Таёжный тупик. История семьи Лыковых, которые ушли от мира навсегда

16 февраля 2023 в 06:00
Поделиться
Класснуть
Отправить

Эта история началась ещё в тридцатых годах прошлого века. Так давно, что уже никто и не упомнит, что там произошло. А если смотреть ещё глубже, то начало вообще можно считать с петровских времён и раскола православной церкви, когда появились те, кого мы сейчас зовём старообрядцами. Но религия и церковь сама по себе была лишь толчком, началом.

Возможно вы слышали про семью Лыковых. Если нет, то этот реферат для вас. Усаживайтесь поудобнее. Мы расскажем вам о том, как одна семья добровольно изолировала себя от всего остального мира навсегда. Именно навсегда.

Название этого поста — это название оригинальной документальной книги, которую написал журналист-писатель Василий Песков. Если вам станет очень интересно, то рекомендуем прочесть его книгу — вы в полной мере откроете для себе удивительный мир отшельников в самом сердце непроходимой тайги.

Начать пост можно было бы со знакомства с главными героями, но мы решили для начала показать вам современную карту — для тех, кто хочет посмотреть своими глазами, как далеко от цивилизации живут Лыковы, ловите координаты: 51.460988, 88.426927.

Сейчас от семьи осталась всего одна представительница — Агафья. Но об этом позже.

Ещё примерно в 1920-х годах в 150 километрах от города Абазы жила-была одна не сильно большая старообрядческая община. Посёлок пусть и был небольшим, но от мира не совсем оторванным. Да, далеко, но события, которые проходили где-то за посёлком и здесь оставались актуальными. Потом была коллективизация, которая посёлка этого тоже коснулась. Потом начали вылавливать «религиозных» людей. Время было смутное. И Карп Осипович Лыков — глава семьи Лыковых, принимает сложное решение, которое человеку из «мира» может показаться абсолютно нерациональным и в какой-то степени безрассудным.

Собрав свою семью — на тот момент жену Акулину Карповну Лыкову, одиннадцатилетнего сына Савина (1926 года рождения) и годовалую дочь Наталию (1936 года рождения) — плюс весь скарб, который можно было перевезти, Карп Осипович отправился от людей подальше — ещё дальше в тайгу, где людей нет совсем.

Это было его решение и воля — так он пытался сберечь близких от властей и сохранить свою веру.

Потом совершенно случайно через девять лет Лыковых встретили военные топографы в 1946 году у реки Еринат. Когда после топографов туда отправили поисковую группу — никого не нашли.

Потом в 1958 году на Лыковых случайно наткнулись туристы. И всё. О том, что сейчас происходит с этой семьёй и живы ли они вообще, никто не знал следующие 20 лет. Да и знать особо не было интересно. В тайге было разбросано много старообрядческих общин, жители которых вели достаточно изолированный и замкнутый образ жизни.

Но в 1978 году про Лыковых узнал весь Союз. В тот год у реки Большой Абакан (территория Хакассии) геологи проводили исследование — рядом (относительно тайги рядом) уже стояли буровые. Облетая квадрат на вертолёте, геологи заметили прямо посреди тайги небольшой огород и что-то, что напоминало дом-землянку. Потом говорили, что даже не поверили своим глазам. Места там настолько глухие и непроходимые, что встретить что-то от человека там абсолютно нереально.

Когда вертолёт с геологами вернулся на базу — решили сходить уже пешком и посмотреть, что же там такое. Лагерь геологов был примерно в 15 километрах. Собрались и отправились в это удивительное путешествие. Взяли с собой оружие и гостинцы — всё на всякий случай.

Когда люди из большого мира дошли до «дома» и окликнули жильцов — первым вышел уже старый Карп Осипович. Геологи представились, рассказали, что увидели сверху… Карп Осипович пригласил гостей в дом.

Дом Лыковых даже землянкой было сложно назвать. Он есть на фото. Крохотное строение с малюсеньким окошком — размером с карман — так потом опишет его журналист Песков. Внутри очень темно. Стены и потолок чёрные от копоти лучин. Пол устлан смесью из картофельных очистков и ореховой шелухи. Тогда в тот день в доме геологи увидели ещё двух женщин. Они при виде гостей испугались и принялись усердно молиться.

Гости не стали пугать хозяев и вышли из «дома». Позже жильцы всем составом — Карп Осипович и обе его дочери Агафья и Наталия вышли сами.
Это было первое знакомство, которое привело в замешательство обе стороны.

Агафья и Наталия впервые видели других людей. Геологи не могли представить, что встретятся в тайге с отшельниками, которые сорок лет прожили вне мира.

На следующий день геологи вернулись. А в семье Лыковых прибавилось ещё двое — Дмитрий и Савин — сыновья Карпа Осиповича. Оказалось, что уже много лет в тёплый сезон они жили на другой заимке у реки. Карп Осипович сам отселил сыновей. Зачем? Чтобы не дошло до кровосмешения. Хотя зимой всё равно все жили вместе.

