«Сказка — ложь, да в ней намёк», или Можно ли рассказывать детям страшные сказки

16 января 2024 в 06:00
Поделиться
Класснуть
Отправить

Наверное, у каждого из нас есть такое тёплое воспоминание: вечер, вы в постельке, а мама или бабушка читает сказку. Я очень любила слушать сказки, представлять себе героев и их приключения. Сопереживала, радовалась вместе с ними и болела за них.

Но однажды в моей детской, ничем не омрачённой жизни, случился один эпизод. Он меня очень напугал и надолго выбил из колеи. Мне было около пяти лет. Однажды мы лежали в кровати перед сном, бабушка читала мне какую-то книжку, в которой были написаны скороговорки. Одна из них была следующего содержания: «Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла» (это была детская книжка, да-да). Мы почитали и легли спать. А ночью мне приснился сон, который я помню до мелочей. Мне приснилась дохлая цапля. Белая, с раскрытым клювом, она лежала на берегу моря, и волны поглаживали её безжизненную тушку. И от неё стоял терпкий запах дрожжей. Помните, такие дрожжи из квадратного брикетика? Моя мама делала из них маску для лица и я очень хорошо знала этот запах. Только во сне ими пахла дохлая цапля: дрожжами, тоской, безысходностью и диким ужасом.

Я заорала так, что от крика сама и проснулась. Было раннее утро, часов пять. На крик прибежала бабушка, включила свет и стала спрашивать, что случилось. «Дохлая цапля!» — рыдала я. Самое неприятное, что я стала просыпаться каждое утро, совсем рано, в страхе. Бабушки не было в комнате, было темно, и сразу вспоминалась распластанная цапля и ночные ужасы, связанные с ней. Бабушка стала оставлять свет в соседней комнате. Так, я просыпалась, видела свет, успокаивалась и засыпала дальше. И это продолжалось довольно долго, пока наконец, кошмары не оставили меня в покое. Но больше я просила эту книжку мне не читать.

Картинка из открытых интернет-источников 

Прошло уже более тридцати лет с того эпизода, и я сама уже мама, и вдруг я осознала, что некоторые книжки не то что читать, но и показывать детям нельзя.

Сначала я призадумалась. Может, я утрирую? Взять, к примеру, сказку про Синюю Бороду. Добрая сказочка? Вряд ли. Но я её в детстве любила. А сегодня думаю, стоит ли рассказывать детям про дядьку, который держал трупы жён в своём доме. Может, став взрослой и уже хорошо всё понимая, я прихожу в ужас от сюжета, а ребёнку всё равно: для него это просто история, которая в итоге заканчивается хорошо?

Однако я тут же вспомнила про свою цаплю. И о том, что никогда не знаешь, где выстрелит. Вдруг этот подвал с трупами будет сниться ребёнку? Или разовьётся фобия и страх спускаться в тёмный погреб, например?

Некоторые сказки вообще не предназначены для чтения детям. Взять хотя бы Ганса Христиана нашего Андерсена. Ну, кто из нас, скажите, не любил читать про Русалочку, Гадкого утёнка или Дюймовочку?

А теперь вспомните другие сказки Г.Х. Андерсена, от которых кровь стынет в жилах:

«Девочка со спичками» — про маленькую нищую девочку, которая замёрзла в канун рождества на улице.

«Девочка, наступившая на хлеб» — о спесивой девочке, попавшей в ад за гордыню.

«Красные башмачки» — адский трэш от начала и до конца. Про девушку, которая танцевала по лесам и кладбищам с утра до ночи, пока ей не отрубили ноги, потому что к ногам приросли красные башмачки. В итоге её сердце разорвалось, когда она получила прощение.

Впрочем, у Андерсена можно найти ещё пару-тройку страшных сказочек. А давайте вспомним небезызвестных Братьев Гримм. Ну, например, «Сказку про можжевельник». В этой милой сказочке мачеха отрубила пасынку голову тяжёлой крышкой от сундука, потом привязала голову платком обратно, чтобы подстроить так, будто это её дочка сама брату голову отбила. После чего она порубила мальчика и сварила в супе. Так что вот так. Ставьте лайк, подписывайтесь, жмите на колокольчик. Точнее, по старинке сходите в библиотеку и возьмите «Сказки Братьев Гримм», там ещё много чего будет. Например , «Сказка о том, кто ходил страху учиться», «Бедный мальчик в могиле», «Могильный холм» и прочие. Стивен Кинг нервно курит.

