давно уже должен быть именно предметник как отдельная должность и кл. рук это отдельная работа, как в элитных школах и гимназия, либо в профильных лицеях сейчас. А то навалили на одного человека, а это физически невозможно успеть всё проконтролировать и всем угодить. Государство экономит, а требует невозможного. Давно пора отдельно ввести должность освобржденного классного руководителя. А пока, чем больше будут вот такие статьи, тем больше будет молодёжь бежать из школ, да и не только молодёжь. Недавно в автобусе одна мамаша возмущалась другой, как это в школе не берут дитятку в 10 класс, не имеют права. Не имеют прав, одни обязанности.