Среди геологов была одна девушка, которая потом вспоминала, что когда её увидели братья, то первой реакцией Дмитрия была: «Тятя, гляди — девка! Девка!». Стало понятно, что изоляция была полнейшей.

Вся семья в момент знакомства ходила в домотканой одежде. Ноги босые. Но у Лыковых были самодельные онучи из кожи маралов и лапти из бересты.

Говорили все они странно по меркам современных людей — смесь русского со старославянским. Лыковы постоянно молились, крестились, но гостей изучали с любопытством и без страха.

Геологи принесли угощения и подарки. Лыковы отказались почти от всего — «нам это не можно». Даже от хлеба. Геологи спросили, мол, ели ли они хлеб вообще. Карп Осипович ответил, что он-то ел, а вот дети его — нет. Сами они делали хлеб из картошки, который и хлебом трудно назвать.

Особенности быта Лыковых поражают сейчас ещё даже больше, чем в 1978 году. Питались небольшим огородом, на котором растили в основном картошку. Собирали и заготавливали кедровые орехи, ягоды, мясо, если везло в охоте и рыбалка летом. Но жили очень голодно. Журналист Песков многократно напоминает, что тайга даже летом — это суровое место, где нельзя просто жить — можно только с трудом выживать. Что говорить про холода, которые наступают в октябре и стоят до апреля?

Спичек у Лыковых не было и от принесённых отказались — вера не позволяла ими пользоваться. Огонь можно было добывать только кремнем. Хотя в наши дни Агафья спичками пользуется, но с оговоркой — на огне, добытом спичками можно топить печь для обогрева, но нельзя для приготовления еды. Одежда была вся самодельная. Вопрос гигиены тоже был открыт — в баню им было нельзя. Только по праздникам могли помыться в корыте. Уже взрослые дети Карпа Осипивича не представляли, как выглядят не только другие люди, но и домашние животные. Знали о них только по рассказам родителей. У них жили только кошки, которые каким-то образом сделали этот переход в изоляцию вместе с Лыковыми ещё в тридцатых годах и так и остались — одно кошачье поколение за другим.

Сам по себе переход Лыковых из их посёлка в тридцатые годы кажется нереальным. 140 километров с грузом, детьми по лесам без тропинок и через крутые реки. Геологи и охотники потом прикидывали, что это 150 километров Лыковы шли не меньше восьми недель. А вокруг всё та же неприветливая тайга и звери — медведи там ходят везде.

Несмотря на тотальную изоляцию, Лыковы умудрялись не только как-то вести свой быт, молиться и растить детей, но и ни на день не сбились со счёта времени, хотя календарей и часов у них не было. Считают время по дореформенному летоисчислению, но всё же… — всё точно.

В новом мире Лыковых впечатляло всё. Резиновые сапоги, фонарики, полиэтиленовые пакеты, стекло, одежда «пришельцев» и ткань, из которой делают палатки. В лагере геологов, куда Лыковых пригласили они с детским восторгом рассматривали всё железное, лесопилку, щёлкали выключателями и восторгались лампочками. Для них это был совершенно иной мир, как для нас, возможно, мир на других планетах. Восхищались моторными лодками, которые могут идти против реки, но покататься не решились.

Лыковы были рады встрече с людьми. Возвращаться в мир они не собирались, но соседство такое оценили. Жили по-прежнему своим трудом и рассчитывали только сами на себя, но и от какой-то помощи от геологов не отказывались. Хотя брали далеко не всё. Даже к крупам типа риса и перловки их «приучали» больше десяти лет.

Карп Осипович молился за всех гостей, которых, конечно, из-за удалённости заимки было мало, но для Лыковых, казалось, очень много. Приходили в основном геологи. Потом к Лыковым стали изредка приезжать журналисты и учёные.

Ближайший посёлок находится в 250 километрах — это даже на современной технике несколько суток пути — сначала воздухом, потом рекой, потом пешком… То, что два мира встретились в этом таёжном тупике — почти чудо по сегодняшний день.

Ирония судьбы ещё и в том, что Лыковы жили не просто в глухом месте, а в глухом месте, которое используется для сброса космических штук — до Байконура не так и далеко по здешним меркам — всего две тысячи километров. Траектории взлетающих ракет проходили и проходят прямо над заимкой Лыковых. Карп Осипович рассказывал, что в один год стали замечать, что в ночном небе стали появляться звёзды, которые летают очень быстро. Ночью небо в лесу другое — всё видно. Дети Лыковы посмеивались, но Карп Осипович был уверен, что это люди научились делать какие-то свои звезды. Не ошибался ведь. Видели они и самолёты и следы от них — появление железных птиц было предсказано даже в их священных книгах. Карп Осипович не удивился.