Можно вспомнить и русские сказки. Например, «Медведь — липовая нога», в которой дед отрубил ногу медведю, баба сварила из неё суп, а медведь всё ходил к их дому, скрипя липовой ногой, чтобы ему вернули конечность.

Джон Кенн Мортенсен «Баба-яга»

Собственно, к чему я веду. Всё зависит от возраста ребёнка. Если ребёнок маленький, то какая бы мораль не содержалась в  недоброй страшной сказке, она себя не оправдывает. Много добрых, тёплых, уютных сказок, которые можно рассказать. Даже когда там встречается зло, Белоснежка умирает из-за яблока или баба-яга хочет изжарить Иванушку в печке, в этом нет настоящего леденящего ужаса. Всегда чувствуется, что добро непременно победит. А это и нужно ребёнку: ощущение безопасности его детского хрупкого мира. Страшные сказки лучше оставить для подростков, чтобы было что рассказать в лагере (сейчас ведь это ещё делают, да?). Также страшные сказки могут стать причиной неврозов и кошмаров у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

С другой стороны, сказки по возрасту помогают ребёнку справиться с собственными страхами, прожить и пережить их. Но при условии, если ребёнок, конечно, не сверхчувствительный. Слишком восприимчивым детям в любом возрасте лучше воздержаться от чтения особо страшных сюжетов.

А как вы считаете, все ли сказки можно читать детям? Каких сказок боялись в детстве вы? Предлагаю обсудить.

Подготовила: Малефисента 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.

66 комментариев
Александр Иванов
16 января 2024 в 07:37
И это Вы еще оригинальные 1000 и 1 ночь не вспомнили)))
macArdRi
16 января 2024 в 08:29
В оригинальной, а не обработанной в конце 19 века Красной шапочке, нет лесорубов, живите теперь с этим.
Мама Стифлера
16 января 2024 в 11:48 ответ macArdRi
macArdRi, кажется, братья Гримм и добавили лесорубов. Это вообще европейская народная сказка, где все умерли)
Aleksei81
16 января 2024 в 12:01 ответ Мама Стифлера
Мама, я вообще не знаю зачем Красную шапочку пытаются разобрать по косточкам с точки зрения психоанализа - да-да, и до этого дошло! - а для меня основная версия появления сказки все же "волчья"... Если верить - и очень! - теме, то явление волка в сказке - вполне натуралистичный эпизод, волки были хищниками, представляющими угрозу, и нередко ошивались у деревень, нападая на скот и людей. Беспечные дети при этом были легкой добычей...Ну а эпизод малютки в кровати с волком, когда она на все вопросы про зубы, уши и хвосты получает ответ, "чтобы тебя съесть" - это элемент неожиданности и актерской игры. Тот самый. например, который в ходу у Задорнова про тетечку с золотой рученькой...
Мама Стифлера
16 января 2024 в 16:02 ответ Aleksei81
Aleksei81, сейчас все разбирается с тз психотерапии. И сказки, и мульты, и сериалы. И это здорово. Потому что часто ты видишь то, что не видел ранее, учишься читать между строк характер героя и понимать, почему он в глубине души тебе не нравился. Психоанализ - это другое, что-то по Фрейду, и я не склонна полностью ему доверять. Но все равно интересно почитать было бы.
Aleksei81
16 января 2024 в 16:11 ответ Мама Стифлера
