О родителях, которые решают за детей: причины и следствия

12 октября 2021 в 06:06
Поделиться
Класснуть
Отправить

Хотела написать свой комментарий к статье про родителей, которые все решают за детей, но позже решила вынести в отдельный пост. 

Итак, почему родители все решают за своих детей? На первый взгляд, ответ очевиден: взрослые несут ответственность за несовершеннолетних подопечных, а ответственность включает в себя так же и разностороннее развитие: кроме школ, это кружки, секции, потом средние специальные и высшие учебные заведения.

Часто дети (я говорю «дети», подразумевая молодежь лет этак до 20) сами не знают, кем они хотят в будущем работать. Да ладно, а сколько среди нас взрослых, которые до сих пор не знают, кем хотят стать, «когда вырастут»))) Поэтому, когда родители проецируют на чадо свое видение ситуации, например, настаивая на продолжении поколения  медиков или бухгалтеров, дети не сопротивляются и идут учиться туда, куда сказали. Где-то их профессия в глазах родителя  – престижная и почетная, где-то – денежная. Ребенок, который вымахал под два метра ростом и говорит басом, все-таки психически еще не до конца сформирован, как взрослый человек, опыта взрослой жизни у него нет, поэтому зачастую он просто принимает родительское мнение за свое. Кстати, никто не застрахован от ошибки выбора вне зависимости от того, родитель послал или сам пошел – в 16-18 лет однозначный выбор, определяющий жизнь, сделать весьма трудно. Поэтому попенять в будущем на родителя, который послал «не туда», конечно, будет легче, но и не факт, что сам бы не ошибся, поступи этот ребенок куда-то еще.

Что уж говорить о малышах. Как маленькому ребенку понять, к чему у него склонность? Сегодня он отлично танцует, завтра рисует аккуратнее всех в садике, послезавтра быстрее всех считает. А через год увлекается самолетами. Так что вполне нормально, если сегодня он выберет бокс, а завтра будет без ума от скрипки. Да ради бога, главное – все попробовать, без опыта не узнаешь, чего на самом деле хочешь.

Фото с просторов Интернета

Но это если разбирать адекватные ситуации, в которых нет фанатизма. К сожалению, бывают и другие случаи.

В психологии существует такое понятие, как ребенок - нарциссическое расширение родителей. То бишь, когда взрослый, воспитывающий ребенка – в основном, это мать, пытается вылепить из чада либо того, кем сама является, либо наоборот, того, кем не получилось стать в юности. Такие дети – жертвы родителей-нарциссов, которые видят в дочери или сыне не личность, а проект, который нужно реализовать лучшим способом и выжать из него по максимуму.

Фото: Анна Радченко

Например, мамаша, которая в свое время звезд с неба не хватала, держит ребенка в ежовых рукавицах и почти в армейских условиях, запрещая все на свете и муштруя, если ребенок не принесет «отлично» по всем предметам. Любая оценка ниже «отличной» чревата наказаниями, когда старшие начинают гнобить, травить и изводить ребенка за то, что не оправдал тонны возложенных надежд. Фразы вроде "У меня не получилась, но ты должна", "Ты что, хуже других?" "Вон у Кати, Лены, Светы получается, а ты, выходит, тупее их всех?" явно не способствуют укреплению веры в себя и в будущем - доверию к взрослым. Отсюда заниженная самооценка, неврозы, синдром отличника, стыд за себя и куча всяких страхов, переходящих во взрослую жизнь и не убирающихся простым путем осознания проблемы. Чтобы восстановить самооценку и убрать вечный страх не справиться или страх сделать хуже, чем у других, нужно проходить длительную психотерапию.

