Проект «Імя» — об интересных людях, которые живут рядом с нами. У них самые разные профессии, биографии, характеры. Но всех их объединяет одно: желание действовать и умение творить. Эти люди сами создают свое имя, хоть и не всегда стремятся к публичности. Это — мотивирующие истории про тех, кто не лежит на диване и не мечтает о счастье, а берет и что-то для этого делает. Такие люди — «наше всё». Именно на них держится мир и всё самое доброе в нём. Сегодня у нас в гостях — известный витебский скульптор, художник, педагог Сергей Сотников.
Сергей Сотников родился в Могилёве. 14 апреля ему исполнится 54 года. Член Союза художников Беларуси.
В 1994 году Сергей Сотников окончил художественно-графический факультет Витебского государственного университета имени П.М. Машерова (ВГУ).
Работал учителем рисования в витебской СШ №20 (сейчас гимназия №4).
Почти 25 лет преподает на худграфе ВГУ живопись, рисунок, скульптуру.
Постоянный участник выставок в Беларуси и за рубежом.
Автор скульптур в Витебске: «Ангел» (в «Золотом кольце города Витебска «Двина»), «Лучёса» (возле одноименной гостиницы), «Старик Хоттабыч» (напротив театра «Лялька»), «Двое» (в сквере на улице Кирова), «Цветочница» (напротив амфитеатра на улице Ленина), а также реконструкции мемориала «Пятый полк» (на улице Титова).
Сергей Сотников — из тех, кто умеет удивить. И в жизни, и в творчестве. Знаю людей, которые специально приходят на выставки, если там есть работы этого художника. Вот и меня огорошил уже в самом начале разговора.
Мы поговорили с Сергеем о его творчестве, порассуждали об уличной скульптуре в Витебске, узнали, можно ли сегодня заработать картинами.
А в 1920-е годы в Витебске, как взрыв, прогремел УНОВИС. От него пошли «волны», которые затронули многих, в том числе и меня. Я же ведь тоже хотел быть современным художником. И стараюсь им быть сейчас.
Поэтому, да, у Витебска — особенная энергетика. И её несут люди, которые создают искусство.
Я полюбил Витебск ещё в студенчестве. И давно считаю себя витебским художником. На худграфе у меня были прекрасные преподаватели — скульптор Иван Иванович Колодовский и мастер акварели Александр Фёдорович Карпан. Иван Иванович и сейчас — мой коллега, первый критик и хороший друг.
Восточно-китайский технологический университет готовит инженеров ядерной отрасли. Чтобы повысить свой статус, этот вуз приглашал на работу иностранных педагогов. К примеру, английскому там учили носители языка из США, Англии. Инженерным специальностям обучали преподаватели из Японии, Германии. А на кафедру дизайна позвали специалиста из Витебска.
Командировку в Китай на год предлагали нескольким преподавателям худграфа ВГУ. Но они отказывались. И последний, кто остался, был я. Мне тогда было 34 года. Молод, полон сил и энергии. И я решил: поеду!
На лекциях у меня был переводчик, а на практических занятиях мы общались на английском. Или даже без слов, потому что обучение проходило в режиме онлайн мастер-класса. Я рисую, и студенты рисуют. Время от времени спускаюсь с подиума, поправляю их работы. И мы прекрасно друг друга понимали.
У меня было служебное жильё в университетском городке. За год что-то заработал. Платили неплохо: по тем временам около 550 долларов в месяц. При этом на жизнь тратил примерно 50 долларов, продукты и необходимые вещи были по доступным ценам.
На досуге писал картины, вел «Китайский дневник», путешествовал. Привез домой серию картин и вскоре провел выставку «Жёлтая река» в Музее современного изобразительного искусства в Минске. Персональная выставка живописи прошла у меня и в Фучжоу.
Вдали от родины иногда было непросто, общался в основном с такими же преподавателями-иностранцами, как сам. Но это был полезный опыт. Я не жалею, что у меня был этот «китайский год».