Мама, ой не... Знаете, когда на полном серьезе начинают обсуждать сцену, в которой Красная шапочка лежит в кроватке с волком... Ну она-то не знала, что там волк, и сперва легла к бабушке... И вот когда начинают разбор того, отчего так... Да, оспади, не троньте святое!!! И ведь это сказка, а не Панин с собакой!
Мама Стифлера
16 января 2024 в 17:43 ответ Aleksei81
Aleksei81, понятно. Нет, я не о таком разборе, конечно же)
macArdRi
17 января 2024 в 08:45 ответ Aleksei81
Aleksei81, откашлявшись
Как-то раз, еще затемно, один индеец пошел искать дерево гамелейра, и вдруг на него напал ягуар. Они стали бороться и боролись с самого восхода солнца до тех пор, пока солнце не встало на небе высоко-высоко.
И тогда индеец, теряя силы и чувствуя, что враг одолевает его, сказал:
— Ягуар, ягуар, отпусти меня, я больше не в силах бороться; отпусти меня на волю.
Ягуар отвечал индейцу:
— Хорошо, я отпущу тебя на волю, но только отдай тогда мне в жены твою дочь.
Индеец обещал, и ягуар сказал ему:
— Пошли твою дочь в лес, и пускай идет все прямо, все прямо, до последней пещеры. По дороге ей сперва попадется логово гирара — у него почти вся шкура черная, только морда бурая, а грудь белая; потом повстречается жилище дикого кота — маракажа, у него черные полосы поперек тела; дальше живет малый волк, у него длинный и тонкий хвост; еще дальше — большой волк, у него черные лапы; потом — оцелот, у него шкура в черных пятнах; потом — кугуар, у него вся шерсть бурая, а там, наконец, будет и мое жилище.
Индеец снова пообещал послать дочь, отдышался немного и побрел назад в свою деревню. Едва придя домой, он сказал:
— Ягуар победил меня.
А потом позвал дочь и сказал ей:
— Милая дочка, милая дочка, ягуар победил меня и отпустил на волю. И в уплату за эту милость просил, чтоб я отдал тебя ему в жены. Так что ступай в лес и стань женой ягуара.
Дочь послушалась и пошла по дороге, какую указал ей отец, и шла целый день не останавливаясь. В сумерки вышел тей навстречу зверь и спросил:
— Куда ты идешь?
— Я ищу ягуара.
— Тогда войди в мое логово, потому что я и есть ягуар; видишь черные пятна на моих лапах и на моей спине?
Было темно, и индианка не могла убедиться, правду ли говорит зверь. Она вошла за ним в его пещеру и провела там ночь. Наутро гирар (ибо это был он) сказал своей гостье:
— Я пойду на охоту, чтобы добыть для тебя пищу, и скоро вернусь. Подожди меня.
Было уже светло, и, когда он выходил из пещеры, индианка хорошо рассмотрела его. «Ты гирар,— подумала она ему вослед,— потому что у тебя черная почти вся шкура, бурая морда и белая грудь. Я не останусь с тобой. Я уйду»
И она снова пустилась в путь. Когда стемнело, попался ей навстречу дикий кот маракажа и сказал:
— Кого ты ищешь?
— Я ищу ягуара, чтобы стать его женой.
— Прекрасно, тогда войди в мою пещеру: видишь мои клыки и мою пасть? Такие бывают только у ягуара.
Стояла густая тьма, так что индианка не различала ни пасти, ни клыков зверя. И она вошла за ним в его жилище и провела там ночь. Утром дикий кот сказал:
— Не уходи, я пойду на охоту и вернусь.
Индианка посмотрела на него, когда он уходил, и подумала вослед ему: «Ты — маракажа, потому что у тебя полосатая шкура»

