Говорят, что настоящая интеллигенция появляется только в третьем поколении. Сложно сказать, насколько это правда. Но одна прекрасная женщина Нино Сухишвили — внучка основателя Национального балета Грузии «Сухишвили» — уже третья в этой династии, кто руководит им. К слову, с момента основания балета прошло почти 73 года. Так что если слова «менталитет» и «национальная культура» что-то значат, то эта труппа — пожалуй, один из наиболее ярких примеров.
Богатая история балета и всемирная слава множились каждый год. В 1935 они завоевали золотую медаль на Всемирном фестивале народного танца в Великобритании. В 1967 году выступали на сцене «Ла Скала» в Милане, и занавес поднимался 14 раз. Последний факт занесён в Книгу рекордов Гиннеса.
Сегодня в балете около 500 танцоров. Около 80 из них в понедельник собрались в концертном зале «Витебск», чтобы поделиться со зрителями настоящим сокровищем — своей многолетней историей, воплощённой в зажигательных танцах. Возможно, вы уже представили джигитов, которые с криком «Асса!» легко скакали по сцене? Но всё было совсем не так.
Уже в фойе КЗ «Витебск», где проходил концерт «Сухишвили» стало понятно: общеизвестное грузинское гостеприимство существует. Не так много случаев, когда на гастролях разыгрываются билеты на бесплатный тур в Грузию, в Батуми. Победителя определили уже после первого отделения прямо на сцене, и заветную поездку получила женщина, которая просто пришла на концерт.
Кроме того, все желающие могли приобрести настоящую грузинскую папаху, кинжал или музыкальный инструмент — дудук. Кто хотел — фотографировался в специальной фотозоне, и там выстраивались очереди.
Зал заполнялся. За сценой уже слышались характерные незнакомые слова чужого языка. И вот занавес дрогнул и исчез.
Они начали с невероятно романтичного классического грузинского картули, который исполняется парой — мужчиной и женщиной. Ни одного лишнего жеста: танец запомнился изящной сдержанностью танцовщицы и прямой, как стрела, осанкой танцора. Продолжили хоруми — танцем воинов, который был поставлен ещё основателем балета и стал его визитной карточкой; экспрессивной, энергичной и преисполненной свободолюбия постановкой.
Тут же последовал самани — танец женщин-воинов. Его отличала синхронность лиц и взглядов: в какие-то моменты казалось, что в балет специально набирают близнецов, тонко чувствующих друг друга. Впрочем, это можно сказать обо всех танцах вечера.
Отдельно стоит сказать о музыке. Балет выступает в сопровождении собственного оркестра. Характерные нотки в звучании дудука и барабанов, партии на которых исполняются вживую прямо позади танцоров, щемили сердце. Уверенные и сильные звуки наверняка были неизвестны, но почему-то безошибочно угадывались каким-то внутренним слухом. Эта музыка не могла быть другой, как и не могли быть другими эти танцы.
В классическом европейском балете, пожалуй, редко встретишь такую глубокую проработку костюмов и образов. Все женщины носят длинные волосы, у мужчин на поясах — кинжалы. Здесь почти нет кричащих ярких цветов, а каждый элемент одежды говорит о статусе и подвигах её владельца. И всё же строгая иерархия костюмов удивляет безупречным вкусом и красотой. От такого «минимализма» каждая деталь становится ещё более ценной и символичной.
Ещё одна особенность — многослойные одежды и струящиеся ткани. Не верится, но благодаря им можно увидеть, как плывут по полу стройные женские фигуры, не касаясь земли.
Обычные представления о грузинских танцах сводятся к исполнению энергичных движений под быструю музыку в национальных костюмах. Однако всё глубже и символичнее. Пожалуй, немногие танцы требуют такой выносливости и умения контролировать своё тело. К слову, некоторые танцоры балета учили эти партии с пяти лет.
Чего стоит сванури — горский танец, который исполняется на кончиках пальцев. А хевсурули — горский танец с саблями — требует ещё и знания боевых искусств.
Завораживает и цдо — ещё один горский танец. Он исполняется на коленях и исключительно мужчинами. При этом кажется, что пол сам отталкивает танцующих: так легки и отточены, выверены их движения.
«Сухишвили» определённо есть, чем гордиться. Память поколений, которую они бережно несут вот уже почти 73 года, открывается многочисленным зрителям, вызывая неподдельное восхищение и сопереживание. Струится, распространяясь волнами аплодисментов, по каждому залу. Так, наверное, как на их родине горные реки. Сильные, неудержимые даже среди камней, жизнеутверждающие потоки.
Фото: Anna Bing. Текст: Илона Иванова
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.