Фото: Анна Радченко

Другой пример, когда мать, например, в молодости была балериной или моделью, и она заставляет дочь идти в танцовщицы, игнорируя ее собственные хотелки, заставляет до упаду растягиваться у станка или запрещая есть, чтобы та похудела, иногда сопровождая свои действия репликами вроде: «Ннну да, конечно, когда я была в твоем возрасте, я не была такой коровой». Что мы имеем? Ту же самую убитую самооценку, сравнение себя с другими не в свою пользу, страх, стыд и прочие радости жизни.

Фото: Анна Радченко

Если вернуться к нашим витебским реалиям, в которых не особо много балерин и моделей, можно вспомнить ту же музыкалку, когда у ребенка абсолютно не лежит душа, нет никакого, по сути, музыкального таланта (но он обязательно есть в чем-то другом), но его заставляют окончить муз. школу – потому что «раз пошел, уже надо закончить», или «потому что это так красиво – играть на фортепиано, я хочу, чтобы ты играл/а ». А что из-за занятий хромает учеба  в школе и нет настроения заниматься – это мелочи жизни. Главное для нарциссичного взрослого то, что ребенок обязан выполнить ту функцию, которую на него возложили, сделать то, чего от него ожидают и хотят. И детям приходится делать, ведь часто за такими указаниями стоит страх, что его «любят только тогда, когда хороший/поступает правильно/так, как от него ждут», а в противном случае он будет плохой, его не будут любить. К сожалению, такие манипуляции (не всегда открытые, иногда они воспринимаются бессознательно, как результат поведения взрослых)характерны для авторитарных семей, где хотя бы один из родителей – нарцисс, и учеба идет не через любовь и принятие, а через страх отвержения.

Фото: Анна Радченко

Иногда случается так, что родитель начинает как бы конкурировать с ребенком. Например, та же мать, которая ушла «на пенсию» из моделинга, начинает завидовать дочке, которая моложе, свежее и интереснее. И тогда продолжаются нападки с обесцениванием, как бы ребенок ни старался. К сожалению, такое бывает, даже если ребенок учится абсолютно на любой специальности – просто преуспел больше, чем мама, папа или бабушка, и тогда вместо искренней похвалы он чувствует к себе неприязнь, зависть и злобу.

Фото: Анна Радченко

А когда ребенок взрослеет и уходит во взрослую жизнь, многим родителям тяжело это принять и отпустить, но тоже не всегда из хороших побуждений. Иногда фраза «ты мне должен, поэтому не имеешь право на свою жизнь, пока не выплатишь мне долг» идет как лейтмотив, мешая взрослому сыну или дочке адекватно сепарироваться и уйти в свободное плавание.

Фото: Анна Радченко

К сожалению, таких крайностей больше, чем кажется на первый взгляд.

А вы сталкивались с подобным  в своей жизни?