О Лыковых

В 1961 году «был голод». Так тот год вспоминали Лыковы. Холодная зима наступила очень рано — побила почти весь урожай. Зверь не ловился, рыба ушла, припасы окончились уже к середине зимы. Тогда Лыковы стали есть всё, что было под рукой — съели все кожаные вещи — от обуви до ремней. Фактически ели мусор, кору, скорлупу от орехов… В тот же год 16 февраля от голода умерла жена Карпа — Акулина.
Её образ остался только в памяти детей и Карпа.

В 1981 году умер Дмитрий. Любимец семьи и всех тех, кто успел его узнать из большого мира. Его любили все. Сёстры ласково звали его Митя или Митенька. Он заведовал охотой и знал всех зверей, ну и был изобретателен, любопытен, очарован новым, которое пришло с теми геологами. Умер страшно — один в домике-землянке Лыковых у реки. Простудился. Заболел. Пока Лыковы дошли до лагеря геологов, пока вместе с ними вернулись к Дмитрию — тот уже был мёртв. Лежал на грязном полу крохотного домишки. Умер от пневмонии. Ему тогда было 39 лет.

Его смерть сильно сказалась на остальных членах семьи. Дмитрий умер в октябре, а в декабре от тоски и горя заболел Савин. Он и до этого «мучался животом», а после смерти брата совсем слёг. Умер на руках Наталии от «кровавого поноса».

После смерти Савина Наталия сказала отцу и Агафье, что не сможет это пережить и умерла ровно через десять дней — 30 декабря 1981 года. Ей было 45 лет.

Так остались вдвоём Карп Осипович и Агафья, которой в тот злой для Лыковых 1981 год исполнилось 37 лет.

Всё, что осталось от Дмитрия, Савина и Наталии — это несколько случайных фотографий. Лыковы фотографий боялись — гости не настаивали. Песков потом писал, что после смерти сразу троих детей привёз Карпу Осиповичу эти самые фотографии. Старик посмотрел, вздохнул, но против своей веры не пошёл — велел Агафье вынести их из дома и спрятать у входа.

Своих детей Карп Осипович пережил на семь лет. Последние годы жизни заметно сдал, и всё хозяйство Лыковых держалось на Агафье.

Примерно за полтора-два года до смерти отца Агафья ездила в гости к нашедшимся после всесоюзной славы родственникам в старообрядческое поселение Таштагол. Там нашли сёстры Акулины Лыковой. Посёлок не большой, но все там были готовы принять Агафью и Карпа Осиповича. Старик отказался ехать смотреть — готовился умереть на своей заимке, но дочь на поездку благословил — он боялся, что после его смерти она останется совсем одна. И Агафья поехала-полетела. Гостевала больше месяца. Всё ей понравилось — особенно радовалась тому, что держала на руках младенца и видела лошадей.

Вернулась к истосковавшемуся отцу. Но тот на переезд дочери в мир благословения не дал. Почему? Кто знает…

В 1988 году умер Карп Осипович. Отошёл от старости скорее, чем от болезней. Агафья нашла отца мёртвым утром и отправилась в далёкую дорогу — к геологам, чтобы помогли отца похоронить. После похорон её звали, уговаривали, упрашивали переехать в посёлок. Обещали построить дом на окраине, помочь с огородом. Отказалась — отец не дал благословения, значит жить ей здесь всегда.

Сейчас Агафья живёт всё там же. К ней много раз «прибивались» всякие прохиндеи и мошенники. Но тайга место такое — всё лишнее быстро отсеивает.

В 2021 году Агафье построили новый дом. Денег на строительство и все материалы дал Олег Дерипаска. Он же и привёз освятить этот дом главу старообрядческой церкви.

Поэтому живёт Агафья, пусть и одна, но в относительном уюте. Периодически приезжают журналисты, приезжают паломники. Но их мало — к дому Лыковой по-прежнему почти невозможно добраться. Так и живёт одна среди километров лесов. И это навсегда.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

29 комментариев
Мама Стифлера
16 февраля 2023 в 08:24
Читала статьи про Агафью авторства Пескова ещё в "Комсомолке" лет 25 назад. Ещё тогда удивлялась, как она выживает одна в тайге.
Мне очень сложно понять мотивы ее отца. По сути, лишил свою семью права на медицинскую помощь, образование и создание семей своих отпрысков из-за убеждений. Все могли бы прожить долгую и счастливую жизнь. А так и себя угробил, и жену, и всех. Агафье повезло, если так можно выразиться. Выжила, как сильнейшая. Но что это за жизнь...
Aleksei81
16 февраля 2023 в 08:31 ответ Мама Стифлера
Малефисента, ну а как Вам мотивы и мотивации бункерного затворчества?!
AnJam
16 февраля 2023 в 09:23 ответ Мама Стифлера

Малефисента,

Мне очень сложно понять мотивы ее отца

Думаю, что нам вообще сложно понять крайне (почти радикально) религиозных людей. Он, возможно, понял, что совершил ошибку гораздо позже, уже после смерти жены и детей, когда увидел, что внешний мир не так уж и враждебен, что человек шагнул вперёд, но отступать было поздно. Не все умеют признавать свои ошибки и как-то исправлять.

