Дипломированный юрист играет на гитаре в дизелях

18 июня 2014 в 10:40
Поделиться
Класснуть
Отправить

Уличных музыкантов (в простонародье «лабухов») нам часто приходится видеть в витебских подземных переходах, а также дизель-поездах; чаще стоят они с гитарами, реже — с другими инструментами. Музыканты играют во всевозможных людных местах, могут предложить исполнить любимую песню за сравнительно небольшой гонорар. Многих они раздражают, у кого-то вызывают сочувствие, а у некоторых неподдельный интерес и восторг, который выражается в виде хрустящих купюр в пакете исполнителя.

Герой этого материала — Алексей — далеко не маргинал; и вряд ли его можно назвать неимущим. Вопреки расхожим представлениям об уличных музыкантах, он человек со сравнительно высоким уровнем достатка. Более того, как признается сам герой материала, он не променяет заработок музыкой в дизеле на практику юриста. Главным образом, из-за того, что последнее значительно сложнее (с точки зрения оформления документов) и в большинстве случаев менее прибыльно. Диплом юриста «скальд» дизель-поездов получил в Витебском филиале «МИТСО» в 2012-м году, сейчас продолжает обучение в ЕГУ.

Мы договорились о встрече, на которой Алексей ответил на несколько вопросов относительно своей работы.

Как давно ты занимаешься музыкой?
Серьёзно занимаюсь с 2007 года, до этого ещё в детстве ходил в музыкальную школу, но благополучно её бросил. А в 2007-м году начал заново, в переходе. Уже через год начал играть в поездах.
А почему сменил городские переходы на рейды по дизель-поездам?
Дело в том, что дизель — это совсем другие деньги. Заработок в переходе я бы назвал стипендией. Много проблем. Больше 2-х часов в переходе играть сложно. Периодически приходилось сталкиваться с недовольством милиции, им не нравилось, что рядом с людьми в переходе собираются подвыпившие граждане, которые хотят песен. Зима в переходе — мёртвый сезон, даже во время оттепели больше 40 минут не поиграешь.
В дизелях этих проблем нет?
В дизеле их значительно меньше. Пока не оформил ИП — возникали; мне пытались «пришить» незаконную экономическую деятельность. Теперь когда объясняешь, что предприниматель, половина вопросов у правоохранителей отпадает.
Ты платишь налоги?
Да, я плачу единый налог, как многие другие предприниматели.
Расскажи, сколько ты сейчас зарабатываешь за день?
Не могу — коммерческая тайна. На гостиницу в чужом городе (в промежутках между поездами) хватает.
Тогда каков самый незначительный заработок, который может у тебя быть за день работы?
Около 300 000 рублей, меньше не бывает. Это на витебских ветках. У нас в области сложнее играть, видимо, люди беднее. Я поездки на наших ветках считаю разминкой.
Кто и сколько даёт музыканту в дизеле? Что это за люди?
Сложно выделить какой-то тип. Но чаще всего это люди среднего возраста. Понятно, что пожилые много не заплатят, а молодёжи очень сложно угодить в плане репертуара, особенно в последнее время. Люди среднего возраста (от 35 где-то) — другое дело, у них сформирован вкус, они любят живую музыку. Очень популярны хиты 80-х − 90-х.
Сколько может стоить заказ песни в дизеле?
Твёрдых расценок нет. Всегда нужно смотреть по человеку. Бывают разные люди. Могут пообещать 200−300 тыс. и потом не заплатить. Поэтому стал брать деньги вперёд, раньше этого не делал, но, как правило, платят всегда.
Юридическое образование помогает в этой работе?
Да, безусловно, особенно когда общаешься с представителями правоохранительных органов. Раньше требовали договор с железной дорогой, пытались «пришить» нарушение общественного порядка, но в этом плане в Витебске спокойнее; в Могилёвской области несколько агрессивнее милиция. Хотя сейчас везде стало проще.
С какими проблемами ты сталкиваешься?
Бывают разные случаи. В основном, проблемы с пьяными людьми, которые неадекватно себя ведут. Иногда, чтобы не вступать в конфликт, приходится говорить, что я выхожу на следующей станции. «Разводил» у нас полно. Общался с музыкантами, которые играют в кабаках, там такая же ситуация. Я уже говорил, что теперь беру деньги вперёд. Вообще с опытом начинаешь понимать, как избегать проблем.
Рассказывают, что в России такую деятельность «крышует» криминал. Как у нас с этим?
Никогда не сталкивался с подобным в Беларуси. Возможно, я просто не застал это время, но сейчас такого нет.
Не возникало желания выступать на корпоративах (в кафе, ресторанах)?
Думаю, мой уровень не настолько высок. Как ни странно, для кабаков необходим очень высокий уровень исполнительского мастерства. Хотя свадьбы уже начал осваивать, активно работаю в этом направлении. При этом я регулярно обновляю репертуар, постоянно готовлюсь, репетирую дома.
Когда ты начинал, платили больше или меньше?
Не могу сказать точно, вероятно, столько же. Были сложности с курсом доллара, сейчас очень сложно определить.
В этом бизнесе существует конкуренция?
Да, конечно, ведь все хотят заработать больше. В данный момент так работает достаточно много людей из Витебска, но мы всегда договариваемся, кто какой город и какую ветку берёт. С некоторыми людьми и разногласия случаются, но это редкость. Как правило, удаётся договориться.