Автор: Малефисента

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

40 комментариев
macArdRi
12 октября 2021 в 08:28
Ну меня в своё время запихнули в музыкалку. Правда ненадолго, года через 3 отстали и повод был - не сделать пианиста, а для развития рук. Просто родителям как раз попался в руки журнал, где рассказывалось о связи развитой мелкой моторики с высоким IQ вот и решили таким образом развивать. Потом плюнули и отстали и больше уже никуда не запихивали\не заставляли отказываться.
Aleksei81
12 октября 2021 в 08:35
Хороший, "академический" подход к материалу, автор постаралась... Но ведь история полна и других примеров, не разобрать которые тоже нельзя... Например, Андрэ Агасси, теннисных титулов которого больше, чем букв в его ФИО, в своей автобиографии указывал, что в детстве не любил теннис, в то время как отец подстегивал его к тренировкам... Или Кавай Леонард, баскетболист НБА, " сборник", который в детские годы со слезами посещал секцию, но не сумел пойти вопреки воле матери! Сегодня Леонард один из трех игроков НБА в истории, получивший приз самого ценного игрока Финала в составе двух клубов( сложно понять прочитанное, но читать надо с конца...) Если говорить об искусстве, то Дмитрий Маликов, композитор, музыкант, певец, как-то признался, что к занятиям музыкой его стимулировал отцовский ремень! Впрочем, свою дочь он в музыку не пустил - она у него дизайнер! Показателен и опыт "короля попа" Майкла Джексона в чей семье были деспотичные нравы отца, доходившего до рукоприкладства. Вместо улицы - репетиции, вместо парка - сцена! А мальчику не было и восьми...Но именно отцовский метод заложил в мальчишке решимость, умение держать себя и строгую дисциплину с ответственностью... А сколько иных примеров, которые так и остались за гранью нерассказанной тайны?
Мама Стифлера
12 октября 2021 в 09:26 ответ Aleksei81
Aleksei81, по поводу Майкла Джексона. Прочитайте книгу Ла Тойи Джексон про их семью, про Майкла и остальных детей с нарушенной психикой после того, как отец постарался и сделал из них "людей", а из Майкла - поп-короля. Возможно, отцовский ремень и сделал свое дело, родители увидели то, чего добивались - их дети стали известными и богатыми. Макйкл тоже стал своего рода нарциссическим расширением своего отца, и боялся его, как огня всю жизнь. Вопрос, на самом ли деле эти дети хотели себе такой жизни, или им не оставили выбора. И что у них внутри после такого воспитания, знают только их психотерапевты))
AnJam
12 октября 2021 в 09:34 ответ Мама Стифлера
Малефисента, во всех этих историях есть нюанс — все это люди безоговорочно талантливы. Большинство же поротых ремнями — 99,99 процентов — так и останутся просто битые родителями ради большого НИЧЕГО.
Я могу ошибаться, но вроде отец Майкла (осподи, обожаю его) был нормальный такой профи в шоу-бизнесе и музыке в целом — вряд ли он стал бы тянуть жилы из ребёнка, который не способен прыгнуть выше какой-то формальной планки. Та же Джанет не стала поп-королевой — чисто проходная певица с громкой фамилией.
Aleksei81
12 октября 2021 в 09:35 ответ Мама Стифлера
Малефисента, я в курсе той истории, и да, Майкл боялся отца, и чего говорить, комплекс-то этот не перерос, даже от наследства своего ограничил, это да, было... Тем не менее, сцену-то мальчик не бросил! Кстати, вспомнился еще тут один пример (из спорта), но уже без ФИО... Просто по ТВ когда-то видел, плохо помню уже... Суть, парня в секцию по американскому футболу привела матушка, волоком за шкирку! А тот, глядя на сверстников, мог пополнить ряды подростковых банд... Тренировки посещал нехотя, филонил, и каждый раз мать возвращала его в секцию... Правда, потом случилось несколько показательных моментов, когда кого-то из ребят по старше не то грохнули, не то упекли за решетку, и он понял, что рано или поздно кончит также... С тех пор увлекся спортом еще больше. Но если бы мать не пихала его в спину, если бы не сумела достучаться до него, как бы сложилась его судьба? Помню фото еще, где он, в экипировке, рядом с матушкой, которая ему и до груди едва доставала (с прической)... Умилительно!
