«Современный танец — это свобода». Интервью с хореографом из Витебска
5 декабря 2024 в 06:00
Твитнуть
Поделиться
Класснуть
Отправить
Проект Анны Константиновой завоевал III место в Международном конкурсе современной хореографии. Анну в Витебске знают как преподавателя заслуженного любительского коллектива Беларуси хореографического ансамбля «Зорька». В качестве постановщика миниатюры для взрослых на IFMC она выступила впервые.
Мы поговорили с хореографом об искусстве, жизни и творческих планах.
— Анна, расскажите, как вы попали в танцы?
— Я танцую с 6 лет. Некоторое время совмещала спортивную гимнастику и хореографию. Папа очень хотел, чтобы я занималась спортом. И это действительно много дало мне как танцору. Но годам к 11 пришлось выбирать, и я осталась в танцах. Сначала занималась в школе, затем поступила в колледж культуры и искусств на хореографическое направление — изучала народный танец. После окончания устроилась в ансамбль «Зорька», и вот уже почти 10 лет учу детей танцевать. А еще я много лет занималась в театре-студии современной хореографии Дины Юрченко. К сожалению, после травмы больше не могу работать как артист.
— Было такое, что ребенком вы шли на занятия через слезы, через «не хочу»?
— Только с удовольствием. Очень люблю сцену, зрителей, аплодисменты. Я всегда хотела танцевать, с детства мечтала всецело посвятить себя этому искусству. Рада, что у меня получилось.
— Вы рассчитывали на призовое место?
— Что вы, первая наша цель — пройти отбор, чтобы просто попасть на фестиваль. Я ведь участвовала в конкурсе ранее как танцор. Очень хотелось попробовать себя в новом качестве. Потом мы хотели пройти в финал, чтобы наш номер увидели зрители.
— Расскажите, как рождался ваш номер.
— Идея появилась еще четыре года назад, но тогда не получилось её реализовать. Спустя время мысль немножко трансформировалась. Меня очень вдохновило последнее путешествие, я решила снова попробовать. Ребята поддержали. Уже то, что мы смогли собраться вместе — большая удача. Серёжа Толкач, Артур Григорян, Настя Рашкевич — я хотела работать только с ними. И у нас все получилось. Мы придумали номер буквально за два месяца до конкурса. Я предупреждала, что могу что-то делать неправильно, ошибаться. Ведь одно дело — выполнять задачу хореографа, и совсем другое — давать эту самую задачу. Ребята помогали, поддерживали, направляли. Я отталкивалась от определенных хореографических канонов. Сергей Толкач много дал номеру как режиссер.
— Что такое современная хореография, как ее правильно понимать?
— Для меня современный танец — это свобода. Уж точно не стоит бояться что-то понять неправильно. Я и сама порой не понимаю, что хотел сказать автор, и мне не стыдно. В этом и прелесть современной хореографии — у вас есть возможность стать соучастником происходящего на сцене, наполнив и дополнив мысль автора своими смыслами. Важно, что почувствовали вы, что вы из себя вытянули. Для меня это одна история, очень глубинная и ценная, а для вас — другая, ваша личная история. Да, после выступления многие подходили и спрашивали: а вот здесь что у вас, а тут я правильно понял? Если танец зацепил что-то в душе — значит, все правильно.
— И всё же, о чем была ваша миниатюра?
— Она о подвешенном состоянии человека. Поэтому на сцене и появился турник. Ведь многим это знакомо, когда выбита почва из-под ног и нет сил действовать. Ты поддаешься потоку и двигаешься вместе с ним без какого-либо личного участия. Просто наблюдаешь за тем, что с тобой происходит, и ничего не делаешь. Это номер о борьбе и о выборе, который приходится сделать каждому герою. Один двигается дальше, другой остается на том же уровне, а кто-то просто бездействует и гибнет как личность. Тут идея с турником отлично сработала, хотя можно было найти и другие, телесные, варианты, чтобы показать обездвиженность, бездействие, но турник — это стопроцентное попадание.
— Строгие шорты, бордовые водолазки и носки — лаконично и в то же время ярко. Кто придумал костюмы, и почему именно такие?
