Глава 14. Улица Советской Армии, 4 (бывшая Шоссейная, 51). Дом раввина

31 июля 2023 в 06:00
Поделиться
Класснуть
Отправить

В Витебске полностью снесли или до неузнаваемости изменили реконструкцией много примечательных зданий. Но дома — как и люди: у каждого своя биография, свой характер, своя судьба. И здания живы, пока жива память о них.

В проекте Vitebsk.biz «Дома и люди» своими воспоминаниями, живыми подробностями о том времени, когда эти постройки являлись неповторимой частичкой витебской истории, с нами делятся их бывшие жители.

Накануне на улице Революционной открыли Большую Любавичскую синагогу, которую восстановили из руин всего за год. А неподалёку от неё, в доме на улице Шоссейной (сейчас Советской Армии), в начале ХХ века жил Шмерль-Лейб Медалье, духовный раввин Витебска. В нашем городе он служил более 20 лет. Позже стал главным раввином Москвы и Советского Союза. Расстрелян как «враг народа». От сталинских репрессий пострадали его жена и дети. История этой семьи настолько драматичная, глубокая и яркая, что по ней можно писать сагу вроде «Тяжёлого песка» Анатолия Рыбакова. В Москве живёт правнучка раввина — сценарист, писатель, журналист Анна Медалье. Она рассказала проекту «Дома и люди» о своих предках, которые и под угрозой смерти остались верны родовой религии и традициям.

Современный вид дома на улице Советской Армии, 4. Фото: Татьяна Матвеева

Семья раввина Шмерль-Лейба Медалье снимала квартиру в доме №51 на улице Шоссейной. Сейчас это соответствует адресу: улица Советской Армии, 4.

Дом №4 примыкает к Полоцкому путепроводу. В этом месте улицы Космонавтов и Советской Армии образовывают тупик.

Дом на Советской Армии, 4 в 2012 году. Полоцкий путепровод, который открыли в 2020 году, перекрыл начало улицы, превратив его в тупик. Источник: photobuildings.com

Раньше улица Шоссейная выходила к дорогам на Полоцк и Городок. Район был довольно оживлённым, здесь уже в конце XVIII века стояли каменные дома. До наших дней сохранилась часть застройки конца XIX — начала XX веков.

Дом на Советской Армии, 4 и застройка в начале этой улицы. Фото: Татьяна Матвеева

Среди старых счастливчиков, которые пережили революции, войны, — и дом №4. Правда, до наших дней он дошёл в перестроенном виде. В здании любят размещать мебельные магазины. Так, например, было в 1980-е годы и сейчас.

В 1980-е годы в здании, как и сейчас, размещался мебельный магазин. Источник: фото из коллекции Виктора Борисенкова

«У прадеда были широкие взгляды: он курил сигары, семья ходила в театр»

Шмерль-Лейб Медалье родился в 1872 году в семье представителей религиозной элиты в небольшом местечке под Ковно (сейчас Каунас, Литва). Образование раввина получил в Слободской иешиве — у евреев это учебное заведение считалось одним из самых авторитетных.

Шмерль-Лейб Медалье

В 20 лет женился на Двойре (Двейре) Карасик — дочери раввина из местечка Кролевец под украинским Черниговом. В 26 лет стал раввином. Служил сначала в российской Туле, позже, после смерти тестя, — в Кролевце.

А затем судьба более чем на 20 лет связала Медалье с Витебском. В наш город он приехал в 1907 году — на должность раввина Главной Хоральной (Заручевской) синагоги. К этому времени у него было шестеро детей. В Витебске родилось ещё шестеро.

Главная Хоральная (Заручевская) синагога находилась на берегу Двины в начале улицы Мало-Могилёвской (сейчас Калинина), конец XIX — начало XX века. Храм построили примерно в 1830−1840 годах. В войну он частично разрушился, а в 1950-е годы его снесли. Сейчас здесь парк Победителей. Источник: «Витебская энциклопедия»

Известно, что с 1909 по 1929 годы семейство Медалье снимало квартиру в доме на Шоссейной, 51.

Дом на улице Шоссейной в Витебске, в котором семья Медалье жила с 1909 по 1929 год. Фото: архив Ильи Васильева

В 65-тысячном Витебске тогда жило более 30 тысяч евреев. Медалье быстро приобрёл известность и авторитет. В 1910 году он участвовал во Всероссийском раввинском съезде. А 1913-м Николай II пригласил его на празднование 300-летия Дома Романовых — как влиятельного представителя одной из конфессий.