macArdRi
12 октября 2021 в 12:59 ответ Aleksei81
Aleksei81, Тут надо смотреть каждый отдельный случай и не выводить из единичных усчпешных примеров систему. Да, кого-то настырная мать оторвала от уличной банды. А в Джонстауне, когда сектанты массовое самоубийство совершили, среди погибших насчитали 236 детей . Их тоже родители привели, но не в кружок по интерсам, а в секту. Тоже видимо думали что благое дело делают увы, могзи их к тому времени были напрочь промыты. Тоже пример и совершенно не умилительный.
Aleksei81
12 октября 2021 в 13:08 ответ macArdRi
macArdRi, это да, конечно, но я все же о позитивных примерах!..
valent
12 октября 2021 в 14:14 ответ Aleksei81
Aleksei81, как вы правы! Если идти на поводу моего сына и позволять делать только то, что дитятко любит, то он в телефоне с играми жить будет.
Не-не-не, мы уже эти свободные методы воспитания практиковали - не понравилось. Дисциплина, контроль, мотивация и любовь - тот нужный коктейль, без которого воспитательный процесс не состоится.
id52891
13 октября 2021 в 10:20 ответ AnJam
Космос, не соглашусь... опыт подсказывает, что словом и пенделем сделать можно гораздо больше и быстрее, чем одним словом..
id40101
12 октября 2021 в 08:53
Вспомнился недавний отзыв о том, как злой дядька - водитель обругал бедного мальчика, ехавшего после работы из Минска, за то, что он жрал чипсики в маршруточке :(. Бедный мальчишечка даже сам фи сказать не смог, отправил близлежащую тетю :(.
Мама Стифлера
12 октября 2021 в 09:27 ответ id40101
id40101, кстати, мне чет кажется, что у того мальчишечки просто ничо не бомбануло, он не посчитал нужным опускаться до мужика с его шкандалами. Извинился, убрал и поехал дальше.
id40101
12 октября 2021 в 09:45 ответ Мама Стифлера
Малефисента, зато пожалился на дядю дома и здесь материнское сердце не выдержало......))))))
Мама Стифлера
12 октября 2021 в 10:07 ответ id40101
id40101, я пропустила тот момент, что отзыв писала мама))
Михаил Иванов
12 октября 2021 в 09:31
Родители "Пихают" своего ребёнка в большинстве случаев исходя из наблюдений и жизненного опыта, на то они и родители, что бы "Пихать" ребенка. А вот ели не "Пихать", то получится трава, а не человек, который точно не будет благодарен родителям в свое время "Пихавшим" его. Как выше уже написано, есть куча примеров когда именно благодаря таким "Пиханиям" дети добились успехов. Дети хотят и хотят исходя из того, что кажется интересным, а взрослые исходя из знаний и опыта
macArdRi
12 октября 2021 в 11:38 ответ Михаил Иванов
Михаил, Это если принять, что у взрослых знания и опыт адекватны ситуации. А это очень мягко говоря не всегда так.
Михаил Иванов
12 октября 2021 в 15:01 ответ macArdRi
macArdRi, у тех про кого можно сказать "Так себе", своими детьми и не занимаются, только если иногда в пьяном угаре вспоминают, что нужно срочно заняться воспитснием
macArdRi
12 октября 2021 в 15:09 ответ Михаил Иванов
Михаил, я выше приводил пример с родителями приведшими детей в секту. Они тоже считали, что занимаются детьми, и делают им лучше.. Потом закапывали их вместе.
valent
12 октября 2021 в 15:38 ответ Михаил Иванов
Михаил, очень прав!!! Так и есть в реальной жизни. Если не пихать, не контролировать - пропадёт уже в первом классе.
Новые Горы
12 октября 2021 в 09:38
Есть тут те, кто полностью доволен тем, как его воспитывали и развивали?
Cbeta
12 октября 2021 в 12:29 ответ Новые Горы
Ольга, я довольная! И просто обожаю своих родителей, они такие молодцы.
Новые Горы
12 октября 2021 в 12:59 ответ Cbeta
Cbeta, я тоже их люблю, но это не мешало им делать ошибки и мама сама об этом говорит.
Алексей Сергеевич
12 октября 2021 в 14:25 ответ Новые Горы