Всё не так плохо. Но хочется лучше (улыбается). Скульптура в Витебске в основном — традиционная. Она привычная, фигуративная, понятная обывателю. Это жанровые скульптуры, которые делаю и я — например «Цветочница» напротив Летнего амфитеатра на улице Ленина.
А если появляется что-то абстрактное, непривычное — тот же «Диалог» Константина Селиханова на улице Ленина, 11, то люди это не воспринимают. Конечно, для этой скульптуры выбрали крайне неудачное место. Она теряется на фоне этого здания. Если бы её поставили, например, в парке, то она смотрелась бы совсем по-другому.
В Витебске не хватает современной пластики. Мы живём в современном мире, по городу ездят современные машины, мы пользуемся современными гаджетами. Но скульптуры ставим такие, какие ставили 100-200 лет назад.
Конечно! И предложу объект, и найду ему место в городе. Идей много! Хочется верить, что однажды такое предложение мне всё же поступит.
Но пока спрос есть только на реалистичные объекты. Могу предложить и такие варианты. Сейчас делаю эскиз скульптуры, посвященной витебскому фотографу. Прототип — Сигизмунд Юрковский. Человек в котелке, с бородой, усами будет смотреть на Успенский собор и искать красивый ракурс. За спиной у мастера — фотоаппарат. А в ногах — маленький Витебск. Что-то такое трогательное, не в лоб, что вот, мол, стоит фотограф. А такая немножко отстранённая фигура романтика. Я вижу её напротив «Арт-пространства на Толстого, 7».
А ещё в Витебске могла бы быть скульптура дворника. Я представляю её в сквере на улице Хмельницкого.
И, безусловно, Витебску нужен памятник Казимиру Малевичу. Я бы с радостью взялся за работу над ним!
Изучаю разные документы, меня консультирует архитектор Глеб Орловский. Но отмечу: я создаю образ города. Это творческая работа, а не точный макет, где каждый домик сделан по чертежу. Пользуюсь картами, но кое-что приходится сочинять. А какие-то моменты мне не подскажут даже историки: по некоторым зданиям нет ни фото, ни документов. На этом плане всё достаточно приблизительно. Поэтому предвижу: будет много критики, от тех же архитекторов.
Но работа кропотливая, да. Рабочую модель макета в пластине начал лепить в декабре. Первым поставил доминанту — Успенский собор, он на этой карте высотой около 10 см. Быстро работать не получается при всём желании: слишком много деталей. Иногда думаю, что проще слепить фигуру в натуральную величину, чем эти домишки по 3-5 см.
Планирую завершить макет в апреле. Но потом ещё много работы: снять форму, отлить этот «миниатюрный город» (я бы хотел, чтобы он был в бронзе), установить на гранитном камне. Он уже, кстати, есть. И конфигурацию карты я определял по срезу этого камня.
Арт-объект собираются открыть к Дню города.
Мне уже звонили знакомые: «Почему ты в этом не участвуешь?» Но я не знаю, как в этом участвовать (улыбается). Идей у меня много. Но я не вижу, как можно поставить в городе «куколки» высотой 20 см (По условиям конкурса, макет должен быть не выше 20-30 см. — Прим. Vitebsk.biz).
Витебск должен пользоваться тем, чем он известен во всём мире. Это картины Марка Шагала. И талисман города, на мой взгляд, нужно искать в них. Взять с шагаловских картин «летающих» персонажей: ангелов, влюблённых, еврея со скрипкой, дворника, козу, корову... И они должны быть обязательно вверху: на вывесках, карнизах, балконах и т.д. А не на перилах, парапетах или в каких-то нишах, чтобы люди видели их перед собой и постоянно гладили, повязывали им шарфики или бросали монетки.
Витебский талисман должен «летать», быть недосягаемым. Во-первых, народ точно не повредит такую скульптурку. Во-вторых, это необычно, такого нет в других городах. Но нужно всё продумать, чтобы эти фигурки органично смотрелись, не терялись в городской среде.