Вообще история жуткая как по мне. Я не могу представить как они жили посреди самого глухого леса, оторванные от минимальных даже благ цивилизации вроде спичек и чистой питьевой воды.

macArdRi
16 февраля 2023 в 10:01 ответ Мама Стифлера
Малефисента, Он уходил в тайгу в 30м году, когда и с образованием. и с медициной в деревне было мягко говоря очень так себе. И в целом быт очень незначительно отличался от того, как он потом в тайге жил, просто народу вокруг больше и всё.
А в 80е Агафье уже было уже 40. Радикально менять быт? Ну такоэ... Кто то сможет, а кто то и нет, не 20 всё таки.
Но это ладно, вот амиши в америке живут не в тайге, а прямо среди цивилизации тем не менее отвергая всё что создано после 19 века. Ездят на повозках, принципиально не пользуются электричеством, учат детей только по библии (В США нет единой школьной программы так что можно), работают только на ферме или в мастерских, естественно аборты под полным запретом, многие общины даже отказываются от лечения в клиниках (хотя не все), в общем быт законсервированный на 150 лет...
А самое прикольное что молодёжи после крещения которое у них в 18 лет, дают время пожить в большом мире, чтобы потом те осознанно возвращались в общину и уже полностью своим выбором отвергали цивилизацию. Так вот, по статистике всего 5-6% выбирают выйти из общины, остальные туда возвращаются и уже живут в прямом смысле как их прапрадеды.
А вы Лыковы... В тайге то отказаться от смартфонов любой сможет, а вы в пригороде Чикаго попробуйте как Лыковы пожить причём добровольно.
Aleksei81
16 февраля 2023 в 10:15 ответ macArdRi
macArdRi, но-но, про Чикаго! Там бомжи местный аэропорт ОХара к рукам прибрали!!! Там можно пристроится...
AnJam
16 февраля 2023 в 10:15 ответ macArdRi

macArdRi, ну амишам до Лыковых как до Китая на коленях)

Те же амиши ведут вполне активную жизнь — начиная от съёмок в шоу до того, что от внешнего мира они не отрекаются так координально-радикально.

Лыков своим детям не дал возможности выбора. Да и в тридцатых годах уже было электричество, были фабрики-заводы, которые производили шмотки-посуду-транспорт и еду. Его дети не знали вкус хлеба и сахара, не видели свечей даже. А он покидал «общество» перед сороковым. Там уже Польшу захватили с танками и самолётами-истребителями. Поэтому отказался он вообще от всего, что можно представить. Страшное ж не в этом, а в том, что он лишил права выбирать своей семье. Даже жене, которая может в тайгу и не рвалась, но не могла по каким-то причинам перечить мужу (

macArdRi
16 февраля 2023 в 10:52 ответ AnJam
AnJam, Ау, это начало 30х, на дворе коллективизация. Собирают даже семенное зерно в счёт поставок и насрать сдохнете вы с голоду или нет, главное план выполнить. А вы о каком то "выборе для семьи"? Это патриархальная деревенская семья, там сама постановка вопроса такая - дикость. Какой выбор? Выбирает за всех большак и точка. Остальные могут подчиниться или сбежать, всё. Сбежите - велкам в колхоз вкалывать за палочки-трудодни. В город? Образование? А паспорт вам кто выпишет, Пушкин? Жена в то время- говорящее орудие труда. Как и дети мужского пола до совершеннолетия
(женского - всегда). Спрашивать их о каком то выборе столько же абсурдно для того времени как и рассуждать об избирательном праве женщин в средние века. Прекращайте уже со своим 21 веком лезть в ментальность 19го, херня выходит.
Мама Стифлера
16 февраля 2023 в 11:15 ответ Aleksei81
Aleksei81, о чем вы?))
Мама Стифлера
16 февраля 2023 в 11:17 ответ AnJam
AnJam, главное ведь, что и позже он от всего этого отказывался, нельзя, дескать, пользоваться. И дочь не благословил уехать... Короче, адский ад какой-то .
macArdRi
16 февраля 2023 в 11:41 ответ Мама Стифлера
Малефисента, Насчёт пользоваться нельзя - это как раз понятно, они же из староверов, причём из весьма сурового согласия, тут вопросов нет. А вот что не благословил уехать при том, что поначалу вроде был не против (отпустил же в село уехать посмотреть) это да, загадка.
AnJam
16 февраля 2023 в 11:42 ответ macArdRi
macArdRi,
Прекращайте уже со своим 21 веком лезть в ментальность 19го, херня выходит

но ведь был уже 20-ый век...

AnJam
16 февраля 2023 в 11:46 ответ Мама Стифлера

Малефисента,

И дочь не благословил уехать...

