Продолжаем тему архитектуры, которую вы все видите, знаете и которой, возможно, иногда восхищаетесь.
Сегодня предлагаем посмотреть на сталинский ампир. Этот стиль ещё называют «стиль триумф». А вот почему и как так вышло, что его век получился слишком коротким — об этом наш пост.
Из названия стиля любому становится понятно, что он родился при том самом Сталине. Строить в ампире начали в СССР в 1936 году и, конечно, начали строить в Москве — столице огромной тогда страны. Уже после войны этот стиль не просто коснулся, но и внёс свои коррективы в планировки большинства столиц союзных республик и больших городов. В нашем Витебске сталинский ампир тоже есть — вспомним улицу Кирова и привокзальную площадь.
Да, на Кирова нет сталинских высоток, но и город наш не столичный. Ансамбль улицы Кирова в Витебске был создан с 1947 по 1958 год. Начинается он с привокзальной площади и заканчивается на башнях гостиницы «Двина» и общежития Витебского колледжа путей сообщения. Эти улицы спроектировали сразу три архитектора — Валентин Гусев (руководитель), Александра Данилова и Виталий Данилов.
Строительство ансамбля нашей улицы Кирова заканчивали уже в годы, когда сталинский ампир был назван излишеством, и новых зданий в этом стиле не появлялось.
Этот стиль советской архитектуры закончился в 1955 году, когда Никита Хрущёв, пришедший на смену Иосифу Сталину, развенчал культ личности, и в Постановлении ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» сталинский стиль был назван «украшательством» и запрещен.
Но это потом.
У этого архитектурного стиля была цель чёткая цель и, скорее всего, он её достиг — поднять дух и настроение у нации после окончания войны, а до её начала показать всё тот же национальный оптимизм, величие и мощь страны.
Особенностью сталинского ампира является изящность форм и вычурная помпезность, ну и это легко объяснить — стиль берёт своё начало в архитектуре Древнего Рима. Сталинский ампир является прямым наследником архитектуры той эпохи.
Мрамор, гранит, украшения, лепнина — всё это определяло образ страны и её идеологию. Красота и размах должны были поражать и своих, и чужих. Сталинский ампир был доказательством несокрушимости и единства.
Все ансамбли зданий в этом стиле объединяло не только внимание к деталям, но то, что эти детали символизировали — практически все здания в этом стиле украшены пятиконечными звёздами, серпами, молотами, фигурами людей — тружеников села, солдат, рабочих.
Но интересно то, что пусть «триумф» и стал отдельным стилем архитектуры (с отголосками в Древнем Риме), но архитектурным образцом высоток в стиле сталинского московского ампира было здание муниципалитета Манхеттена — Манхеттен Мьюнисипэл Билдинг. Вот оно:
За почти 20 лет построить в этом стиле успели много. Вы наверняка знаете знаменитые высотки Москвы:
И если в Москве строили отдельные здания, потому что это всесоюзная столица, то в столицах республик этим стилем восстанавливали целые улицы из руин Великой Отечественной войны.
Один из самых ярких примеров вы точно знаете — это проспект Независимости в Минске. Проспект стал настолько красивым и совершенным, что даже занесён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Городской архитектурный ансамбль «Праспект Незалежнасці» в Минске является примером комплексного подхода к организации окружающей среды города с помощью гармоничного сочетания его архитектурных памятников, планировочной структуры, ландшафта и природных или искусственных зелёных насаждений. Ансамбль был построен в течение пятнадцати лет после Второй мировой войны. Его длина составляет 2 900 метров. Ширина дороги, включая тротуары, варьируется от 42 до 48 метров.
Работа над генеральным планом бывшей Советской улицы началась в 1944 году, вскоре после освобождения Минска от немецко-фашистских войск. Основные архитекторы из Москвы и Минска работали над этим проектом. В 1947 году по итогам конкурса был выбран проект, разработанный под руководством академика архитектуры М. Парусникова.
Макет принимал во внимание основные особенности градостроительного ансамбля — длину фасадов зданий, их силуэты, основные границы и общий архитектурный шаблон. Комплексный план строительства был основан на компромиссе инновационных идей и классической архитектуры. Сохранившиеся довоенные здания и парковые зоны были включены в архитектурный ансамбль.
В Киеве тоже есть целая улица, выстроенная и восстановленная после войны в сталинском ампире — это Крещатик. Улица пусть не большая — всего 1225 метров, но зато самая главная.
В 1943 году после освобождения начались работы по восстановлению этой улицы. А конкурс на проект восстановления Крещатика был объявлен 22 июня 1944 года. Конкурс пришлось проводить в два тура, потому что в первом победителя среди множества проектов не было. Во втором туре победила группа архитектора Александра Власова, и в 1948 году строительство было поручено именно ему. Но в 1949 году Власова перевели в Москву на должность главного архитектора, и руководителем строительства стал Анатолий Добровольский, который занял должность главного архитектора Киева.
В 1955 году, когда застройка в основных чертах заканчивалась, и улица приобрела новый вид, началась «борьба с излишествами в архитектуре». Например, готовый к монтажу шпиль на здании напротив улицы Ленина срезали на треть, а шпиль гостиницы «Москва» (сейчас гостинца «Украина») пришлось снять полностью.
×××
Когда эпоха сталинского ампира закончилась, началась новая — эпоха хрущёвок и брежневок, но это уже совсем другая история...
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.
Шикарный. Просто шикарный стиль.
Соглашусь с ЮНЕСКО полностью - проспект Независимости это что-то на наикрасивейшем. Всегда, когда бываю в Минске, стараюсь по нему пройти или прокатиться кружками. Он рил кайфовый.
Один из домов на одной из фото в подборке имеет ко мне непосредственное отношение. С виду он офигеть какой потрясающий, но внутри красиво всё только до 4 этажа. Типа там мрамор, перила кованные, консьерж, парадное лоббио и тд. Выше - всё та же синяя краска, побелка и тд. Чисто, но не вау - никакой роскоши)