И странно, что конкурс не предполагает награды для победителей. Это же необязательно деньги. Думаю, несложно найти спонсора, какое-то предприятие, которое бы подарило авторам лучших идей сертификат на свою продукцию.
Не скажу, что кормит, но подкармливает, это точно. В последние несколько лет я ставлю в Витебске свои скульптуры. Такие заказы поступают раз в год, но это финансово поддерживает. Сумму гонораров за памятники для города, извините, не назову. Не хочу, чтобы пошли кривотолки. Один присвистнет: «О, такие деньжищи!». А другой скажет: «Он же отдаёт свои работы за бесценок». Необходимо учитывать, что работа над скульптурой может длиться полгода или год.
А чтобы что-то продать в частные коллекции, этим надо специально заниматься. Нужно выставлять их на сайте, в соцсетях и т.д. Я этого не делаю. Мои работы иногда покупают, увидев их на выставках. Но происходит это крайне редко.
А ещё я занимаюсь абстрактной пластикой. Но ее продать в разы труднее. Впрочем, сегодня крайне сложно продать любую работу! Картины и скульптуры — это то, что наши люди покупают в последнюю очередь.
Наверное, я больше художник, чем педагог. Я задумывался: может, оставить преподавание и заняться только творчеством? Но тогда нужно думать, как реализовать работы. Открыть свою арт-студию и вести занятия по скульптуре и живописи? Чтобы это приносило доход, пришлось бы вести много групп. Для меня это очень сложно: найти желающих, для каждого подобрать задания и т.д.
Поэтому пока мой самый стабильный заработок — преподавание в университете. На ставку выходит немного: до 800 рублей.
Но не всё же решают деньги. Мне нравится работать со студентами. Хочется, чтобы появилось как можно больше людей, которые разбираются в искусстве, занимаются им и любят его.
Горжусь некоторыми учениками. Например, могилёвской художницей Оксаной Евдокименко. Она ещё студенткой удивляла своей манерой рисования, а сейчас известна за рубежом, часто представляет Беларусь на международных живописных симпозиумах. Александр Миньков, тоже из Могилёва, занимается скульптурой из камня, делает очень интересные вещи. Иногда с Оксаной и Александром мы участвуем в совместных проектах. Это приятно, когда учитель и ученик становятся коллегами, единомышленниками.
×××
«Кто ищет умиротворения и счастья во внешнем мире, тот никогда не добьется желаемого», — написано в «Бхагават-гите», главном тексте индуистской философии. Художник ищет гармонии в мире внутри себя. И, если находит её, то счастлив.
Автор: Татьяна Матвеева
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.
Город в миниатюре оч клёвый. Я мало шарю в этом всём изобразительном искусстве, но выражу мнение, что если Витебск в бронзе будет так же детально-круто выглядеть как и в пластилине, то это будет реально красивая штука.
Большинство арт-объектов в городе у меня вызывают больше вопросов, чем ответов. Мужик этот огромный, рыбка странноватая, даже бабулька с кветками — что к чему? Павлин этот кринжовый в центре и все рояли-глобусы... (но здесь не к скульпторам приветы).
Когда училась в универе, то некоторые пары нам ставили на худграфе, всегда обожала эти занятия: там царит такая творческая атмосфера, что просто завораживает.
Дзякуй за артыкул, Таццяна!
И про талисман плюсую и про Шагала, и про приз. Да, я не могу успокоиться с этой темой
ай, как вовремя. это мой учитель и педагог (есть некоторая разница) и рук. дипломной. Сергей Николаевич и упомянутый оным преподаватель скульптуры Иван Иваныч - творческая элита города. Таких надо поддерживать и ставить во главу всех движений искусства в области. Как они мыслят - непостижимо. Они легко отталкиваются от стереотипов и вдыхают новизну. Годы над подобными преподавателями не подвластны.
И рада, что хоть немножко на мое искусство повлияло их. Здоровья вам, Сергей Николаевич! Передайте привет ИванИванычу, пусть почаще пугает берцовыми костяшками юных студентов. Это было всегда смешно :) (только если ты не боишься)).