Профессия: нищий. Хроники витебской паперти

19 июня 2014 в 16:08
Поделиться
Класснуть
Отправить

Ранее мы уже публиковали материал о Homeless и рассказывали том, как выживают эти люди в суровых социальных условиях. Эта статья — продолжение темы, которая рассказывает о другой, финансовой стороне жизни социально обделённых горожан.

Иногда, проходя мимо церквей и крупных торговых центров, мы видим нищих, которые просят подаяния. Такая картина типична не только для Витебска и, в целом, Беларуси. Ещё по произведениям Диккенса многим хорошо известна прослойка людей, которые живут на милостыню. Жалкое, удручающее зрелище провоцирует сердобольных граждан поделиться с нищими копеечкой. Иные горожане стараются обойти их стороной, но многие жертвуют обездоленным и неимущим. Типичные жалобы нуждающихся — отсутствие работы, жилья, бедность, тяжёлые проблемы со здоровьем, инвалидность, жестокие дети (другие родственники), которые подло отняли у них квартиру и (или) последние сбережения, несправедливость властей, врачей, социальных служб.

Статус и положение этих людей, казалось бы, не вызывает сомнений. По укоренённой в ментальности славянина традиции многие считают долгом помочь человеку, который оказался в сложной жизненной ситуации. Однако есть и люди, которые принципиально не подают. Столкнувшись не единожды в своей жизни с ситуациями, когда «нуждающиеся» вели себя по меньшей мере странно, горожане становятся убеждены, что подавляющее большинство нищих нашего города — не более чем ленивые, лживые люди, которые умело манипулируют другими и паразитируют на остальных. Одна из таких ситуаций спровоцировала создание этого материала.

Анастасия (дизайнер, 24 года):

Я живу недалеко от Покровской церкви, на ул. Ленина. Мне часто доводится иметь дело с «нищими». Принципиально не подаю, раньше было жалко — теперь нет! Неоднократно сталкивалась с тем, что нищие попросту лгут о своих нуждах. Бабуля «божий одуванчик», в рванье, вся такая несчастная, просит денег на еду, говорит, что есть нечего. Думаешь, действительно проблемы. Говорю: «Подождите». Иду в магазин, покупаю хлеб, отдаю ей. В ответ вместо благодарности бабуля становится озлобленной, рвёт буханку руками, выбрасывает её и начинает ругаться на меня матом за то, что принесла хлеб, а не дала денег.

Мы провели небольшой опрос среди прохожих, чтобы выяснить, как много людей готовы жертвовать для нищих. Из 40 витебских горожан, опрошенных на улице Толстого в будний день, только 10 человек подают милостыню в любой ситуации, 12 сказали, что крепко подумают, прежде чем отдать нищему даже незначительное количество кровно заработанных, и 8 человек принципиально никогда не отвечает на просьбы о материальной помощи.

Как правило, люди отказывались комментировать, почему они поступают так или иначе, но 2 ответа были очень выразительными.

Сергей (врач, 27 лет):

Я никогда не подаю. Нищий — это профессия. Я знаю, что наши «нищие» могут заработать в день больше, чем я.

Дмитрий (священник Русской православной церкви, 35 лет):

Надо смотреть, кому и как помогать. Есть просто те, кто попросту так зарабатывает, — на самом деле им нужна другая помощь, духовная, не материальная. Есть те, кто действительно нуждается. Меня огорчает то, что среди тех, кто сегодня просит материального вспоможения, очень много молодых людей, которые не хотят работать.

Посетив несколько витебских храмов, мы пытались спровоцировать на откровенность и самих завсегдатаев церковных порогов. Подавляющее большинство нищих не просто отказывалось разговаривать, но крайне агрессивно реагировало на попытки сделать несколько кадров. Лишь некоторые дали согласие на фотосъёмку и решились пообщаться с нами.

Одна женщина попросила не называть её имени; и вкратце рассказала о жизни, которую ведут её «коллеги» по несчастью. Оказалось, что многие из них далеко не так бедны, как может показаться на первый взгляд. По её словам, подавляющее большинство витебских нищих, приблизительно 7 из 10, имеют жильё и получают пенсию, а тяжелый труд на паперти — это либо возможность приработка, либо горячее желание опохмелиться.

Наша собеседница искренне полагает, что псевдонищие часто мешают заработать тем, кто реально нуждается. Она подчеркнула, что частенько доходит до конфликтов: кому-то надо на опохмел, а кому-то «на еду». Сама она живёт под мостом и не понимает, как люди, которые получают пенсию и имеют жильё, не стесняются просить милостыню. О заработках не распространяется, утверждает: «Тут никто не скажет. Бывает по-разному, но если скажут сколько — никто давать не будет».

Другая пожилая женщина — Татьяна — была менее многословна.

Расскажите, Вы давно просите помощи у храма?
Да, 8 лет.
Есть ли у Вас какой-нибудь другой источник дохода?
Да, есть. Пенсия, но она маленькая, всего 1 200 000 рублей.
А сколько Вы зарабатываете здесь?
По-разному, где-то 2−2,5 миллиона. Всё зависит от людей. Жизнь дорогая очень, и этого не хватает.
У Вас есть жильё?
Да, квартира. Живу с 2-мя дочерьми.
А дочери тоже просят помощи?
Да, но не постоянно, только когда нужно.
Как часто Вы сами стоите у храма?
Я не буду больше говорить. Не хочу (внезапно уходит — прим. авт.)

Как выяснилось, Татьяна вызывает особое раздражение у «коллег», так как имеет самое завидное материальное положение среди всех, кто просит помощи у Воскресенской церкви.

В подобных стычках «домашние» нищие, как правило, вытесняют с паперти ослабленных бомжей, отвоёвывая территорию для заработка. Обстановка в таких местах напряжённая. Если кому-то дали больше — это всегда вызывает зависть и может привести к далеко нешуточному столкновению, потасовке, драке.

Ещё одним нашим собеседником стал Николай Мандрик (единственный человек, который назвал свою фамилию).

Вы сюда как на работу ходите?
Да, 15 лет хожу сюда на работу, помогаю при храме и помощи прошу.
А пенсию получаете?
Да, но маленькую, где-то 1 200 000; не могу добиться российской.
А здесь получается больше?
Конечно, может и 200, и 300 тысяч в день получиться, может совсем мало быть. Бывает, в храм богатые люди приходят — тогда и помогают хорошо.
Где Вы живёте? У Вас есть квартира?
У меня нет. Живу у друзей, но есть дача.
Расскажите, кто ещё просит тут помощи?
Человек 10 приезжает по выходным — разные люди. Многие из Езерища приезжают, с других районов. Совершенно разные люди. Они по всем храмам ходят. Я, например, только тут (Благовещенская церковь — прим. авт.), я местный, тут работаю, батюшке помогаю; а они везде просят.

Автор: Михаил Алексеев.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.