«Мне важно дать жизнь персонажу». О фантазиях и реальности одной молодой художницы из Витебска

19 ноября 2024 в 06:02
Поделиться
Класснуть
Отправить

Виктория Шибеко — молодой витебский художник. Мы познакомились с ней на гаражной распродаже в арт-пространстве Upgrade. Там же годом ранее прошла ее персональная выставка.

Виктория заканчивает художественно-графический факультет Витебского госуниверситета по специальности «изобразительное искусство и графический дизайн».

До этого она освоила профессии фотографа и керамиста в технологическом колледже. Ещё раньше училась рисовать и музицировать в художественной школе, с ранних лет посещала различные творческие студии. Занимается рукоделием.

Виктория, могу предположить, что родители не сдерживали ваших творческих порывов и не предлагали вам получить «нормальную» профессию, оставив рисование в качестве хобби.

Мама считала, что дети должны быть в культуре, без этого невозможно стать полноценным человеком.

Она водила нас с сестрой на выставки, концерты. Вот и получилось, что я стала художником, а сестра — музыкантом. Родители всегда серьезно относились к нашим увлечениям. И сейчас много хвалят и даже восхищаются. Но это же родители, они обычно в восторге от своих детей. Но, с другой стороны, и какой-то особенной я себя не ощущаю. Вокруг меня сформировалось комьюнити творческих людей, где не зазорно, например, устроить перформанс.

В совсем юные 24 года в вашем творческом багаже уже есть персональная выставка. Как вам удалось её организовать?

Мне кажется, что к этому возрасту я могла бы достигнуть гораздо большего. Я ведь очень много рисую. Работы лежат огромными стопками. Им обидно, потому что их никто не видит.

Я стала рассылать предложения в разные места. Руководитель арт-пространства Upgrade Инга Богинская заинтересовалась моим творчеством, и буквально за месяц мы организовали выставку.

Знакомые музыканты из Москвы устроили концерт, муж сестры сыграл на баяне. Получилось объемное культурное событие. Пришли и мои учителя из «художки», говорили, что их впечатлили работы — это приятно и волнительно. Выставка была посвящена снам — очень важная для меня тема, неиссякаемый источник вдохновения. Мне кажется, что во сне с тобой напрямую говорит бессознательное. Через сны легче понять себя.

Чтобы о художнике узнали, он должен заявлять о себе, заниматься продвижением своего творчества, а не только непосредственно творчеством?
Да. И в последнее время мне не страшно это делать, называть себя художником. Раньше я не решалась: а что обо мне подумают, а вдруг не понравится, а вдруг откажут. Хотя и сейчас отказов достаточно, но у меня появилась уверенность.
Помимо изобразительного искусства вы увлекаетесь рукоделием: вяжете, делаете керамические фигурки и прочее. Зачем это?

Просто хочется. После кисточек и масляной краски хочется подержать в руках другой материал, потрогать что-то мягкое. Я впервые попробовала вязать крючком в 4 года. Этим летом взяла спицы — тоже получилось. Ведь всё это ещё и про осознанное потребление, экологию.

Я распущу свитер из секонда и свяжу из него платье, а не пойду за ним в магазин. А вообще, я всегда мечтала, чтобы вся одежда в моём гардеробе была сделана моими руками. Мне нравится винтаж, викторианская мода. Я далека от трендов, не боюсь быть немодной.

Ношу платье бабушки 50-х годов, и мне нормально. Мне нравятся антикварные платья, где много кружева, и я знаю, что все это ужасно не модно. Я нашла пальто в секонде за 2 рубля, хожу в нем везде и горжусь, что урвала такую вещь.

Сложно монетизировать творчество?

Легче всего продавать пейзажи, даже в графике «понятные» темы лучше «заходят».

Человек хорошо представляет, как повесит такую картину у себя на кухне. Она легко впишется в любой интерьер. По поводу чего-то более творческого и глубокого люди испытывают разные эмоции. Не многие хотят покупать такие работы, потому что они тяжелые для восприятия. Их трудно понять. В общем, что-то простое продается легко, но я простое не пишу. Тем не менее за этот год я продала 8 картин. Одна работа уехала в Тулу, остальные остались в Витебске в частной коллекции.

Живопись покупают лучше, чем графику. На маркетах лучше всего берут игрушки, людям нравятся странные вязаные шапки, какие-то милые безделушки вроде брошек.

Опишите портрет вашего среднестатистического покупателя.
Это зависит от маркета. Например, в «Зеленых рядах» это молодежь до 20 лет с близкими мне духовными ценностями. А вот в «Роки пабе» это бородатые мужчины, которые покупают игрушки для своих детей.
Как найти баланс между тем, что нравится и хочется делать, и тем, что надо людям?
Я этот баланс так и не нашла, поэтому не знаю. Мне тяжело с собой бороться. Мне не интересно писать пейзажи, скучно, кажется, что напрасно теряю время. Даже если работы купят, в этом нет смысла для меня. Люди могут купить это же у других художников, которые нарисуют лучше.
Кто из художников вас вдохновляет?

Очень люблю творчество Сергея Кухто. Своего преподавателя Олега Костогрыза считаю одним из лучших витебских художников. Я бываю на выставках в нашем городе, путешествуя по Беларуси, обязательно посещаю художественные музеи.

Мне открылась эра экстравертности, теперь я черпаю удовольствие и вдохновение в разговорах с работниками музеев. Люблю балет, органную музыку. А вот на концертах и спектаклях мне сложно вдохновиться — очень сильно переживаю. Так же и с чтением книг.