В тех краях, откуда я родом, знающие люди сказали бы, что он не благословил, потому что зассал) Испугался один остаться и помереть в гордом одиночестве. Ехать самому — значит перечеркнуть все свои убеждения, которые и так уже пошатнулись. Значит показать всем, что был неправ. И ладно всем — единственная выжившая дочь поймёт, что тятенька-то слошил и тупо всю фамилию угробил. Крч, дед просто фуфел по фактам) Решил, наверное, что сгорел сарай — гори и хата.

macArdRi
16 февраля 2023 в 13:11 ответ AnJam

AnJam, \\\\но ведь был уже 20-ый век..

Вы ещё скажите что в афганской глубинке сейчас 21 век.

AnJam
16 февраля 2023 в 13:15 ответ macArdRi

macArdRi,

macArdRi
16 февраля 2023 в 14:05 ответ AnJam

AnJam,

id52891
16 февраля 2023 в 17:52 ответ Мама Стифлера
Малефисента, это Ваш взгляд на вещи, считающий это взгляд цивилизованным. А у Агафьи своя цивилизация.. правильная она.. или не правильная.. это как сказать... Человеки не захотели жить в обществе - это их право и дело.. это их выбор...
Мама Стифлера
16 февраля 2023 в 19:04 ответ id52891
id52891, так-то так, не считая одного НО: Агафья не выбирала, как и ее браться-сестры. За них выбор сделал отец. Если бы он решал за одного себя, так ведь своим решением угробил молодых еще своих детей. Правильного ничего не вижу, просто факт.
macArdRi
16 февраля 2023 в 19:30 ответ Мама Стифлера
Малефисента, Отец выкинул ребёнка из окна. Ужас закричите вы, монстр, нелюдь.

При пожаре отец выкинул ребёнка из окна иначе бы тот сгорел, причём окно было на 1м этаже. Иными красками играет да?

\\\\Осенью 1933 года в связи с коллективизацией всем проживающим на отдельных заимках было предложено объединяться в посёлки не менее десяти дворов. Но в случае Верхней Кержакской заимки дополнительных дворов взять было неоткуда, и обитателям заимки было предложено подобрать другое место жительства. Ранней весной 1934 года семья Карпа Лыкова, состоявшая тогда из трёх человек, ушла на Алтай, на реку Лебедь.
В начале 1937 года семью Карпа Лыкова на Лебеди посетили сотрудники НКВД, которые расспросили его об обстоятельствах гибели его брата Евдокима (он был убит в 1934 году сотрудниками Алтайского заповедника). После этого Карп Лыков решил спрятаться от властей и увёл семью обратно на разорённую и опустевшую к тому времени Верхнюю Кержакскую заимку.
В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, сотрудники НКВД стали настаивать на выселении Карпа Лыкова из тайги любыми средствами (к тому же по возрасту он подлежал призыву в армию). К Кержакской заимке был направлен отряд пограничников. Когда пограничники стали устраиваться на ночлег примерно в двух километрах в двух от заимки, Карп заметил их и решил бежать с семьёй дальше в тайгу.

То есть уходили в 3 этапа.
1933 год: коллективизация, голод, раскулачивание. Выбор - или в тайгу, или в колхоз с реальной перспективой голодной смерти. Ребёнок-окно-пожар.
1937. Кулацкая операция, приказ НКВД № 00447, самому Лыкову в лучшем случае 10 лет, детям - клеймо подкулачников. Выбор да? А им дадут этот выбор сделать как злостным уклонистам от обобществления? Ребёнок-окно-пожар.
1941. Дезертирство. Тут вышка по законам военного времени или штрафбат если очень сильно повезёт.
Как думаете, при таких вводных что светило детям "за которых сделал выбор отец"?

Ну и ещё штришок.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Весной 1932 года на месте нынешней Республики Алтай и Хакассии был организован Алтайский заповедник, в территорию которого попали и верховья Большого Абакана. С этим известием осенью следующего года и пришли на Лыковскую заимку лесники и начальник охраны заповедника.
Собрав всех, они объявили о запрете на проживание на территории заповедника, на ловлю рыбы и охоту, а так же на сбор грибов и ягод. Старообрядцы могли пойти на работу в заповедник (люди, знающие тайгу, как свою пять пальцев, в заповеднике были нужны). В этом случае им нужно было переселяться в поселок Яйлю на Телецком озере. Кто не хотел работать в заповеднике, мог вернуться в Тиши. В любом случае заимка на Каирсу должна была прекратить свое существование. Срок на раздумье был дан до следующего лета.
Неожиданно мнения разделились, да еще как. Отец Ефросин предложил уйти еще дальше - на Малый Абакан, где, по слухам, уже жило несколько отшельников. Вот только климат там был намного суровее, чем на Каирсу. Евдокима же, напротив, заинтересовало предложение поступить на службу в заповедник. Карп и Исай отнеслись к словам Молокова более настороженно. И только в одном вопросе все сошлись единогласно: никто не хотел возвращаться в Тиши. Бабушка Раиса, Зиновия (вдова Степана) и Анна Саночкина вообще не хотели никуда уходить от могил мужей. Исай Назарович запугивал Евдокима, что без документов на работу не возьмут (напомню, что документы у кержаков были под запретом), что детей, когда подрастут, заберут в интернат. Карп соглашался с Исаем, но не знал, куда уходить.