По словам Алексея, в Витебске много подобных ему музыкантов (в отличие от других городов РБ). Отчего ситуация сложилась именно так, он не знает, но факт остаётся фактом: дизель-поезда стали «золотой жилой» именно для витебских музыкантов.

Также парень рассказал о том, что наши музыканты предпочитают играть в других регионах страны, в частности, Могилёвской, Гомельской, Гродненской и Минской областях. За заработком они иногда выезжают в Россию, так как денег подобные рейды приносят значительно больше. Алексей сам зачастую покидает Витебск в обычном поезде региональных линий; и уже в другом, конкретном городе («объекте», как называет его сам музыкант) садится в дизель на «правильную» — доходную — ветку.

Сделав несколько фотографий «юриста» Алексея, мы собрались покинуть вокзал. Но внезапно заметили ещё одного интересного персонажа, который готовился к выступлению в тамбуре соседнего дизеля. Эта была девушка с гитарой, небольшим комбоусилителем и микрофоном, которая как раз собиралась отправиться в очередной коммерческий музыкальный рейс.

Её звали Александра. За 5 минут до отправления полоцкого дизеля она успела рассказать о том, что играет 4,5 года, а сегодня будет радовать пассажиров песнями белорусских рок-исполнителей. Девушка объяснила, что деньги на свой музыкальный инструмент и аппаратуру (далеко не дешёвую концертную гитару Yamaha стоимостью около $ 350; комбоусилитель с автономным питанием стоимостью около $ 80; концертный микрофон за $ 40) она заработала, играя в дизеле.

Автор: Михаил Алексеев.
Фото: Анастасия Ковальская.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