Ольга, муз школа по баяну, тхэквондо, карате, борьба, плавание, шашки, шахматы, скалолазание, тур походы, стрельба, это то что я посещал в детстве)) ВСЁ по своему желанию, что-то 5 лет, что-то 5 дней. Ни разу родители ничего не запретили и не заставляли. Только в 3-м классе муз школы уговорили не бросать, за что благодарен. Очень благодарен им за свободу выбора, постараюсь своему шкету тоже давать её.

Я недавно понял, что моя задача, как родителя, сделать ребенка счастливым. А что его делает счастливым, пусть решает сам. Стараюсь держать в голове эту мысль постоянно.

Новые Горы
12 октября 2021 в 14:46 ответ Алексей Сергеевич
Алексей, вот именно, человек решает сам, и тогда он счастлив. Это ли не цель родителей?
Алексей Сергеевич
12 октября 2021 в 15:00 ответ Новые Горы
Ольга, именно так)
Aleksei81
12 октября 2021 в 15:03 ответ Алексей Сергеевич
Алексей, на одном сайте, который признан... ну сами понимаете... но существует, есть рубрика, в которой говорят о людях, которые покинули эту (страну для жизни).... Помню, был один парень, недоучившийся медик... Или только начинающий врач, как-то так... Уехал в одну приграничную страну, слабо представляя, чем может быть там полезен, но тут был бы не востребован даже по специальности... Зато обзавелся бы судимостью... Так вот, в детские годы под уговорами родителей учился он в музыкалке по классу скрипки (кажется, давно смотрел, не помню точно...). Но учебу бросил, считал и видел свое признание в ином, но не в музыке, хотя прошел там уже многое... И вот в другой стране спустя время взял в руки тот самый инструмент! И стал давать частные уроки! Тем и живет...
valent
12 октября 2021 в 15:40 ответ Новые Горы
Ольга, я! И только иногда в шутку упрекаю маму, что не надавила и не заставила поступать в мед.
Теперь только поняла, что медицина - моё. Но в 16 лет в голове другие ценности.
Cbeta
12 октября 2021 в 12:35
В воспитании главное не мешать исследовать этот мир и быть хорошим примером. Всегда говорю дочери: не попробуешь - не узнаешь. Пианино 2 года, танцы, пение, ролики, гимнастика, всякие кружки по рисованию и плетению лозы) и программирование. Абы была отвлечена от экрана смартфона и с пользой для растущего организма. Тогда и депрессии всякие не страшны;)
Алексей Сергеевич
12 октября 2021 в 14:27 ответ Cbeta
Cbeta, 100% согласен, главное не "убивать" страсть к исследованию, рано или поздно найдёт своё и станет в этом профи.
Михаил Иванов
12 октября 2021 в 15:03 ответ Алексей Сергеевич
Алексей, или ни где, на такой счёт есть старая добрая поговорка (за тремя зайцами погонишься ни одного не поймаешь)
macArdRi
12 октября 2021 в 15:55 ответ Михаил Иванов
Михаил, Мне сейчас очень жалко тех, кто выбрал себе например дико модную 30 лет назад профессию переводчика, осознанно к ней шёл, не отвелкаясь на посторонее и... И оказалось что сейчас это в общем вымирающий вид. Или учился, учился на инженера, а потом херакс, заводы один за другим переоборудуются в ТЦ, инженеры не нужны, А нужны менеджеры по продажам. Спрашивается, нафига в детстве кто-то всё детство убил на штудирование ландлифшица, если сейчас более востребованно по телефону впаривать гербалайф?
Aleksei81
12 октября 2021 в 21:02 ответ Cbeta
Cbeta, ну как бы да! Единственный минус, который на самом деле плюс (в твою пользу, кстати), в том, что не расписано, что подобным методам следует обучать на своем примере... Потому что все, что ты перечислила, взято ведь и из собственного опыта?! На взаимодействии "я"+"ты", а не то, что впихнул ребенка за дверь, и затворил ее... П.С.И да простят меня многие читатели, но даже "ты" может восприниматься более уважительно, чем иные "Вы"...Особенно, когда видишь эффект! В общем, молодец!!!
Aleksei81
13 октября 2021 в 08:51 ответ macArdRi