\\\\\\\\\\\
то есть как видите, возникают женщины, которые КАК РАЗ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ХОТЯТ ВОЗВРАЩАТЬСЯ К ЦИВИЛИЗАЦИИ.
\\\\\\\\\\

В итоге решения приняли совершенно разные. Отец Ефросин ушел все же на Малый Абакан. Исай Назарович тоже решил уходить. Он с трудом перенес смерть отца и больше всех говорил о приближении Апокалипсиса. Он все чаще говорил о том, что им всем надо "накрыться"
Братья Лыковы были против, возражая Исаю, что они, помимо себя, отвечали за свои семьи и матерей, но Исай не хотел слышать никаких возражений. Однажды, во время одного из таких споров, он вспылил и ушел с заимки, а обратно уже не вернулся.
Карпа Лыкова Акулина уговаривала вернуться обратно на Бию, к ее родне. Евдоким же решил остаться, потому что его жена Аксинья была в положении, а на руках была еще двухлетняя малышка дочка.
После того, как братья убрали урожай, Евдоким проводил Карпа и его семью через Абаканский хребет. Сам он оставался в новом потайном месте со своей семьей, матерью Раисой, вдовой Степана Зиновией и ее сестрой Настасьей.
Трагедия произошла год спустя. На Евдокима поступил анонимный донос, ни много, ни мало, обвиняющий его в пособничестве бандитам после гражданской войны. На заимку были посланы два проверяющих, новых для староверов человека. Карп, вернувшийся к брату, чтобы помочь собрать урожай и переехать, и Евдоким убирали картошку, когда из тайги вышли два вооруженных человека в странной одежде (накануне наблюдатели получили новую черную форму с ярко-желтыми эмблемами и черные остроконечные шлемы).
Не ожидая от странных незнакомцев ничего хорошего, Евдоким и Карп бросились бежать к избе, и тут один из наблюдателей выстрелил. Евдоким был смертельно ранен и умер спустя 2-3 часа на руках жены и брата.
\\\\\

Что означает в 34 году донос о контрреволюционной деятельности? Ах он такой изверг деток не спросил да как им дальше жить? Деткам конечно потом с расстрелянным или помершем в лагере отцом было бы охренно легче дадада. Ну прям такое облегчение - не передать словами.

\\\\\
А в начале 1937 года к Карпу Лыкову на Лебедь пришли сотрудники НКВД. Они интересовались обстоятельствами гибели брата, и, хотя соглашались, что произошла трагическая ошибка, Карп не на шутку встревожился. Он понимал, что наблюдатели, виновные в смерти Евдокима, будут пытаться выгородить себя и могут обвинить его в чем угодно. Время было страшное, люди боялись верить хоть кому-либо, и Карп принял решение снова уходить в тайгу, причем уйти так, чтобы никто не знал, где их искать.
\\\\\\

1937, идут расстрелы просто по спискам, а уж посадка на 10 лет это как заново родился. Что будете делать? Правильно, спрашивать деток, детки-детки а чего изволите? Вернуться да? Конечно батя, ну посадят тебя, а то и расстреляют, ерунда же, зато мы в цивилизации будем. И неважно что члены семьи врага народа, это такая ерунда что прямо даже нечего и гловорить.

Занавес

\\\\Директора заповедника А.И. Мартынова вызвали в обком партии, где ему было сделано соответствующее внушение о том, что на территории вверенного ему заповедника скрывается семья староверов, нарушая таким образом целый ряд законов государства. Кроме этого Лыкову вменялось в вину, что, скрываясь в тайге, он отлынивал от службы в армии и не принимал участия в защите Родины в годы войны, и руководство заповедника не должно способствовать этому. После обсуждения этого вопроса было предложено послать отряд наблюдателей с представителями НКВД с целью вывести семью Лыковых к людям, устроить ее, а главу семьи Карпа Осиповича привлечь к ответственности.\\\\\\\\\

В общем был не 1 уход в тайгу, а 3. Каждый раз не потому что левая пятка зачесалась, а потому что была 100% реальная угроза жизни. Обвинять Лыкова что тот всю семью потащил за собой? Зная нравы 30 х когда сын за отца первосходно отвечал ,а жёны врагов народа шли в лагеря совершенно официально - Карп Лыков поступил полностью и совершенно логично и оправданно.

macArdRi
16 февраля 2023 в 19:30 ответ Мама Стифлера
Малефисента, Отец выкинул ребёнка из окна. Ужас закричите вы, монстр, нелюдь.

При пожаре отец выкинул ребёнка из окна иначе бы тот сгорел, причём окно было на 1м этаже. Иными красками играет да?