Прадед был одним из самых известных раввинов в первой половине ХХ века. Он занимался не только религиозной, но и общественной деятельностью. Старался всем помочь: беднякам, жертвам Первой мировой войны, тем, кто пострадал от погромов, и другим обездоленным. Для раввина у него были широкие взгляды. Он курил сигары, разрешал семье вести светскую жизнь. Например, жена и дети ходили в кино и театр. Возможно, знал Марка Шагала. Не исключено, что именно прадед вдохновил художника на создание картины «Молящийся еврей. Раввин Витебска», — считает Анна Медалье.
Правнучка раввина Анна Медалье. Фото: Татьяна Матвеева

После революции жизнь верующих людей резко изменилась. В Витебске, как и повсюду, закрывали синагоги, хедеры (еврейские школы). В 1921 году большевики устроили «Суд над хедером». Раввин Медалье пришёл на этот диспут и выступил в защиту религиозного образования.

По тем временам это было невероятно смело! Новая власть такое не прощала. Раввина, как «нетрудового элемента», обложили жёсткими налогами. Многодетной семье едва хватало на «хлеб насущный». Подробнее об этом расскажем чуть позже.

Стал раввином Москвы в «безбожную пятилетку»

В декабре 1929 года семья Медалье ещё жила в Витебске: это известно по документам, хранящимся в в Госархиве Витебской области. Позже она переехала в Москву. Но когда — точных данных нет.

Из биографии прадеда «выпали» 1930−1931 годы: где он жил в это время, подлинно неизвестно. Знаем только, что примерно в 1932 году семья уже жила в Лосиноостровске, пригороде Москвы. В самой столице прадед жить не мог, так как был «лишенцем».

В 1933 году Медалье стал главным раввином Москвы. Согласиться на такую должность тогда мог лишь очень мужественный человек. Как раз шла «безбожная пятилетка»: коммунисты уничтожали церкви, костёлы, синагоги и мечети. Заодно и священнослужителей.

Раввин Москвы неофициально считался главой всего религиозного еврейства Советского Союза. Такая крупная фигура не могла не попасть под каток репрессий. В январе 1938 года Медалье арестовали по стандартным политическим обвинениям: «участие в антисоветской организации», «связь с заграницей» и т.д.

В семье знали человека, который написал донос на прадеда, якобы он призывал евреев к борьбе с коммунистами. Младшее поколение — мои родители, даже чуть ли не дружили с потомками доносчика. Так бывает, что жизнь сводит с разными людьми. Главное, самим не делать зла, — рассуждает Анна Медалье.
Анна Медалье поднимается на второй этаж здания на Советской Армии, 4. Фото: Татьяна Матвеева

Пока раввин находился в НКВД, семья не получала никаких известий. Письма и передачи не принимали. Жена Двойра писала Сталину: «Единственное, в чём его можно было бы обвинить, это то, что он раввин...». Письма оставались без ответа.

26 апреля 1938-го Медалье вынесли приговор. И в тот же день расстреляли. Раввину было 66 лет. Он похоронен в общей могиле на расстрельном полигоне «Коммунарка» под Москвой.

В 1957 году раввина реабилитировали. Семья получила справку, в которой сообщалось, что он умер, «отбывая наказание» (10 лет без права переписки) в 1942 году.

«Приходится отказать себе в самом насущном»

В Государственном архиве Витебской области хранится дело, которое в 1920-х годах на Медалье завёл окружной финансовый отдел.

В налоговой декларации за октябрь 1924 года отмечено, что Шмерль-Лейб Медалье не имел своего жилья и снимал квартиру площадью 22 квадратных сажени (почти 47 кв. м, как современная «двушка»). За это помещение раввин платил 35 рублей в месяц. Прислуги и собственного выезда у него не было.

В квартире было пять комнат. В них, как отметил в декларации раввин, вместе с ним жили 10 человек: жена Двейра (47 лет), сыновья Арон (27 лет), Моисей (22 года), Бер (20 лет), Абрам (18 лет), Гирш (16), Гилель (9 лет), дочери Зина (15 лет), Гинда (13 лет), Хая (11 лет).