macArdRi, опять же... Убогость образования зачастую и создает невостребованность на рынке труда! Хорошо, тот же специнженер в той же Японии фиг пройдет просто так на завод "Мазда". Потому что есть еще завод "Тойота". И "Ниссан"... И это конкуренция! Комплектовщик и сборщик деталей им на фиг не упал... нужен человек с головой-компьютером, чтобы вывел условную "Мазду" поверх "Ниссана"... И пожалуй, опередить "корейцев", которые тоже конкуренты... Думать и бороться за рынок не только Дальнего Востока, но и Северной Америки и Европы! Вон, сколько задач! А если вдруг машины отзывают - это не только прямые убытки, но и весь конструкторский цех - на фиг, плиз... Что видим у нас? "МАЗы"- "Беларусы" по технологии тех же 80-х, и молодые специалисты-инженера, которые вручную шурупы крутят! При этом и японский инженер и белорусский занимаются автомобилестроением! Будет наш инженер "болеть" на новаторство в работе? Ну разве что он "самородок"! Но все уже придумано до него... Переводчики? На том же примере автомобилей - по электрике свой специалист-переводчик, по трансмиссии - свой, общая инструкция - еще один спец...И это только авто! А если более востребованная и громоздкая, технически сложная штука? Тоже надо адаптироваться, быть где-то "технарем", узким спецом, но с широкими возможностями, иначе - хау ду ю ду - и весь уровень! Потому и загибаются специалисты в профессиях...
macArdRi
13 октября 2021 в 09:01 ответ Aleksei81
Aleksei81, В 2017 г в США закрыли последнюю фабрику по выпуску джинсовой ткани. С тех пор в стране не существует производства ткани как явления. Что делать специалистам, котоыре всю жизни связали с этой отраслью? Правильно, перебираться в Мексику или Бангладеш потому что там готовы делать то же самое за доллар в день. А вот если бы они в детстве пробовали всё и в самых разных сферах, от пианино до кикбоксинга, может и было ему чем заняться, а не бегать по биржам труда и точно так же резко переучиваться но не в 10 лет, когда мозги усваивают всё, а в 40-50, когда скорость обработки инфоормации в голове падает в разы.
Алексей Сергеевич
13 октября 2021 в 11:32 ответ Михаил Иванов
Михаил, а в лесу же есть еще и лоси, и кабаны, и тетерев, что ж теперь всю жизнь зайцев ловить?) Мир меняется, надо адаптироваться. Сейчас хорошо себя чувствует тот, кто может быстро обучаться новому.
Cbeta
13 октября 2021 в 11:46 ответ Aleksei81
Aleksei81, признаюсь из собственного опыта из вышеперечисленного только ролики и программирование))) Остальное все сама по собственному желанию, от пианино даж отговаривала)
Михаил Иванов
13 октября 2021 в 13:37 ответ Алексей Сергеевич
Алексей, я так понимаю с трактовкой поговорок у вас так себе...
Алексей Сергеевич
8 ноября 2021 в 08:33 ответ Михаил Иванов
Михаил, как и у вас с иронией
MartySeamusMcFly
12 октября 2021 в 13:32
процитировать автора:
Другой пример, когда мать, например , Например, мамаша , Например, та же мать , иногда , иногда , кстати , кстати к сожалению, - такие манипуляции (В ТЕКСТЕ тоже?)) бессознательно характерны для авторитарных семей , Что мы имеем? Ту же самую убитую самооценку, сравнение себя с другими не в свою пользу, страх, стыд и прочие радости жизни.
id52891
12 октября 2021 в 20:00
...человек по природе ленив... молодой человек ленив вдвойне.. хочешь добиться чего-либо от ребенка - приучай его к тому, что жизнь - это не виртуальная игра с перезагрузкой, а суровая борьба за место под солнцем. И чем быстрее ребенок усвоит это, чем быстрее пройдет обучение по программе " бесплотный дух" до "крутой начальник", тем проще будет в жизни..
...и перестаньте воспитывать из девочек принцесс... принцев столько не наберется..
id40101
13 октября 2021 в 09:15 ответ id52891
id52891, очень верно сказано.