Ещё в четверг открылся юбилейный ХХХ Международный фестиваль современной хореографии — IFMC. Я обожаю это время, но кажется, фестивальные дни летят слишком быстро.
Уже вчера состоялся финал конкурса белорусской хореографии. Последние участники представили свои конкурсные работы. Здесь были и более классические композиции (как, например, «Человек танцующий», Гомель), и сольные номера с использованием видео (две работы из Минска).
Довольно необычную постановку представила витебская студия Дианы Юрченко. Практически всё звуковое сопровождение издавалось самими танцующими.
Глядя на некоторые постановки, я думала, что люблю эффектные струящиеся ткани и длинные волосы — они добавляют движения. Некоторые работы наводили на мысль о том, что пластика и поддержка для танцоров означает совсем не то же самое, что для меня.
В какой-то момент возникла мысль, что танцор должен владеть своим телом как ювелир — пинцетом, а хирург — скальпелем. И даже больше, точнее и чётче, ведь тело танцора и есть его инструмент.
Но обсуждать конкурсные работы — задача жюри. Мы же, зрители, после небольшого перерыва снова уселись поудобнее и приготовились смотреть одноактный балет «Долгий рождественский обед» в исполнении труппы Kiev-Modern-Ballet, постановка Раду Поклитару.
Если говорить о сюжете, то он прост: за какое-то время перед глазами зрителей пролетели жизни нескольких поколений одной семьи при участии бессменной горничной. Здесь были и ненужные дети, и сыновья, предпочитающие мальчиков, и погибшие отцы. Но одно событие так быстро сменялось другим, что казалось, что это всё — такой увлекательный и несерьёзный хоровод.
Ни один жест не был лишним. Улыбки, взгляды, недоумение, боль на лицах, отточенные, но естественные движения — всё вызывало у сидящих в зале чувство невероятного родства и сопереживания. Без пафоса, громогласных заявлений и патетических речей этот балет проник в каждую душу.
В конце, уже понимая, что постановка близится к завершению, зал начал аплодировать. Эти аплодисменты не прекращались. Они лились, лились, лились, отражались от стен и только усиливались. Финальный аккорд — брызги шампанского, открытого горничной. Последние ряды, мне жаль, что вы, возможно, не почувствовали этого лёгкого пьянящего аромата.
Артисты выходили, кланялись, возвращались назад, и всё повторялось снова. Зал не отпускал танцоров. Все стояли, переполненные эмоциями и задетыми за живое чувствами. «Браво» — доносилось со всех сторон.
Наконец к своему балету присоединился хореограф — Раду Поклитару. Соединив руки, вся труппа ещё раз вышла вперёд, к самому краю сцены. Аплодисменты не прекращались ни на секунду.
Я прошу прощения, если сейчас скажу то, что вам не понравится, Раду. Но мне кажется, что ваши глаза блестели. Возможно, в них отражалось биение рук и стучащих сердец тех, кто смотрел на вас из зала.
После таких встреч резко не нравится любимая музыка в плеере, потому что в ушах звучит надрывная скрипка из «Времён года» Вивальди. После таких танцев не узнаёшь привычные улицы, потому что ты все ещё там, в этом быстротечном, захватывающем мире. Как будто на той, уже скрытой тяжёлой портьерой сцене просто взяли и вывернули тебя изнутри. Что ж, наверное, ради этого зрители и шли на IFMC.
Фото: Anna Bing. Текст: Илона Иванова
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.