Страсти по IFMC, или Гран-при восходящего солнца

27 ноября 2014 в 10:28
Поделиться
Класснуть
Отправить

Ещё долго будут кипеть споры по поводу завершившегося в минувшее воскресенье фестиваля современной хореографии в Витебске. Самые разные люди не перестают обсуждать решения жюри и мнения экспертного совета, прошедшие мастер-классы, работы конкурсантов.

Но главная цель фестиваля, на мой взгляд, была достигнута — город увидел массу разнообразных коллективов, целый ряд уникальных работ, в очередной раз соприкоснулся с удивительным, часто парадоксальным искусством современной хореографии.

Можно по-разному относиться к тенденциям, которые проявились на витебской сцене в этом году. Многие эксперты и многочисленные присутствовавшие на фестивале критики говорили о неоромантизме, возвращении барокко, упоре на техничность и недостаточной роли концептуального. Однако большинство таких заявлений было сделано в кулуарах ещё до объявления решения жюри и это скорее удел профессионалов.

Присуждение главного приза проекту Nil («Пустота») от японской компании из Токио Аяка Хабата и Котара Ито (Ayaka Habata & Cotara Ito Dance Company) и специальной премии Евгения Панфилова, врученной за «Огонёк» Ольге Горобчук и театру «нОга» (Омск, Россия), лично я разделяю. По-моему, это настоящие шедевры, где в равной степени сочетались техничность, драматизм и глубокая концепция.

Однако распределение других премий многие, кто не впервые посещает фестиваль, считают вопросом спорным. Безусловно, это частности, обусловленные субъективным взглядом авторитетного жюри на конкурс, а также естественной смене ведущих тенденций в мировом современном танце. Именно в связи с подобными спорными вопросами из лаборатории критики вырос экспертный совет.

Последние два дня выдались наиболее напряжёнными и тяжёлыми как для участников, так и для жюри. Огромное количество образов, невероятное количество материала для оценки, дискуссии среди людей с часто полярными взглядами на хореографию.

Стоит подчеркнуть, что в жюри присутствовали мэтры с совершенно разными подходами, взглядами на это сложное искусство, что, по всей видимости, и позволило добиться максимальной объективности в оценке конкурсантов.

Отдельного внимания заслуживает Раду Поклитару — председатель жюри, работы которого были представлены в гостевой программе фестиваля. Анализируя представленные маститым хореографом работы, можно сделать вывод о некоторых конкурсных оценках.

Хореография Поклитару — сложный микс из современных и классических подходов, безупречной, почти академической техники и сюжетного драматизма. Хореограф намеренно отказывается от Марианских глубин смысловой нагрузки и делает ставку на хореографическую и театральную составляющие. Можно много спорить о современности подобного подхода, но ясно одно: приверженность председателя к определённым формам и техничность — всё это определило его личные пристрастия.

Ещё одной интересной особенностью прошедшего фестиваля стало неожиданное появление новой специальной награды. Она была учреждена непосредственно при обсуждении призовых мест конкурса, более того, была выделена из личных средств жюри.

Вручая спецпремию, член жюри Клаус Рихтер рассказал, что в пылу обсуждения жюри пришло к выводу о том, что премий должно быть больше, по крайней мере на одну. В результате «Все открыли свои карманы и кошельки». Опустошил кошельки членов жюри проект «Х-перименты» Валентина Исакова из Гомеля с их дебютной работой «Спектр». Какую именно сумму собрали мэтры — неизвестно. Эдуард Чернивчан остроумно отметил, что в следующий раз необходимо приглашать в жюри наиболее состоятельных мэтров.

Обладателем первой премии стал театр танца O'She из Вологды представивший работу «На кончиках пальцев». Хореографическую миниатюру с тазом представил Илья Оши, который выступил как в качестве хореографа, так и в качестве танцора.

Фестиваль не в первый раз шокировал обывателей смелыми проектами, обрадовал зрелищными постановками, заставил задуматься над концептуальными и сложными хореографическими экспериментами. Если обобщить всё, что происходило на минувшем IFMC — в этом году в городе прошёл один из самых насыщенных и разноплановых фестивалей из всех, на которых мне приходилось бывать.

Автор: Михаил Алексеев
Фото: Михаил Алексеев

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.

1 комментарий
Аноним #518
7 декабря 2014 в 16:01
Городу Витебску, (студии Дианы Юрченко) отошла вторая премия, и странно что на городском портале это умолчали))