Дети раввина Ш.-Л. Медалье (слева направо): Гилель, Борис, Лиля, Зина, Гинда, Гирш, Авраам. 1920-е годы. Источник: «Еврейские новости Петербурга»

Через пять лет, в ноябре 1929-го, в налоговой декларации Медалье уже сообщает, что с ним и женой живут только пятеро детей: Бер, Гилель, Зина, Гинда, Хая.

В пояснении к этой декларации Медалье отмечает: «Я духовный раввин. Живу с поддержки о-ва [общества]. Доходность достигает ещё 100 рублей в месяц, что оправдает при наличии моей семьи самую скромную жизнь. Материальное моё положение весьма тяжёлое. Приходится отказать себе в самом насущном и необходимом. Для покрытия моего дефицита пришлось мне продавать вещи. Дети мои вследствие создавшегося положения, вынуждены покинуть меня и искать себе средства для существования».

Однако власти посчитали, что доход раввина равен 5200 рублей, хотя до этого выставляли сумму в 1800 рублей. Соответственно, подняли подоходный налог. В связи с этим Ш.-Л. Медалье в декабре 1929-го написал заявление в окружную налоговую комиссию города Витебска. Приводим его дословно, с сохранением стиля и пунктуации:

«Я теперь обложен авансом в счёт подоходного налога за 1929/30 г. в сумме 1008 р., значительной суммой, которой должны облагаться люди, имеющие крупный доход или проживающие большую сумму денег. Я же, как всем известно, ни капиталами, ни имуществом не обладаю, а доходы мои в последние годы тоже мизерные, так как я состою раввином части 3-го района Витебска. И группа людей, которая меня содержала, частью выехала из города, частью обеднела, значительная же часть не имеет теперь связи с религиозными потребностями. И осталась весьма незначительная группа, тоже несостоятельная, которая и участвует в поддержке раввина. Синагоги тоже вследствие скудости средств еле справляются со своими расходами. Так что в последнем году весь мой доход выражался максимум в сумме 1200−1500 р. И вследствие этой нужды большая часть моей семьи уже уехала из дома и теперь разъезжается, чтобы самой прокормиться, так как я уже не в состоянии их содержать. Поэтому сумму аванса подоходного налога, коим я обложен, я никоим образом не в состоянии уплатить, так как эта сумма почти равняется всей сумме прошлогоднего моего дохода, что не хватило мне на самый насущный хлеб для моей, теперь уже немногочисленной, семьи. Обращаюсь к вам с покорнейшей просьбой вникнуть в бедственное положение меня и моей семьи и значительно уменьшить непосильный для меня налог, совершенно несоответствующий действительному моему доходу, чтобы этим не поставить меня в безвыходное положение».

Заявлений, в которых Медалье просил снизить налоги, в его деле несколько. Однако чиновники оставили их «без удовлетворения». Безденежье стало одной из причин, почему семья уехала из Витебска.

Налоговая декларация раввина Медалье за октябрь 1924 года. Источник: Госархив Витебской области

К этому времени из СССР эмигрировала большая часть старой раввинской элиты. Медалье тоже имел такую возможность: деньги на его отъезд собирали друзья за границей. Но он остался, хотя знал, что за ним, как за сотнями тысяч других невинных людей, могут «прийти».

Судьба детей: одного сына расстреляли, трое сидели в лагерях

Почти у всех детей раввина трагическая судьба.

Старшего сына Моисея (Мойше), главного раввина Ростова-на-Дону, «забрали» в 1935-м. Он отсидел 3 года, потом прямо в лагере его снова арестовали — и расстреляли.

Раввинами стали также сыновья Авраам (Авром) и Борис (Бер). Они прошли через сталинские лагеря. Но им удалось выжить.

Арон Медалье, преподаватель Ленинградского института водного транспорта, несколько лет провёл в лагере — только за то, что посещал синагогу.

Из всех сыновей благополучно сложилась жизнь лишь у младших Григория (Гирша) и Гилеля.

Гирша репрессии обошли, во многом благодаря его профессии: он стал врачом. А Гилелю, единственному из детей, удалось эмигрировать.

Прадед отправил Гилеля за границу, чтобы уберечь от неприятностей. В 1932 году он сел на пароход в Одессе и покинул СССР. Визу ему помогла сделать жена Максима ГорькогоЕкатерина Пешкова. Гилель окончил богословский факультет Оксфорда. Судьба бросала его по разным странам, он служил раввином в ирландском Дублине, английском Лидсе и бельгийском Антверпене. В 1977 году он должен был стать главным раввином Израиля, но, прибыв туда с семьёй, умер. Гилель Медалье похоронен в Иерусалиме на Масличной горе.