27 комментариев
yan
18 июня 2014 в 13:15
Давно не в дизелях и электричках. Но лет 7–8 назад бывало, что едешь в Летцы и всю дорогу, кто-то заходит и играет почти без перерыва.
Аноним #5cd
18 июня 2014 в 15:23
Никогда им денег не давал, хреново поют, как правило...
Алёна Чистобаева
18 июня 2014 в 15:32
А в моём случае всё зависело от репертуара. Если слышала душевную песню (Кипелова, например), то всегда подкидывала, сколько могла. Часто каталась в Могилёв. И в этом направлении, как правило, были одни и те же лица (чаще всего плохо поющие :)
Аноним #8c2
18 июня 2014 в 20:41
печаль
Аноним #dee
19 июня 2014 в 03:20
А меня всегда радуют музыканты в поездах. Песни у них может и не совсем современные, но всегда интересные. Благодаря ним не так скучно ехать.
Аноним #bf9
26 июня 2014 в 21:46
Гекрой материала профессионал своего дела!!!!!! Поет просто настолько уникально!!!!!!!!
Аноним #b77
15 июля 2014 в 09:19
Знаю этих персонажей. Пожалуй, нет в беларуси музыканта хуже. Вы разве не слышали его творчество? Потому-то он до сих пор не в Москве, куда все ездят, в Москве на такой кривой козе не поездишь. Типок уникальный.
Аноним #b77
15 июля 2014 в 09:56
Это я, конечно, про юриста пишу. Александра здорово поёт, при этом не лезет в прессу и не заявляет о своём профессионализме, которого у неё всё же гораздо больше, чем у Алексея..
Аноним #b77
15 июля 2014 в 10:02
Может быть, газете стоит интервьюировать других музыкантов? Столько талантов на этих паровозах, а выбрали самого [вырезано редактором].. Вы слышали, как Алексей тянет согласные звуки в песнях? Это не шутка, все тянут гласные, но только Лёша способен протянуть согласные)))
Аноним #145
15 июля 2014 в 12:06
Сашко, респект и уважуха! Зорачки!!!
Аноним #b77
15 июля 2014 в 23:05
Для меня который год загадка: как он умудряется зарабатывать??? То ли его так жалеют, то ли люди угорают со скуки. После него билетёры говорят мне: "Тёма, это такой кошмар!" Я искренне не понимаю, в чём тут прикол.. Не исключаю, что он банально врёт.
Аноним #5cd
16 июля 2014 в 20:23
По поводу лжи - маловероятно, бабло он рубит (возможно не столько, сколько говорит, но не мало). Вопрос простой - за что дают? Что касается таланта, им там понятно - не пахло, но народ у нас сердобольны, а может дают что б убрался поскорее.
Аноним #5cd
16 июля 2014 в 20:25
О таланте никто не писал), писали о том, что парниша - юрист с дипломом, а в дизелях деньги зарабатывает.
Аноним #b77
17 июля 2014 в 10:50
В Могилёве два парня на гитарах играют. Или играли, давно не видел. Вот там таланты, я вам скажу! Что ни песня, то по голосам распета, с соло на гитаре, сочетание классное! Не видел нигде статей, а было бы любопытно узнать их точку зрения на на такие явления, как этот юрыст.. Если этот юрыст ведёт дела так же, как и поёт, то я бы его обходил стороной..
Аноним #b77
17 июля 2014 в 12:51
No money no honey, а что пели те парни?)) и как выглядели? А то юрист этот ездит по разным городам, может вы его с напарником и видели?
Аноним #b77
17 июля 2014 в 18:49
Тёма, ну, обычные гитаристы, как описать? Так и не опишу) Нет, точно не герой статьи, там парняги реально играли без запинок, слушалось как из магнитофона, всё чётко. Много песен слышал, запомнил пожалуй только одну, если не изменяет память "Тяни-толкай" что про чужбинушку, круто сделана была.
Аноним #145
17 июля 2014 в 19:00
Не знаю насчёт Могилева, но в Витебских поездах я встречал таких музыкантов, у которых хочется спросить : почему Вы полёте здесь, а не на эстраде? А с этим "дипломированным юристом", если конечно верить этому, то уж лучше пусть плохо в поездах поёт, чем плохо юрисдикцией занимается.
Аноним #bf9
17 июля 2014 в 19:24