.......

И так обошла абсолютно всех зверей, которых вначале указал ягуар, при этом особо подчёркивается, что с каждым провела ночь... Зато потом детей родила таких что всю землю от разных чудищ расчистили ))))))))))

Aleksei81
17 января 2024 в 09:13 ответ macArdRi
macArdRi, индейский фольклор в принципе превозносит природу, ее зверей, а человек в ней лишь путник... Поэтому тут ничего этаково. У тех же эскимосов, полно легенд на эту тему, да и у остальных коренных народов Канады и США наверняка что-то подобное найдется. Тот же Киплинг в своем Маугли использовал схожий прием, где человеческий детеныш отождествлял себя с семейством волков, а пантера Багира, с которой сложились доверительные чувства, по замыслу Киплинга был самцом! Но вот наши мультипликаторы решили создать ее в образе самки, и образ настолько укоренился, что даже имя это стало нарицательным в среде девушек...
Aleksei81
16 января 2024 в 08:29
Мне мама выколола глазки,
Чтоб я в шкафу варенье не нашел.
Не вижу солнца я и не читаю сказки,

Зато я нюхаю и слышу хорошо!

Кстати, я помню ту историю про "чаплю", и да, в какой-то детской книжке, и в то время, как мы с супругой смущенно переглянулись, наш детсадовец заливался смехом и потом крепко-крепко спал! Милейший ребенок... Ну и многое зависит еще и от какой-то генетической памяти, что ли? Есть же люди, которые и во взрослой жизни бояться насекомых, особенно пауков... Но откуда взялся это страх? Есть те, которые просто не смотрит хорроров... Почему? Откуда у родителей, крепких по духу, появляется пугливый ребенок? При этом сознание ребенка, ведом ж, тем отличается от взрослого, что пока еще не "испорчено" потоком знаний и "не заражено" критическим мышлением. Поэтому ребенок, у которого развито воображение, преспокойно следует за условным котом в сапогах через долину мертвецов, потому что котик - его друг и проводник, с ним не страшно, и радуется женитьбе крестьянского сына на принцессе, пока на площади публично вешают родных братьев и отсекают голову королю... Нам, взрослым, этого не понять, и мы бунтуем против этого! За что??? Но вот... Но ребенок оценивает сразу два фрагмента: историю о путешествии и понимание того, что все сказанное всего лишь сказка! При этом и взрослыми, просматривая ужастики про наших любимых маньяков с мачете и бензопилой (Вурхиз и Кожаное лицо), мы, с одной стороны, сопереживаем за героев, понимая, что не все из них переживут ночь, с другой, мы понимаем, что история того же Вурхиза ограничена всего лишь временем фильма. Пойдут финальные титры - и все! Сказочке конец...
Гораздо страшнее реальность, в которой действительно существуют вполне себе люди-монстры!
Ну а сказки... Даже очень страшные, они ведь никуда не делись. Скорее, они переродились в городские легенды. Тут вам и история про путевого обходчика, которого сожрали крысы величиной с кошку, а тех, в свою очередь едет голодающие дети из детского дома в замерзающем Нью-Йорке; здесь и история про подростка, у которого ВиПиэНом вынесло мозг, несмотря на то, что у него была шапочка из фольги...
П.С. Кстати, о... Вы еще не смотрели "Бременских музыкантов", который детям (не) рекомендуются... ? Вот уж где страх и трепет!

Мама Стифлера
16 января 2024 в 12:01 ответ Aleksei81
Aleksei81, я согласна с вами, что ребенок иначе все воспринимает. Но он может и испугаться того, что кажется не самым страшным взрослому человеку. Да и чего угодно может испугаться)
Была такая песня героев мультика "Волшебник изумрудного города", и когда пел "железный дровосек", я от страха уши закрывала. Хотя там ничего страшного вообще не оказалось, когда я взрослая прослушала эти строки. Вот, если хотите, ссылка. Там вторая партия дровосека.

А, ещё прикол: Элли поет, что она возвратится с Тотошкою домой, а мне слышалось "с картошкою", и я думала, что она в магазин ходила)))

https://www.shazam.com/ru/track/209746313/%25D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25BA%25D0%25B0-%25D0%25B4%25D1%2580%25D1%2583%25D0%25B7%25D0%25B5%25D0%25B9-%25D0%25B8%25D0%25B7-%25D0%25BC-%25D1%2584-%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%2588%25D0%25B5%25D0%25B1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BA-%25D0%25B8%25D0%25B7%25D1%2583%25D0%25BC%25D1%2580%25D1%2583%25D0%25B4%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25BE-%25D0%25B3%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B0

macArdRi
16 января 2024 в 08:42
А в 1989 году выпустили чудесненькую такую книжку "Мифы сказки и легенды Бразилии".
Художник там оттянулся по полной программе, специально потом загуглил - некто А. Райхштейн.

Видимо это издание было не совсем детским, должно было насторожить ещё предисловие о 28 страницах с подробным анализом мифологи ии этнографии в рассчёте на университетское образование, но кто ж предисловия то читает?

