Летучие мыши, ведьмы, вампиры, паутина и горящая тыквенная голова… А с чем у вас ассоциируется праздник Хэллоуин? С чем-то зловещим и жутким? Или это просто тематическое развлечение? Думаем, найдутся те, кто согласятся и с первым, и со вторым. В канун Дня Всех Святых мы решили немного углубиться в историю праздника и развеять некоторые стереотипы о «страшном заморском параде нечисти».
Нalloween — сокращённое название праздника Дня Всех Святых (All Hallows' Eve). И родом он не из Америки. Хэллоуин произошел от кельтского праздника Самайн. Проводили его в конце лета, когда урожай был полностью собран. Кельты отмечали уход лета и приход «темного» периода (это не значит «плохого», просто день становился короче), жгли костры, одевались в костюмы, поминали усопших и ворожили.
Считалось, что в этот день границы между живыми и мертвыми стираются. Злые духи и души умерших бродили в этот день по земле. Высокие костры, которые разжигали кельты, освещали путь душам предков, а костюмы и маски помогали запутать нечисть, чтобы та не забрала их в загробный мир.
Основные цвета праздника — черный и оранжевый. Для кельтов черный символизировал «смерть» лета, в то время как оранжевый символизировал осенний сезон сбора урожая.
Символ тыквы происходит из легенды о Джеке. Молодой парень не раз обманывал дьявола, а в конце концов добился того, чтобы его не забрали в Ад, но и в Раю его не ждали. Когда он умер, ему пришлось скитаться по земле в виде призрака. Дьявол подарил Джеку кусочек угля в вырезанной репе. С тех пор жители стали вырезать уже тыквы (так как это сезон сбора этого овоща), чтобы отпугнуть злых духов от своих домов.
До середины 20-го века «угощения», которые получали дети, не обязательно были конфетами. С такой же вероятностью раздавались фрукты, орехи, монеты и игрушки. И получали они их не за «Сладость или гадость». Дети ходили из дома в дом, распевая молитвы за умерших родственников в обмен на «пирог души». Популярность сладостей возросла только в 1950-х годах, что вдохновило кондитерские компании продавать маленькие конфеты в индивидуальной упаковке.
На сегодняшний день от былых традиций осталось не так много. Сейчас это больше развлекательный праздник. Люди наряжаются в костюмы, устраивают вечеринки и смотрят хоррор-фильмы.
В комментариях под тематическими постами часто можно встретить людей, которые критикуют моду украшать и праздновать Хэллоуин. Главная претензия — он не славянский, он бесполезен, он аморален.
С точки зрения морали негодование постсоветских людей можно понять. Ведь ещё наших самых далёких предков с детства запугивали разной нечистью (бабайками, русалками, водяными). Шутить с темными силами было неподобающе, а черный цвет и черные кошки всегда означали что-то плохое (хотя это не мешало наряжаться в Бабок Ёжек и Кощеев на новогодние праздники). И только с зарубежной поп-культурой к нам пришли такие персонажи, как вампиры, зомби, приведения и сам праздник Хэллоуин, совершенно не соответствующий славянским представлениям.
Но в своей изначальной истории праздник Дня Всех Святых имеет много похожих атрибутов: костёр (как символ очищения), нечисть, ворожба, хождение по домам. Ничего не напоминает? Наши славянские Ивана Купала и Колядки — это те же языческие праздники, у которых есть свои (схожие) символы, персонажи, традиции. Конечно, это не значит, что, наши Колядки и Хэллоуин взаимозаменяемые. Но и «заморский праздник» никогда и не был злым. Изначальная суть — поминание умерших и защита от злых духов. А современные празднования и вовсе имеют мало общего с языческими традициями.
«Зачем праздновать заморский праздник?» — Для тех, кто отрицает все зарубежное, стоит напомнить, что тот же Новый год и по ныне мы празднуем на основе соседних европейских традиций.
«Он бесполезен и не приносит никакой пользы уму». В какой-то степени так и есть, это просто развлечение. Максимум, что делают у нас — это тематически украшают помещение и ходят на костюмированные вечеринки. Но это уже не обязательно злые персонажи. Все чаще это герои любимых фильмов, сериалов и игр. Это ещё один повод встретиться в друзьями и весело провести время.
Что ж, даже если вы полностью не принимаете Хэллоуин, его можно спокойно игнорировать, ведь уже через пару дней все про него забудут и начнут готовиться к Новому году :)
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.
Господин, ау?
Господин, ты ли это врунишка)?
И етперь это не ты? Звонки заблокировал?
Ну вот и все если кому интересно) AnJam win!)
Ну чтобы бы ты не особо геройствовал.
Отмечался он поздней осенью, на рубеже октября и ноября, знаменуя собой окончание lokakuu (октября) при том что loka ещё означает «смесь земли, снега и крови». Заготовка кормов окончена, и происходил забой лишнего скота, на которого зимой еды не хватит. Мясо засаливали, а головы на кольях оставляли на корм птицам, чтобы потом очищенные прокалённые углями кости измельчить и пустить на удобрения. А молодежь в это время рядилась в вывороченные шубы и фуфайки. На головы надевали решета и корзины, брали ухваты, кочерги, дубины. За плечи вешали корзины, чтобы туда «прятать» детей, на лица надевали самодельные маски из картона, тряпок, с пришитыми усами. В таком виде ходили по домам и пугали детей, угрожая унести в корзине, если те будут баловаться и не слушаться старших.
В с. Большом Плоском Лихославльского района: «в этот день утром рано парни наряжались в вывороченные шубы, надевали маски, мазали лицо сажей и с палками roнялись за детьми, которые убегали от них с криком: Здесь Kegri, здесь Kegri. Догнав кого-нибудь из детей, Kegpi слегка бил его палкой.
В д. Дуброво Лихославльского района: «изображавший «Kegri»: надевал вывороченную овчинную шубу, делал себе горб, чтобы ребятишки не узнали его, чем-нибудь замазывал, или закрывал лицо. «Kegri» ходил по избам с палкой в руке, угрожая детям. Матери пугали их: «Будешь плакать, и баловаться, Kegri возьмет с собой». Kegri требовал, чтоб ребята слушались родителей.»
В д. Захарьино Лихославльского района: «по рассказам, ежегодно одна женщина наряжалась «Kegri»: надевала вывороченную шубу, лицо закрывала, чтобы не узнали, дерюгой, в руки брала корзину и с ней ходила по избам; ей чего-нибудь давали: пироги, блины и пр.»
А теперь представьте: сумерки, почерневшие от дыма избы, люди в окровавленной одежде, вдоль дороги рогатые черепа, набитые углями, светят глазницами. И среди этого существа в масках и шкурах, рыча, гоняются за малышнёй.