Любите ли вы театр так, как люблю его я?

1 августа 2014 в 16:18
Поделиться
Класснуть
Отправить

Если бы неделю назад кто-нибудь мне задал этот красивый, раскрученный в кино вопрос, то в ответ я бы неопределённо промолчала, а потом бодро сменила бы тему разговора в сторону чего-то более приземлённого или сериально-популярного. А вот если бы этот вопрос мне задали уже на этой неделе, то я бы, скорее всего, ответила: «Наверное, уже люблю».

Так вот, господа, на этой неделе я ходила в театр. Не просто в театр, а в театр кукольный. Меня провели туда через служебный вход. И это, доложу я вам, очень приятно — заходить в театр через служебный вход. На мгновение я почувствовала себя почти звездой, почти властительницей судеб и уже видела себя на красной ковровой дорожке. Театр начался для меня именно со служебного входа.

Много-много лет назад меня и моих школьных товарищей часто водили на спектакли; водили практически из-под палки. И мы, невежливо шурша конфетными обёртками, добровольно-принудительно смотрели на сцену. Годы прошли, а впечатления о том, что посещение театра — это необходимость, остались. И, к своему стыду, ни разу после окончания школы я в театр не ходила. А вот сейчас пошла. Сама пошла. Сама позвонила, сама напросилась, сама оставила леденцы дома и пошла.

У меня было огромное желание написать о жизни театра в стиле журналов об искусстве. Расписать подробные интервью с режиссёрами, актёрами — всё точно и чётко обозначить.

Но едва я переступила порог театра «Лялька» — поняла, что хочу не написать о театре, а показать его. Показать его без зрителей, но с актёрами; без аплодисментов, но со сценой; без звонков на антракт, но с действием. Театр нельзя загнать в рамки — в этом я убедилась сразу. Поэтому мой материал будет без каверзных вопросов, без душещипательных рассказов, без речей о финансовых и идейных проблемах. Мой материал — это фотофакт из жизни театра и ничего больше.

Театральный сезон благополучно завершился и в полупустых коридорах, лестничных пролётах и костюмерных наступила почти святая тишина.

Художественный руководитель театра «Лялька» (и он же его отец-основатель) Виктор Игнатьевич Климчук повёл меня в зал, где готовились к репетиции артисты.

По дороге он спросил меня, читала ли я рассказ Антона Павловича Чехова «Чёрный монах». Я очень сильно покраснела и ответила, что не припоминаю. Он усмехнулся и сказал, что именно это произведение они сейчас ставят и готовят к новому сезону. И я вошла в тёмный зал и увидела живую сцену. Прошла по пустому партеру, постояла у места режиссёра — и выпала из мира реального на несколько часов, которые, освещённые светом софитов, пролетели как одно мгновение.

Я начала активно фотографировать актёров и сцену, а через минут сорок села в первом ряду и хотела, чтобы эта репетиция продолжалась бесконечно.

Это было новое странное чувство — оказаться внутри театра и увидеть то, что обычно скрыто от зрителей кулисами, увидеть рождение нового спектакля; своими глазами посмотреть на то, как живут на сцене, а не работают.

Кукольный театр «Лялька» работает для всех зрителей. Сейчас в его репертуаре более тридцати спектаклей как для детей, так и для взрослых.

Во время перерыва в репетиции я беседовала с Виктором Игнатьевичем. Он много и горячо говорил о своём театре, об искусстве в целом. Наш с ним разговор невозможно запротоколировать, но я снова увидела человека, целиком преданного своему делу. Который неравнодушен, эмоционален и влюблён в свою работу, который может часами говорить о театре.

Виктор Игнатьевич сказал, что главное отличие театра кукольного от театра драматического в том, что в кукольном театре нет границ и рамок как таковых. Его артисты с помощью кукол могут воссоздать любой образ и любое действие на сцене, показать то, чего не увидишь в драматическом театре.

Во время репетиции я не могла отделить куклу от артиста и не могла представить артиста без куклы. Сложилось впечатление, что кукловоды и их куклы — это одно целое. Они поочерёдно уступали друг другу место на сцене и играли свои роли. Я не театральный критик, но мне кажется, что артистам кукольных театров сложнее — они должны проживать во время спектакля сразу две жизни, играть сразу две роли.

Когда в нашей беседе с Виктором Игнатьевичем мы коснулись темы детей, то он разочарованно покачал головой и поделился своим наблюдением, что современных детей, которые уже стали школьниками, очень тяжело заинтересовать театром и спектаклями. Они могут всю постановку сидеть, играя в телефоне и не глядя на сцену. Главной причиной такого отношения детей к театру и всему, что относится к миру искусства, Виктор Игнатьевич считает то, что большинство родителей отдаёт детей в школы и думает, что теперь ребёнка правильно воспитают и привьют нужные интересы учителя и педагоги.

Он говорил это, не жалуясь, а просто доносил как факт нашей с вами жизни. Факт, над которым стоит задуматься.

При этом Виктор Игнатьевич отметил, что в их театр приходит очень много постоянных зрителей, которые знают все постановки, не пропускают премьеры. И среди таких зрителей есть и дети. А это значит, что всё не так плохо в нашем подрастающем поколении.

Для меня провели небольшую экскурсию по театру. Показали музей, мастерские и костюмерные — места, где оживают куклы и на свет появляются главные герои спектаклей. Не могу не отметить, что все работники театра — ну очень скромные люди. Едва они замечали фотокамеру в моих руках, то начинали просить: «Ой, не надо меня снимать!» или вовсе прятались в своих закулисных мирах. Но все они — скромные и тихие — признавались, что работа в театре для них — это радость и счастье.

Когда я ехала туда и придумывала в голове красивое название для этого материала, то на ум пришёл заголовок: «Люди, которые играют в куклы…» А после репетиции я решила, что это очень неправильный заголовок. Потому что артисты не играли в куклы — они вдыхали в них жизнь.

И вот сейчас я хочу сказать отдельное спасибо артистам, которые показали мне, как оживают кукольные персонажи: Михаилу Климчуку, Марине Морозовой, Сергею Толкачу, Валерию Зимницкому и Юрию Франкову.

Уильям Шекспир когда-то сказал: «Весь мир — театр, а люди в нём актёры». И вот пока каждый из нас, плохо или хорошо, играет свою роль и покоряет свои подмостки театра жизни, в сердце нашего города каждый вечер звенит театральный звонок и на сцену выходят те, кому мало быть актёром только в жизни и чей путь — это проход от гримёрки до сцены, навстречу к тем, кто любит театр.

Когда я покидала гостеприимные стены «Ляльки», то задала Виктору Игнатьевичу вопрос, который крутился у меня в голове с самого утра:

Говорят, что театр начинается с вешалки, а с чего начинается кукольный театр?

Он улыбнулся, выдержал красивую театральную паузу и ответил:

Со зрителя.

Теперь я точно знаю, что буду делать с открытием нового театрального сезона. Я пойду в театр «Лялька», чтобы увидеть премьеру «Чёрного монаха», и с чувством совсем небольшого превосходства над остальными зрителями я подумаю: «А я видела, как этот спектакль появлялся на свет…»

Автор: Анна Бинг

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

2 комментария
Аноним #952
8 августа 2014 в 17:27
И снова замечательный необычный материал от полюбившегося автора! Спасибо Вам, Анна! Творческих успехов!
Аноним #9ab
9 августа 2014 в 09:20
Анна, огромное вам спасибо за тёплые слова и прекрасные живые фотографии нашего творческого процесса!