Дочь Берта (Броха) после замужества жила в Ленинграде. Её мужа, Меера Рабиновича, арестовали по одному делу с её отцом. Зять раввина провёл 8 лет в лагере на Колыме, затем 5 лет жил в ссылке в Сибири.

Гинда и Хая замуж не вышли, жили в Москве, умерли в одиночестве.

Зину (Зисю) родные называли «раввином в юбке»: за благородство и набожность. Один из внуков как-то спросил, зачем она в век атеизма продолжает соблюдать заповеди предков. Дочь раввина ответила: «Я обещала папе не бросать Бога».

Вдову раввина, прабабушку Двойру, тоже арестовали и сослали в Казахстан. Из ссылки её вызволил в 1946 году сын Гирш, мой дед. Он приехал к матери в форме офицера Красной Армии и перевёз её в Ленинград. До своей смерти в 1962 году Двойра жила у дочери Берты.

«Дедушка Гирш вложил в меня семейную память»

Гирш Медалье, в отличие от старших братьев-раввинов, выбрал светскую профессию и в июне 1941-го получил диплом стоматолога. Служил военврачом на передовой, дошёл до Берлина. Там познакомился с будущей женой Мириам Каждан, переводчицей с немецкого. После войны работал стоматологом в Москве.

Дедушка Гирш вложил в меня семейную память. Мы собирались вместе на праздники, он всё время пересказывал нашу сагу, и я запомнила её, как киносценарий. Бабушка Мириам, опасаясь последствий, переживала: «Гриша, зачем ты это озвучиваешь?». Но он хотел, чтобы потомки знали историю рода.

Кстати, у деда с бабушкой была настоящая еврейская свадьба — с хупой. Это было невероятно: советский офицер вступил в религиозный брак. И когда — в 1946 году!

Гирш Медалье прожил 85 лет. До последнего ходил в Хоральную синагогу в Москве, где до ареста служил его отец.

Бабушка противилась визитам мужа в синагогу: это было опасно. Но дед всегда соблюдал шабат, выполнял все заповеди, молился. У него имелась ценная коллекция еврейских книг, принадлежавших ещё его отцу.

По завету деда Анна Медалье изучает свои корни, многое делает для увековечения памяти предков:

В истории нашего рода отражена драматическая судьба целого поколения евреев. Мои близкие стали участниками самых страшных событий XIX и XX веков. Но даже под угрозой смерти они остались верны еврейской традиции и своей вере.
Анна Медалье рядом с портретом прадеда. Портрет находится в восстановленной Большой Любавичской синагоге, которую открыли в Витебске 30 июля 2023 года. Фото: Игорь Матвеев

С Витебском семью Анны связывает происхождение её матери.

Мои родители, Борис и Ирина Медалье, познакомились в Москве. Но предки мамы по одной из линий родом из Витебска. Её прабабушка Эда Липец, в девичестве Писаревская, родилась в богатой семье, жившей, вероятно, в центре города.

Приезжая в Витебск, Анна Медалье старается побывать у дома, где жил прадед. Признаётся, что всегда испытывает очень тёплые чувства:

Хоть дом и перестроен, от него исходит особая энергетика. Ты держишься за ручку двери — и понимаешь: это живая история. Я мечтаю открыть в этом доме музей своей семьи и разместить на его стене мемориальную табличку в память о прадедушке, раввине Витебска.

За помощь в подготовке публикации автор благодарит главного хранителя фондов Государственного архива Витебской области Константина Карпекина и директора Музея Марка Шагала в Витебске Ирину Воронову.

Автор: Татьяна Матвеева

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.

3 комментария
Валерия Фризен
31 июля 2023 в 09:19
Оооооочень интересно было прочитать)).
Благодарю за материал!
Ганка Бер
31 июля 2023 в 10:21
Вялікі дзякуй за такую кранальную гісторыю! Прама ў сэрца!
Гордый Гусь
31 июля 2023 в 18:17
Часто прохожу мимо этого дома. И даже не знала, что в нем жила семья с такой историей. Спасибо, прочла статью с огромным интересом.