Этот юрист у меня на свадьбе за пультом сидел. Аппаратура хорошая дискотека проводит классно. Я не знаю как в дизели: Но на свадьбе он хорошо поет. (хотя есть подозрение что под фанеру) поет. А диджей он очень хороший. И напарница тамада очень замечательная. Но что касается корпаративов и свадеб его обязательно заказывайте. Уж в этом плане он делает хорошо, с аппаратурой на ты, под микрофон - никаких претензий нет, моей маме очень понравилась, только она подозревает что под фонаграмму поет.
Аноним #b77
17 июля 2014 в 20:33
Главное, чтобы людям нравилось! Он же молодой, по идее должен набраться и опыта, и композиционной грамотности, и всего необходимого. Могу заметить официально, что песни с диска этого Лёши довольно приятно звучат, пока дело не доходит до вокала. Алексей, если ты это читаешь – не сочти за указ, сочти за совет: не напрягайся! Сочиняй музыку, строй композиции, выдумывай риффы, пиши тексты (только не наивные), а исполнение доверяй реальным профи. Так будет реально лучше, я ж не от балды тебя критикую, я критикую то, что подвергаемо критике, а своё или чужое – для меня разницы нет, уж поверь, я настолько недоуч, что и не пытаюсь куда-то лезть, самокритики мне не занимать. Успехов тебе!
Аноним #b77
17 июля 2014 в 20:39
Да, Алексей, если реально гармонии и мелодии в песнях твои собственные, то я могу тебя только поздравить! Но если мне станет вдруг известно, что всё придумано звукачами за тебя, то я откажусь от своих слов. Ты, надеюсь, понял, какой Тёма это пишет?)) Не унывай!
Аноним #b77
17 июля 2014 в 20:47
No money no honey, дык это, милейший, с большой вероятностью могу заявлять, что Вы имели в виду Тёму и Евгена, Тёма это, собственно, я, а Евгена я давно не видел, последний раз виделись прошлым летом в Москве. Теперь вместе не работаем. Есть вариант, что это был дуэт Паши и Прохора, Паши и меня, однако надо уточнять, конечно ж. Спасибо в любом случае за тёплый отзыв, музыканту это очень важно!
Аноним #b77
17 июля 2014 в 20:50
Спасибо ресурсу за статью и возможность свободного комментирования!
Аноним #145
25 июля 2014 в 09:22
Знаю этого поссажира. Девченку не видел не разу а этого видал пару раз. Так вот, товарищи лабухи! Я с вами салидарен хоть никагда и не плачу и скажу вам если вы хотите чтоб о вас люди о вас лудше думали паменьше пускайте лобать таких как этот пускайте паменьше. Не буду перихадить на личности вы уже сами там разберайтесь
Аноним #145
25 июля 2014 в 09:29
Воабще удевляюсь кто про него статью написал? Много в дизилях лабухов видел быле и полудше
Аноним #bf9
31 июля 2014 в 08:31
Хорошая статья. Герой материала - не такой уже и плохой музыкант. Он очень уникальный певец, гитарист сильный. Но только немного надо поработать над техникой пения- это будет западно-европейский уровень.
А самое главное по сравнению с тем кто сейчас в переходе играет в очках - это уровень. Не дай боже его в поезде увидеть. Иногда в дизелях ездит рыжий на баяне. Он с Алексеем даже рядом не стоит, а Рыжий с баяном еще назойливо лезет со своей музыкой.
Аноним #0be
2 августа 2014 в 20:59
Вау кого встретили это же легендарный Леха Паук. Единственный в Витебске компазитор, который без плагиата пишет музыку. Талант есть в этом деле. А так хороший музыкант способный а от того как быстрее будет двигаться быстрее будет проявляться талант исполнителя. Уникальный голос, есть возможность выйти (при этом придется усиленно поучится) выйдет на европейский уровень.
Что касается перехода- то старое поколение 2000-х это сильные профессионалы а сейчас просто слушать невозможно.
Аноним #145
3 августа 2014 в 07:50
Александра, предложи Алексею вместе поработать, я думаю, он сочтет за честь. А ты, Лешенька, не ври, что сам здесь в комментариях ничего не пишешь.