macArdRi
16 января 2024 в 08:44

А вот эти милашки то что доктор прописал для детей младшего школьного возраста

Мама Стифлера
16 января 2024 в 12:02 ответ macArdRi
macArdRi, летучие обезьяны?
macArdRi
16 января 2024 в 12:20 ответ Мама Стифлера
Мама, В сертанах Сан-Висенте, протянувшихся близ реки Арагуая, есть гора по имени Морсего, что означает «Летучая мышь». В той горе есть огромная пещера с низким входом и с узким отверстием у самого свода, похожим на оконце. Там в незапамятные времена жили Купе-Диеб — существа с телом человека и с крыльями летучей мыши.
Как-то раз один индеец племени апинажё подстрелил оленя поблизости от горы Морсего и решил заночевать здесь, потому что было уже поздно. Но пока он спал, Купе-Диеб налетели темной тучей и размозжили ему череп своими топорами. Видя, что охотник не возвращается, его родичи пошли по его следам и нашли мертвое тело. Возле него на земле отпечатались следы многих ног, но все они сбились в кучу вокруг убитого и ниоткуда не тянулись и никуда не вели. Словно убийцы не приходили и не уходили.
После этого случая люди племени апинаже избегали приближаться к тем местам, особенно ночью, а уж отдыхать здесь и совсем боялись. Но вот как-то раз двое охотников оказались возле горы Морсего, когда уже совсем стемнело. С ними был мальчик. Они решили сделать привал и переночевать здесь, у подножия горы. Около полуночи услышали они пенье, доносившееся откуда-то из скалистых недр. Мальчик очень испугался, убежал и спрятался в густой зелени, далеко от места ночлега. Вскоре Купе-Диеб налетели, шурша черными крыльями, и убили обоих охотников. Но мальчик из своего укрытия видел все. Он побежал домой в деревню и рассказал о том, что случилось. Тогда воины племени апинаже со всех четырех деревень собрались вместе и двинулись против Купе-Диеб, решив перебить их всех до одного. Подойдя к скале Морсего, они загородили вход в пещеру, сложив перед ней целую гору сухих веток. И пока одни готовили костер, другие решили обойти скалу кругом, чтоб найти оконце пещеры. Однако это оказалось труднее, чем они полагали. И они все еще блуждали вокруг да около, не найдя чего искали, когда их товарищи уже зажгли огонь у входа в пещеру. Почуяв огонь, Купе-Диеб встрепенулись, и сбившимся роем, шумя крыльями, вылетели через верхнее оконце, и полетели к югу так быстро, что стрелы индейцев апинаже не успели ни сбить, ни хотя бы поранить ни одного из рукокрылых людей. Купе-Диеб улетели на юг, и говорят: они и сейчас живут где-то там, в той стороне.
Мама Стифлера
16 января 2024 в 13:18 ответ macArdRi
macArdRi, божественно.
Вот только не думаю, что младшему школьному возрасту это будет интересно. Написано взрослыми для взрослых, не детским языком. Ребенку это не понравится, вангую, и слушать не станет
macArdRi
16 января 2024 в 13:23 ответ Мама Стифлера
Мама, мне в детстве очень заходило как хоррор.
Мама Стифлера
16 января 2024 в 16:05 ответ macArdRi
macArdRi, возможно, мальчикам более интересно такое. Вряд ли мне в детстве бы зашло. Я уже лет с девяти читала что-то взрослое. "Искатели приключений" Гарольда Роббинса, например, были моей любимой книгой. Я любила отрицательных героев. Того же "ГНВ" Лермонтова прочитала задолго до того, как в школьной программе появился, и считала, что Печорин - самый крутой чел из всех, о ком я знаю. Вот поэтому детям и вредно читать книги не по возрасту :Р
macArdRi
16 января 2024 в 08:47

Ну и сказки конечно там тоже душевные.

КАК БАИРА ДОБЫЛ СТРЕЛЫ
У Баиры не было стрел. Для того чтобы их добыть, он снял луб с дерева и сплел из него большую змею. Потом влез в лубяную кожу и поплыл под водой к заводи, над которой стояла малока другого племени. Женщины, находившиеся на берегу, увидали большую змею, закричали и стали звать мужчин. Мужчины пришли и принесли с собой луки и много стрел. И они забросали большую змею стрелами. Когда вся лубяная кожа была покрыта стрелами, а в руках у мужчин остались только пустые луки, Баира нырнул в глубину и поплыл домой. Выплыв на берег, он вышел из кожи большой змеи, выдернул из нее все стрелы и положил их просушиться на солнце. Его друг увидел стрелы, сушившиеся на солнце, и спросил Баиру, где он их достал. Баира не хотел рассказывать, как ему удалось добыть стрелы. Друг настаивал. Баира сказал, что это очень опасно. Друг обещал, что никому не расскажет. Баира сказал ему, что надо сплести из луба большую змею и плыть к заводи, где живет другое племя. Друг так и поступил. Влез в лубяную кожу и пустился вплавь. Женщины, увидев змею, закричали и позвали мужчин. Мужчины прибежали с луками и стрелами. Мужчин было много. Они забросали змею стрелами, сказавши: «Та ушла, но эта не уйдет, нет». Одна из стрел попала в голову другу Баиры и убила его. Тогда лучники вытащили змею на берег, разрезали кожу и увидели друга Баиры. Они разрубили его тело на куски и зажгли огонь под решеткой, чтоб поджарить его мясо. Баира, видя, что друг не возвращается, отправился по суше к малоке другого племени. Подошел и попросил разрешения приблизиться. Ему разрешили. Баира спросил:
— Что вы жарите?
— Большую змею. Тот раз другая приплывала. Мы стреляли, стреляли, но она ушла. Теперь мы жарим эту.
Баира попросил у них мозг, печень, сердце и несколько косточек от черепа змеи. Они дали. Баира сделал маленькую корзинку, положил в нее все это и пошел домой. Там он дунул на сердце, мозг, печень и косточки от черепа своего друга. И кусочки мяса и косточки принялись стонать: О-о! О-о! О-о! II сразу же стал вырастать друг Баиры: сначала голова, потом плечи — и так до пояса. Но он не говорил и не двигался. Тогда Баира рассердился и разбросал по лесу косточки и кусочки мяса, которые превратились в птиц — гокко, агами и других, а также в зверей — агути и оленей.

