Дом-картина. В Витебске открыли граффити, которое рисовали несколько лет

1 марта 2023 в 09:04
Поделиться
Класснуть
Отправить

В последний день зимы на улице «Правды», 64 и 64а в Витебске открыли граффити в честь 100-летия УНОВИС.

На торце многоэтажки — большой чёрный квадрат, под ним — красный квадрат поменьше, а сверху надпись «Чёрный квадрат — зародыш всех возможностей». Продолжение граффити — на стене соседнего магазина.

Это рисунок-трансформер. Выполнен он специальными экологичными светонакопительными красками. Они очень дорогие. Но эффект потрясающий! Днём на стенах дома и супермаркета мы видим супрематические символы. А вечером они начинают светиться. Полностью граффити «раскрывается» ночью.

Событие тянет на маленькую провинциальную сенсацию: такого граффити в Беларуси нет нигде. И сделали это, не взяв ни копейки из городского бюджета.

Арт-объект посвящён 100-летию творческого объединения УНОВИС, которое отметили в 2020 году.

Рождался проект долго: от задумки до ее осуществления прошло более 3 лет. В 2019 году витеблянка Марина Жук с командой единомышленников придумала проект «Метаморфозы города» и победила с ним на нескольких этапах конкурса в Минске, получив приз в 10 тысяч рублей. Но в 2020-м году пришёл коронавирус: стало не до картин, люди скидывались на помощь медикам. Рисунок на доме пришлось отложить. А потом, с 2021 года, граффити создавали частями. Приходилось учитывать погоду: светонакопительные краски требуют определенной температуры и влажности воздуха.

И вот наконец мы видим работу целиком.

Были моменты, когда я уже не верила, что всё получится, — поделилась на открытии граффити Марина Жук. — Если бы начать всё с начала, я бы назвала проект иначе. Потому что «метаморфозы» — это «превращения», и они постоянно преследовали нас с первого дня. Мы выиграли конкурс, получили деньги на воплощение идеи. Но мне говорили: «Тебе никто не разрешит это сделать». Однако скептики не знали, что такое Витебск! Местные власти поддержали меня. Но потом — здравствуй, пандемия! Пришлось изменить концепцию — нынешний вариант проекта разработал Александр Вышка. Кроме того, сказался и человеческий фактор...Кроме того, сказался и человеческий фактор... И всё же, мы сделали это! Я благодарна и своей команде, и витебским властям, и спонсорам, и местной прессе. Отдельное спасибо горожанам — они поддержали наш проект через платное смс-голосование на конкурсе. Молодцы и жители дома на улице «Правды», 64. Я несколько раз показывала им эскизы граффити, собирала их подписи. И они приняли эту идею.

Что-то подобное, картины на домах, в Витебске уже было — век назад. Голод, холод, ужас Гражданской войны, а Марк Шагал открыл в нашем городе народное художественное училище и пригласил преподавать ведущих художников. Среди них был Казимир Малевич. Он создал творческое объединение УНОВИС («Утвердители нового искусства»). Художники поставили город с ног на голову. В Витебске впервые в мире стали рисовать картины на домах, трамваях, пароходах, трибунах.

Всё это вдохновило Марину Жук. И она рискнула повторить это через 100 лет, но уже с учетом новых технологий — светящихся в темноте красок.

Улицу «Правды» для проекта выбрали неслучайно. Она продолжает улицу Марка Шагала, где находится Музей истории Витебского народного художественного училища. В микрорайоне от художественных мастерских до пересечения с улицей Смоленской стоят стандартные «панельки», на которых выцвела краска. Один из домов, самый заметный с перекрестка, и решили преобразить светящимся граффити.

Марина Жук мечтает создать в Витебске целый «супрематический квартал» с домами-картинами. Если удастся найти на это деньги.