— Какой-то глобальной мысли в этих костюмах нет, просто хотелось, чтобы они были одинаковыми, без акцента на мужчинах и женщинах, и эстетически красивыми. Это моя идея. Также было важно подчеркнуть телесность, потому что ребята находятся в прекрасной физической форме. Но чтобы костюм не привлекал излишнего внимания и не отвлекал от действия. Показалось, что и цвет, и классические шорты со стрелками идеально подойдут для этой миниатюры. Правда, многие были в шортах, будто сговорились. Но это такой феномен IFMC. Бывает, все поголовно раздеваются, сейчас вот — шорты.
— Откуда вы наблюдали за происходящим на сцене?
— Я была на позиции света, на всякий случай. Ведь свет может все испортить. Как костюм и музыка. Это три важных момента. Их нужно тонко чувствовать, чтобы нигде не было перевеса. Со светом мне помог Семён Довыденко. Это профессионал своего дела, лучший из лучших художников по свету. Я ведь еще только учусь, а у нас было лишь 40 минут, чтобы выстроить свет.
— Волнуешься больше, когда выходишь на сцену как артист или выступая в качестве хореографа?
— У хореографа, несомненно, больше волнения. Мне кажется, я никогда в жизни так не переживала. Серёжа Толкач сделал мне какую-то штуку мятную нюхательную, просто чтобы я в обморок не упала, пока они выступают. Конечно, когда сама танцевала, тоже волновалась, но на сцене тебя поглощает процесс, ты сосредотачиваешься на выполнении задачи. А тут от тебя ничего не зависит, все зависит от ребят. Я чувствовала огромную ответственность перед ними, перед собой. И вообще, это мой город, меня многие знают, я работаю в ансамбле «Зорька». Я понимала, что мы не имеем права сделать плохо.
— Вы остались довольны результатом?
— Любой художник всегда видит, где можно было сделать лучше. Идеальность — это не про хореографию. Всегда есть над чем работать, есть какие-то мелкие моменты, когда пошло не по плану. Взяли хват не так, и получилось не совсем то, что задумывалось изначально.
— Зритель этого точно не заметит, а вот жюри...
— Жюри видит только готовый продукт, не знает всех задумок автора: что получилось, а что нет. Жюри смотрит с профессиональной точки зрения. Тут важны развитие сюжета, динамика, кульминация, развязка, финал — определенные критерии, по которым выстраивается миниатюра. Конечно, такие моменты, как, допустим, неустойчивая нога, они заметят, и это будет минус.
— Как хореографы-народники уходят в современный танец?
— Я хотела поступать в колледж на эстрадный танец, но в тот год не было набора, и я пошла на народное отделение. О чем, к слову, нисколько не сожалею. Народный танец дал мне огромную техническую базу. Я считаю, что в эстраде меня так не выстроили бы. Обожаю народный танец, все его проявления. Но там есть определенные правила и каноны, от которых нельзя отступать. В современной хореографии ты свободен в своем проявлении, можешь быть разным, высказываться. Это очень интересно. Я хочу продолжать работать в этом направлении. По поводу своего коллектива — нет, но вот такие проекты собирать готова. В голове уже много мыслей. Сейчас нахожусь в процессе поиска артистов, а это не так просто.
— Вы говорили, что получили много отзывов, какие самые ценные?
— Комментариев и отзывов было очень много, и это невероятно приятно. Сам Алексей Расторгуев(художественный руководитель театра «Балет Евгения Панфилова» — автор.) подошел ко мне за кулисами, пожал руку и сказал: «Надеюсь, это будет Гран-При». Потом он ребят поблагодарил за вдохновение, выразил надежду пересечься на других творческих проектах. Для меня это очень ценно.
Разве я могла о таком мечтать, когда ещё девчонкой ходила на фестиваль! Я с восхищением смотрела на артистов и хотела танцевать так же. Однажды даже подошла к Маше Тихоновой(артист театра «Балет Евгения Панфилова» — автор.) и спросила, как попасть к ним в театр. Она тогда мне объяснила, что совсем не обязательно переезжать так далеко, можно развиваться и в своем городе. Был комментарий от члена жюри из Сербии Йованы Иконич. Она написала в Инстаграм, что постановка прекрасная, пожелала продолжать в том же духе.
