«135 часов без движения» и другие объекты выставки «Имена»

17 сентября 2017 в 06:06
Поделиться
Класснуть
Отправить

Вечером пятницы 15 сентября в Витебске был презентован арт-проект «Имена». Это проект одноимённого журнала, который на 100% финансируется читателями. Только благодаря команде неравнодушных людей он и живёт.

Первая выставка в Минске была приурочена к первому году существования журнала «Имена». Тогда на выставке было представлено 10 инсталляций, над которыми вели работу 10 художников.Уже давно можно заметить, что современное искусство — это история не про эстетическое наслаждение картинами, которые висят на стенах. Всё намного сложнее.

Перед началом презентации зрителям был представлен небольшой видеофрагмент, где обычные люди делились своими впечатлениями от предыдущей выставки и работ художников.

В Витебске были представлены не все работы. Но так или иначе они тоже присутствовали в виде историй с текстом. Пройдя по QR-коду, можно было увидеть полную версию работы и соотнести её с написанным. Директор музея «Арт-пространство “Толстого, 7”» Андрей Духовников поделился некоторыми впечатлениями.

Я знал, что есть такая выставка «Имена», где Демчев лежал. Просто многие проекты такого плана я с трудом воспринимаю, поскольку это всё требует какого-то сложного переключения. А иногда ты включился в совсем ином направлении. Я приглашал руководство города посетить эту выставку, и действительно один из руководителей вчера её посетил. Неформально. Он признался, что это действительно интересно. Формат малопонятный, заставляет работать мозги, душу.
«После того, как история отгремела в СМИ, ничего не происходило».

Конечно, «включить» людей может только создатель проекта. Екатерина Синюк — создатель журнала «Имена» — рассказала о тех проблемах общества, которые невозможно решить за один день.

Занимаясь проблемными историями, очень часто узнаёшь затем о последствиях: кого-то наказали, кого-то сняли с должности… Было всякое. Когда я смотрела, что происходит с теми героями, о которых я писала, то понимала, что после того как отгремела история в СМИ — ничего не происходило! Для меня это было большим шоком, я даже ушла из журналистики на 2 года, думала, что чего-то не хватает. Я отражаю действительность, но что происходит после этого отражения?!
Как правило хочется что-то сделать, — продолжает Екатерина. — Кому мы помогаем в рамках проекта «Имена» и одноимённого журнала? Мы помогаем не адресно какому-то больному ребёнку, потому что, к сожалению, на его место придёт следующий больной ребёнок, которому тоже нужна помощь. Очень легко потеряться. Мы собираем пожертвования в поддержку социальных организаций, для которых решать социальные проблемы — это работа. На нашем сайте есть кнопка «Помочь», которая несет в себе смысл. Любой читатель может исправить ситуацию, нажав на эту кнопку и пожертвовав определённую сумму.
Как выглядит реальность, если у тебя ДЦП

Первым для ознакомления стал проект Сергея Гудилина . Герой Сергея — это 25-летний молодой человек Павел Ращинский, который всю жизнь страдает ДЦП. В 2011 году художник начал работу над проектом, и первая часть инсталляции — это фотоснимки с моментами жизни Павла, которые были сделаны за 6 лет.

Молодой человек не может разговаривать, а поддерживает связь с миром, набирая пальцами ног текст на компьютере. Кроме того, Павел с помощью ног рисует картины. Полностью увидеть их можно лёжа — оказавшись в реальности Павла. Сделать это непросто. Наблюдая за картинами в таком положении, осознаёшь всю гамму переживаний и понимаешь, что происходит с главным героем.

«Здесь живёт человек»

Проект Сергея Шабохина «Источник света» рассказывает о том, что окна в многоквартирных домах — это метафора общества, где люди могут находиться рядом, но не будут близки друг другу. Мы решаем, будет ли наше «окно» гореть для другого человека. Скамья в центре — это не отдельные стулья. Здесь мы сидим рядом и чувствуем плечо другого человека. Стул можно всегда перевернуть, взять, унести, отодвинуться от человека на безопасную дистанцию. А сообщество начинается с тесного контакта, когда мы все находимся рядом.

135 часов провёл прикованным к кровати

Конечно, самым сложным перформансом оказался проект «135 часов». Именно столько провёл Кирилл Демчев в кровати, будучи прикованным. Он не пользовался туалетом, не ел, не пил. Кровать ограждена решётками и по форме напоминает куб размеров 8 квадратных метров. По нормам белорусского ГОСТА — это минимальное расстояние одного изоляционного бокса.

Тема изоляции поднимается неслучайно. Люди, обездвиженные в результате болезни, оказываются в условиях, когда вокруг сплошная пустота, а за окном мелькает одна-единственная картина. Кирилл выбрал эту тему, потому что у него умер дедушка, который в последние месяцы своей жизни был прикован к кровати. Каждый день Кирилл вёл дневник и делал небольшие записи на диктофон.

Для журнала «Имена» можно было оставить своё послание или клич о помощи в специальной книге. К слову, в конце презентации появилась одна запись с просьбой о помощи Витебскому приюту бездомных животных. На наш взгляд, проблема более чем актуальная.

Выставка арт-проектов продлится до 15 октября. Любой человек сможет прийти и увидеть инсталляции, связанные с социальными проблемами, на которые порой закрывает глаза общество.

Подготовила Ирина Майер

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.