Специально к открытию «Метаморфозы города» подготовили совместный проект с кафедрой дизайна и моды ВГТУ — выставку плакатов с международных конкурсов к 100-летию УНОВИС и 130-летию Эль Лисицкого. Художественным руководителем выступила преподаватель Наталья Тарабуко, а эскизы баннеров разработали студентки Владислава Виноградова, Диана Дубовец, Анна Красоцкая. Эта выставка продлится по 28 марта.

Справка: Картину «Чёрный квадрат и красный квадрат» («Мальчик с ранцем») Казимир Малевич создал в 1915 году. Возможно, работу можно прочитать так. Школьника, как человека развивающегося, художник изобразил в виде чёрного квадрата. Он первым и притягивает внимание зрителя. А его ранец представил как красный квадрат. Это объект более простой, чем человек с его сложным внутренним миром.

Оригинал работы хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Автор: Татьяна Матвеева, фото автора

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

12 комментариев
Господин Оформитель
1 марта 2023 в 10:02
Это точно граффити? Больше похоже на принты, натянутые на рамах.
Граффити это рисунок непосредственно на стену вроде как
Татьяна Матвеева
1 марта 2023 в 10:23 ответ Господин Оформитель
Песец, гэта малюнак на сцяне.
Господин Оформитель
1 марта 2023 в 15:04 ответ Татьяна Матвеева
Татьяна, ладошка - да. Откровенно говоря, ничего уникального в ней нет. Ладошка и надпись. Уникальным местом, в которое потянутся зуммеры для фоточки на память это не станет.
Галина Бобкина
1 марта 2023 в 10:12
О! Мы тоже там были) Интересная идея. Жаль, Вышка не приехал. Хотелось бы и его послушать.

И пусть мечты с "супрематическим кварталом" осуществлятся.

Метаморфозы Города
10 марта 2023 в 20:00 ответ Галина Бобкина
Галина, большое спасибо! и за пожелания) Проект, прежде всего, об истории нашего города, и безусловно, художественная концепция будет очень аккуратно "вписывать" супрематизм в существующую городскую среду
sova
1 марта 2023 в 11:01

У меня мысли очень противоположные. С одной стороны меня очень радует, что в Витебске что-то происходит, что-то делается и куда-то движется. Это здорово и в этом плане Марина — молодец, что не остановилась и продолжила свою идею даже после ковида.

Но искусство — это всегда настооолько субъективно. И взять не самого позитивного Малевича (да, я понимаю, что отчасти это символ Витебска) и нанести на унылые серо-бурые панельки. Ну вот как-то максимально безрадостно.

В общем, пока что мне больше откликается то, что делает Каштанов, чем вот этот проект.

Метаморфозы Города
10 марта 2023 в 20:12 ответ sova
sova, спасибо на добром слове) это было очень непросто...
Сейчас реализована только часть проекта (он об истории нашего города), если удастся воплотить полностью - будет очень позитивная картина))
Deni
2 марта 2023 в 07:55
Я вчера там проходил и меня задели слова т.к. это подмена понятий, а вот истинная трактовка: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном".
Метаморфозы Города
10 марта 2023 в 20:15 ответ Deni
Deni, это первые строки "белого" стиха К. Малевича. Следующие строки:
Я ищу Бога.
Я ищу в себе себя.
Бог всевидящий всезнающий всесильный...
Deni
13 марта 2023 в 07:55 ответ Метаморфозы Города
Метаморфозы, так и надо было писать на стене, а не МИРЫ, миры, миры...
Господин Оформитель
2 марта 2023 в 11:10
"Черный квадрат - зародыш всех возможностей."
Тот случай когда хотели придумать что-то гениальное, а получилось "как всегда".
Метаморфозы Города
10 марта 2023 в 20:22 ответ Господин Оформитель
Песец, это лишь цитата К. Малевича)
"Черный квадрат - зародыш всех возможностей. Он является родоначальником шара или куба..."
Супрематизм выражается в сочетании разноцветных простейших геометрических фигур)