— Да, у нас нет балета, как в Перми, но есть замечательный фестиваль. Здорово, что появляются новые проекты.
— И нужно в этом направлении развиваться. Но это не так просто. Танец держится на энтузиазме. В творчестве ты должен очень сильно хотеть и ничего не требовать взамен. А еще современная хореография — это про зрелый ум. Есть задачи, которые совсем юный танцор не сможет выполнить, потому что не прочувствует, а объяснить такое сложно. В любом случае, прекрасно, что такой фестиваль уже 35 лет проходит именно в нашем городе. Нигде в Беларуси больше такого нет. Он привносит особенную атмосферу, кажется, даже люди меняются, в них появляется какая-то возвышенность, утонченность. Ребята из балета Евгения Панфилова делились, что им очень приятно приезжать в Витебск, потому что у нас открытая, добрая, искренняя публика, как нигде. Сказали, что буквально ждут фестиваль, чтобы почувствовать эту атмосферу. Да все об этом говорят.
— Кто в этот раз вам особенно понравился?
— До мурашек – «Петрушка» в исполнении труппы «Балет. Театр» из Питера. Это тот случай, когда страшно красиво. Конечно, как всегда, балет Панфилова, да вообще, всё. Спектакли разные и по мысли, и по действию, и по проявлению, но все впечатляющие, цепляющие.
— Где вы берете вдохновение, и что такое, в принципе, вдохновение в танце?
—
Это как щелчок. Триггером может стать что угодно — песня, книга, фильм, взгляд другого человека. Ты не ходишь и не ищешь вдохновения. Идея зреет внутри. Как у меня сейчас. Я просто жду. Вдохновение везде, важно, насколько ты открыт ему, готов ли воспринимать.
— Зрители, безусловно, понимают, что у постановки есть руководитель, но все же их сердца и аплодисменты принадлежат артистам.
— И это на сто процентов справедливо. Спектакль — это огромный труд, физический, умственный. Именно артисты создают это волшебство на сцене. Так что сначала — танцоры, а потом уже хореограф.
— Анна, позволю себе от имени всех любителей современного танца поблагодарить вас и вашу команду за то, что вы делаете. Надеемся через год вновь увидеть вас на сцене IFMC.
Разговаривала Наталья Черниченко. Фото предоставила Анна Константинова
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.
Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.
Cbeta, привет передавай, если зайдет еще раз. От меня и от супруги
Cbeta7
5 декабря 2024 в 08:04
Когда дочка ходила на танцы и я немного прочувствовала эту кухню. Ты упахиваешься два месяца на репетициях для номера на 5 минут. Огромный труд.. Героиня поста очень сильная и целеустремленная и команду собрала крутую Поздравляю и желаю новых творческих успехов!
Pelmeshka3
5 декабря 2024 в 08:35
очень интересно было прочитать, Анна-молодец! Никогда не посещала данный фестиваль, а после её рассказа захотелось сходить . Надеюсь, до следующего года мой энтузиазм не угаснет)
Елена Малышева4
5 декабря 2024 в 09:05
Я видела эту композицию на заключительном концерте на награждении финалистов. Мне понравилось. Круто! Поздравляю от всей души.
Нел Вик3
5 декабря 2024 в 10:33
Мне очень понравилась постановка Анны, восторг! Ребята огромные молодцы! Очень порадовало, что они попали на этот фестиваль. А, когда узнала, что они номинированы, порадовалась за них! очень трепетно, когда наши витебляне попадают на призовые места!!! Так держать, пожелаю новых высот, творческих побед и жду на следующем фестивале!
Наталья Кекс
5 декабря 2024 в 12:31
Семен Довыденко - прекрасный и талантливый человек ! удалось с ним пообщаться немного ).
id893553
5 декабря 2024 в 19:15
Была на закрытии фестиваля, видела воотчию, это было феноменально!!! Спасибо за интервью)