Дом на границе

Мероприятие уже прошло
Поделиться
Отправить
Класснуть

Постановку создаёт художественный руководитель театра Михаил Краснобаев. Он же автор музыкального оформления. Художник-постановщик Светлана Макаренко. Пластика и хореография Дианы Юрченко. Видеоряд Олега Черняка.

Спектакль «Дом на границе» по жанру трагикомедия и включает в себя две одноактные пьесы – «Кароль» и «Дом на границе».

«Кароль»

«Кароль» – пьеса о том, как интеллигентный человек, Окулист, ломается под натиском слепой, невежественной силы. Подслеповатый Дедушка должен убить какого-то Кароля, которого никто не видел. Его поисками управляет Внук, своеобразный идеолог борьбы с Каролем, абстрактным символом инакомыслия. Спасая свою жизнь, Окулист признаёт право Дедушки охотиться на людей и направляет эту силу на другого человека. Он не только находит оправдание своей трусости, но и сам делается идейным «каралистом».

Кто такой Кароль? Человек другой национальности? Другой религии? Другого цвета кожи? Более образованный? Ниже ростом? Неважно! Каждый может стать Каролем, если он хоть чем-то отличается от человека с заряженным ружьём. Во все времена человеческая близорукость никогда не была преградой «политизированной дальнозоркости». В особенности при поиске внутренних врагов.

Произведение мощное, очень созвучное нынешнему времени и тем событиям, которые происходят в мире, несмотря на то, что Славомир Мрожек написал эту пьесу в 1961 году.

«Дом на границе»

Во время спокойного ужина в доме обычной семьи появляются Дипломаты с важнейшим международным поручением – провести государственную границу. Где? Непосредственно через этот дом, посреди гостиной. Поскольку необходимость проведения границы не может быть опровергнута, то с молчаливого согласия семьи чиновники принимаются за дело. И с этого дня жизнь превращается в хаос: посреди дома появляется шлагбаум, устанавливается пропускной и визовый режим, отовсюду появляются или таможенники, или контрабандисты... Семья якобы становится непосредственным участником создания истории. Возникает только один вопрос: как жить в абсурдной ситуации, если ты не являешься хозяином своего дома?!

Вот что пишет в своём блоге о пьесе театровед, переводчик Мрожека на белорусский язык Вячеслав Ракицкий: «Наше время, наше геополитическое пространство зовёт Мрожека вновь. Последние события подтверждают, что пока будут существовать империи, пока мир делится на сильных и более слабых, пока сильные будут безнаказанно делать с более слабыми всё, что захотят, театр абсурда, и пьесы ближайшего нам его представителя, к сожалению, рано, очень ещё рано прятать».

Славомир Мрожек (1930–2013), выдающийся польский писатель, драматург, сатирик, художник, один из классиков «театра парадокса». Его ставят в один ряд с такими всемирно известными европейскими авторами, как Эжен Ионеско, Сэмюэль Беккет, Фернандо Аррабаль, Гарольд Пинтер.

Славомир Мрожек дебютировал в качестве карикатуриста в 1950 году, в 1953-м опубликовал серию рисунков. В то же время вышел первый сборник рассказов. Драматургией он начал заниматься с 1958 года (дебютная пьеса «Полиция» – универсальный портрет тоталитарного государства). Драма «Танго» в 1964 году принесла ему мировую известность. В 1963 году эмигрировал. Он жил во Франции, США, Германии, Италии и Мексике. В 1996 году вернулся в Польшу. В 2002 году перенёс инсульт, который привёл к потере речи. Посредством терапии, которая продолжалась около трёх лет, вернул себе способность писать и говорить. В 2008 году уехал из Польши во Францию. В 2013 году умер в Ницце.

«Мрожек приблизил коммунистический театр к мировым стандартам, это был настоящий прорыв, – писал Вячеслав Ракицкий. – Главной темой в его творчестве было вторжение власти в личное пространство человека. В коммунистическом театре, конечно, такая тема не затрагивалась».

Коласовский театр обращался к творчеству Славомира Мрожека дважды. В 1989 года была поставлена пьеса «Танго» (реж. К.Ратницкий), а в 1992 году – «Счастливое происшествие» (реж. Б.Эрин).

Продолжительность спектакля «Дом на границе» – 2 часа с антрактом.