Недавно прочитала «Лес» Светланы Тюльбашевой за ночь, долго оставалась под впечатлением. Сейчас читаю «Комнату Джованни» Джеймса Болдуина. А еще открылся для себя удивительный мир белорусского фольклора, поскольку пишу дипломную работу на тему белорусских праздников. Помимо прочего, меня вдохновляют архитектура, церкви и многое другое.

Вы попадаете под влияние других художников? Это нормально?
Есть мысль, что в творчестве ты узнаешь самого себя. Тебе может нравиться куча разных вещей, но когда ты садишься что-то делать сам, то истинный ты проявляешься. Кажется, у меня сложности с этим, потому что я очень плохо себя знаю. Наверное, могу попасть под чье-то влияние. Порой, пересмотрев кучу картинок в Пинтересте, мне кажется, что делаю что-то похожее. Но другие ничего такого не видят.
Как правильно смотреть картины?
Нет правильного варианта. Среди художников до сих пор идут баталии: должен ли творец думать о том, как будет видеть его картины зритель на выставке. Мне кажется, прикол в том, что каждый увидит своё. Бывает, в написанных сто лет назад работах ты видишь реалии сегодняшнего дня.
У себя с Инстаграме вы пишете, что работаете в стиле сюрреалистической графики. Как это?

Я придумала этот стиль. Возможно, повлияла любимая книга «Алиса в Стране чудес». Я так воспринимаю мир. А рисунки рождаются из медитаций, когда просто хочется поводить карандашом по бумаге.

Вот идёшь по улице, видишь мигающий фонарь и думаешь: какая скучная жизнь у этого фонаря, ну почему ему никак не поменяют лампочку? А вот бы в ЖЭКе сидели не обычные люди, а гномы. Они бы не меняли лампочки, а стреляли из пушки — и лампочка загоралась. Это полностью сюрреалистическая картина.

Чтобы так видеть реальность, нужно сохранить в себе ребенка. Мир и к обычным детям строг, а что уж говорить о взрослых.
Да, бывает сложно. Меня могут не воспринимать как серьезного художника, мол, я ещё ребенок. Зато мне легко работать с детьми, я с ними будто на одной волне. Сейчас прохожу преддипломную практику в художественной школе «Маладик» и мне очень нравится.
А еще можно легко представить ваши рисунки в качестве иллюстраций к детской книжке.
Это моя мечта.
Я заметила, что многие ваши женские образы похожи на вас.
Это не специально. Легче рисовать то, что ты видишь каждый день. Например, я не могу нарисовать взрослого мальчика, чтобы он не был похож на моего мужа.
Как понять, что вы нарисовали, что хотели сказать?

Не надо понимать. Много работ художники делают в терапевтических целях, чтобы успокоиться, найти гармонию, иногда им просто хочется мазать краской по холсту. Мне кажется, художники эгоистичны, они много делают для себя. Соприкасаясь с искусством, неподготовленный человек мало что может понять, кроме тех же пейзажей, поэтому они и покупаются. И потом, каждый видит своё, и это прекрасно. Не надо понимать, гадать, надо получать удовольствие.

Не боитесь, что искусственный интеллект когда-нибудь заменит художников?
Моя знакомая детский писатель Надея Ясминска на эту тему сказала: художник, писатель выходят из моря, а искусственный интеллект — из ведра. Так что не боюсь.
Картины чаще рождаются от радости или от душевных переживаний?
У меня от радости практически ничего не появляется. Все мои работы меланхоличные, но я не думаю, что это плохо. Мне нравится ощущение грустной задумчивости. Я такая, и работы мои такие же.
Не жалко продавать?
Есть одна картина, которую я никуда не выставляю: боюсь, что купят. На ней изображена умершая собака, и мне важно, чтобы она оставалась со мной. Всё остальное я фотографирую и с легким сердцем отдаю. Мне важно дать жизнь персонажу, а там уже его уже его выбор, где жить.
Каким вы видите своё развитие?
Я говорила, что мучилась мыслями, что к своему возрасту уже должна была сформироваться как художник. Но у меня появился знакомый, которому 46 лет, так вот, он называет себя молодым художником. Ну ладно, тогда я тоже. А о развитии сейчас сложно говорить, ведь мы живем в таком нестабильном мире. Пусть всё идёт, как идет. Единственное, надо больше работать. Возможно, получить ещё одно образование, например в академии искусств, чтобы стать лучше. А потом думаю: вдруг это, напротив, ухудшит моё развитие.

Автор: Наталья Черниченко. Фото предоставила Виктория Шибеко

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

6 комментариев
Mexicanetz
19 ноября 2024 в 06:19
Вы уж 'новолуние' или пишите по-русски или 'маладзiк' пабеларуску, но вот это новодельноколхознобезграмотное 'маладик' просто режет все органы чувств
macArdRi
19 ноября 2024 в 08:19 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, Если это название художественной школы, то как оно записано в уставных и финансовых документах - так и надо писать. А кому там что режет - всем насрать.
Mexicanetz
19 ноября 2024 в 08:48
и, да: одному мне кажется что девочка уже приготовила Гордого Гуся в духовке, а с отрубленной головой разговаривает?
Сам Такой
19 ноября 2024 в 09:03
"У себя с Инстаграме вы пишите"
Ну вы серьезно?
Чушпан Мексиканский
19 ноября 2024 в 09:05
Наталья недавно сходила на барахолку в апгрейд, познакомилась с молодежью, теперь выдает контент) не читал, но в любом случае успехов молодому витебскому художнику!! желаю побольше заказов на роспись стен в коттеджах у боХатых людей)
Господин Оформитель
19 ноября 2024 в 12:37

Героиня похожа на жену Стерлигова в молодости