\\\\Осенью 1933 года в связи с коллективизацией всем проживающим на отдельных заимках было предложено объединяться в посёлки не менее десяти дворов. Но в случае Верхней Кержакской заимки дополнительных дворов взять было неоткуда, и обитателям заимки было предложено подобрать другое место жительства. Ранней весной 1934 года семья Карпа Лыкова, состоявшая тогда из трёх человек, ушла на Алтай, на реку Лебедь.
В начале 1937 года семью Карпа Лыкова на Лебеди посетили сотрудники НКВД, которые расспросили его об обстоятельствах гибели его брата Евдокима (он был убит в 1934 году сотрудниками Алтайского заповедника). После этого Карп Лыков решил спрятаться от властей и увёл семью обратно на разорённую и опустевшую к тому времени Верхнюю Кержакскую заимку.
В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, сотрудники НКВД стали настаивать на выселении Карпа Лыкова из тайги любыми средствами (к тому же по возрасту он подлежал призыву в армию). К Кержакской заимке был направлен отряд пограничников. Когда пограничники стали устраиваться на ночлег примерно в двух километрах в двух от заимки, Карп заметил их и решил бежать с семьёй дальше в тайгу.

То есть уходили в 3 этапа.
1933 год: коллективизация, голод, раскулачивание. Выбор - или в тайгу, или в колхоз с реальной перспективой голодной смерти. Ребёнок-окно-пожар.
1937. Кулацкая операция, приказ НКВД № 00447, самому Лыкову в лучшем случае 10 лет, детям - клеймо подкулачников. Выбор да? А им дадут этот выбор сделать как злостным уклонистам от обобществления? Ребёнок-окно-пожар.
1941. Дезертирство. Тут вышка по законам военного времени или штрафбат если очень сильно повезёт.
Как думаете, при таких вводных что светило детям "за которых сделал выбор отец"?

Ну и ещё штришок.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Весной 1932 года на месте нынешней Республики Алтай и Хакассии был организован Алтайский заповедник, в территорию которого попали и верховья Большого Абакана. С этим известием осенью следующего года и пришли на Лыковскую заимку лесники и начальник охраны заповедника.
Собрав всех, они объявили о запрете на проживание на территории заповедника, на ловлю рыбы и охоту, а так же на сбор грибов и ягод. Старообрядцы могли пойти на работу в заповедник (люди, знающие тайгу, как свою пять пальцев, в заповеднике были нужны). В этом случае им нужно было переселяться в поселок Яйлю на Телецком озере. Кто не хотел работать в заповеднике, мог вернуться в Тиши. В любом случае заимка на Каирсу должна была прекратить свое существование. Срок на раздумье был дан до следующего лета.
Неожиданно мнения разделились, да еще как. Отец Ефросин предложил уйти еще дальше - на Малый Абакан, где, по слухам, уже жило несколько отшельников. Вот только климат там был намного суровее, чем на Каирсу. Евдокима же, напротив, заинтересовало предложение поступить на службу в заповедник. Карп и Исай отнеслись к словам Молокова более настороженно. И только в одном вопросе все сошлись единогласно: никто не хотел возвращаться в Тиши. Бабушка Раиса, Зиновия (вдова Степана) и Анна Саночкина вообще не хотели никуда уходить от могил мужей. Исай Назарович запугивал Евдокима, что без документов на работу не возьмут (напомню, что документы у кержаков были под запретом), что детей, когда подрастут, заберут в интернат. Карп соглашался с Исаем, но не знал, куда уходить.

\\\\\\\\\\\
то есть как видите, возникают женщины, которые КАК РАЗ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ХОТЯТ ВОЗВРАЩАТЬСЯ К ЦИВИЛИЗАЦИИ.
\\\\\\\\\\

macArdRi
16 февраля 2023 в 19:30 ответ Мама Стифлера
Малефисента, В итоге решения приняли совершенно разные. Отец Ефросин ушел все же на Малый Абакан. Исай Назарович тоже решил уходить. Он с трудом перенес смерть отца и больше всех говорил о приближении Апокалипсиса. Он все чаще говорил о том, что им всем надо "накрыться"
Братья Лыковы были против, возражая Исаю, что они, помимо себя, отвечали за свои семьи и матерей, но Исай не хотел слышать никаких возражений. Однажды, во время одного из таких споров, он вспылил и ушел с заимки, а обратно уже не вернулся.
Карпа Лыкова Акулина уговаривала вернуться обратно на Бию, к ее родне. Евдоким же решил остаться, потому что его жена Аксинья была в положении, а на руках была еще двухлетняя малышка дочка.
После того, как братья убрали урожай, Евдоким проводил Карпа и его семью через Абаканский хребет. Сам он оставался в новом потайном месте со своей семьей, матерью Раисой, вдовой Степана Зиновией и ее сестрой Настасьей.
Трагедия произошла год спустя. На Евдокима поступил анонимный донос, ни много, ни мало, обвиняющий его в пособничестве бандитам после гражданской войны. На заимку были посланы два проверяющих, новых для староверов человека. Карп, вернувшийся к брату, чтобы помочь собрать урожай и переехать, и Евдоким убирали картошку, когда из тайги вышли два вооруженных человека в странной одежде (накануне наблюдатели получили новую черную форму с ярко-желтыми эмблемами и черные остроконечные шлемы).
Не ожидая от странных незнакомцев ничего хорошего, Евдоким и Карп бросились бежать к избе, и тут один из наблюдателей выстрелил. Евдоким был смертельно ранен и умер спустя 2-3 часа на руках жены и брата.

\\\\\

Что означает в 34 году донос о контрреволюционной деятельности? Ах он такой изверг деток не спросил да как им дальше жить? Деткам конечно потом с расстрелянным или помершем в лагере отцом было бы охренно легче дадада. Ну прям такое облегчение - не передать словами.

\\\\\
А в начале 1937 года к Карпу Лыкову на Лебедь пришли сотрудники НКВД. Они интересовались обстоятельствами гибели брата, и, хотя соглашались, что произошла трагическая ошибка, Карп не на шутку встревожился. Он понимал, что наблюдатели, виновные в смерти Евдокима, будут пытаться выгородить себя и могут обвинить его в чем угодно. Время было страшное, люди боялись верить хоть кому-либо, и Карп принял решение снова уходить в тайгу, причем уйти так, чтобы никто не знал, где их искать.
\\\\\\

1937, идут расстрелы просто по спискам, а уж посадка на 10 лет это как заново родился. Что будете делать? Правильно, спрашивать деток, детки-детки а чего изволите? Вернуться да? Конечно батя, ну посадят тебя, а то и расстреляют, ерунда же, зато мы в цивилизации будем. И неважно что члены семьи врага народа, это такая ерунда что прямо даже нечего и гловорить.

Занавес

\\\\Директора заповедника А.И. Мартынова вызвали в обком партии, где ему было сделано соответствующее внушение о том, что на территории вверенного ему заповедника скрывается семья староверов, нарушая таким образом целый ряд законов государства. Кроме этого Лыкову вменялось в вину, что, скрываясь в тайге, он отлынивал от службы в армии и не принимал участия в защите Родины в годы войны, и руководство заповедника не должно способствовать этому. После обсуждения этого вопроса было предложено послать отряд наблюдателей с представителями НКВД с целью вывести семью Лыковых к людям, устроить ее, а главу семьи Карпа Осиповича привлечь к ответственности.\\\\\\\\\

В общем был не 1 уход в тайгу, а 3. Каждый раз не потому что левая пятка зачесалась, а потому что была 100% реальная угроза жизни. Обвинять Лыкова что тот всю семью потащил за собой? Зная нравы 30 х когда сын за отца первосходно отвечал ,а жёны врагов народа шли в лагеря совершенно официально - Карп Лыков поступил полностью и совершенно логично и оправданно.

Мама Стифлера
17 февраля 2023 в 10:55 ответ macArdRi
macArdRi, я немного не о том.
  1. Хлеб не едят
  2. Спичками пользоваться "не можно"
  3. В бане мыться нельзя.
  4. Прожил старик в тайге 40 лет - за это время нельзя было вернуться, когда все уже изменилось?
Если бы можно было пользоваться спичками и есть еду, история могла бы быть совсем другой.Да и дочь свою не благословил на возвращение в мир. Когда в мире уже все стало иначе, и никто бы никого не расстрелял и не сослал в лагеря. Я сильно сомневаюсь, что когда отшельников нашли, они не узнали о политической ситуации в стране.
Но на этом дискуссию прекращаю.
id52891
17 февраля 2023 в 19:54 ответ Мама Стифлера
Малефисента, .... и как-то не побежала она, волосы назад, опять в цывилизацию...
Cbeta
16 февраля 2023 в 09:37
Иногда полезно ходить в походы, чтобы научиться ценить блага цивилизации.
Валерия Фризен
16 февраля 2023 в 11:05
Жесть. Таких людей мне никогда не понять.
Ганка Бер
16 февраля 2023 в 11:55
Успаміны аб Лыкавых усплылі па прычыне? На фоне цяперашніх падзей выглядае напружана і дэпрэсіўна.
Алексей Сергеевич
16 февраля 2023 в 12:26
На YouTube есть канал походника одного, он раз в год к ней ходит. Можно посмотреть быт её и послушать как она говорит. Новой избы, пока на канале, правда не было)
Алексей Сергеевич
16 февраля 2023 в 12:30
забыл название канала ABVGAT))
Ираида Северная
16 февраля 2023 в 15:48
Очень интересно было почитать!
Николай Хулиганов
16 февраля 2023 в 18:01
есть ютуб канал называется ABVGAT так вот там парень путешествует пешком по тайге постоянно и очень часто заходит в агафье и показывает как она живет.