Мама Стифлера
16 января 2024 в 16:06 ответ macArdRi
macArdRi, эм. Экранизацию бы посмотреть такой чудесной истории)
macArdRi
16 января 2024 в 16:49 ответ Мама Стифлера
Мама, Экранизацию? Бггг, я бы другую экранизацию посмотрел. Загуглите в бразильских сказках "череп который катился по дороге" или "Журупари и девушки + Похищение инструментов Журупари"
Мама Стифлера
16 января 2024 в 17:44 ответ macArdRi
macArdRi, окей, загуглю. Мерси
maleno4ka
16 января 2024 в 09:14
а то. "гроб на колесиках" многому научил
Cbeta
16 января 2024 в 11:31
М-да, я тот ребёнок что вырос на сказках Братьев Гримм)
Да что там сказки, достаточно сейчас этих хаги-ваги, эндермэнов и сереноголовых)
Туман Окутывающий
16 января 2024 в 11:34
«Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла» - ну пздц. Я бы такое и во взрослом возрасте не хотел прочитать - чисто психологически неприятно. Читая какой-то детектив или триллер ты хотя бы готов к тому, чтобы испытывать неприятные эмоции.
Aleksei81
16 января 2024 в 11:50 ответ Туман Окутывающий
Туман, ай, ну ладно тебе... Как это ты не припомнил детского стишочка: Ехали цыгане, кошку потеряли... Кошка сдохла, хвост облез, кто промолвит слово, тот ее и съест! А кто засмеется, тот кошачьей крови напьется..."
Туман Окутывающий
16 января 2024 в 12:09 ответ Aleksei81
Мы с вами на ты не переходили - смотрите, кому отвечаете.
Не помню такой стишок в детстве. Узнал в подростковом возрасте из одной серии "Универа" - и то думал, что Сильвестр Сергеевич специально так придумал. Про напиться впервые читаю.
Aleksei81
16 января 2024 в 13:10 ответ Туман Окутывающий
Туман, Мы с вами на ты не переходили - смотрите, кому отвечаете...
Не помню, но напомню, что тыкают не только вилкой в макароны... Порой в этом "ты" не меньше понимания и разумения... Но ладно: эй, Вы... давайте завершать разговор и не ругаться! И для универсализма перейдем на английский манер, на "ю", чтобы никому не было обидно!
Мама Стифлера
16 января 2024 в 13:14 ответ Туман Окутывающий
Туман, соглашусь. Много чего такого неприятного можно найти в детских книжках. Сейчас мне как-то не попадается, но в моем детстве сплошь и рядом были и такие сказки, и пословицы с поговорками. Жуть
grandmaus
16 января 2024 в 13:29 ответ Туман Окутывающий
Туман, по правилам сетевого этикета в интернете можно обращаться на "Ты" без предварительных расшаркиваний
Cbeta
16 января 2024 в 13:32 ответ grandmaus
grandmaus, т.е. на брудершафт уже пить моветон?)))
Туман Окутывающий
16 января 2024 в 14:08 ответ Мама Стифлера

Действительно жуть. Попытался вспомнить, попадались ли мне жуткие сказки, и не смог вспомнить. Даже если и были какие-то, где герои попадали в сложную ситуацию, то они выходили из неё победителями - или сами, или их спасали. Вы правильно выразили мысль: Всегда чувствуется, что добро непременно победит

Хорошо, что сейчас стали переосмысливать (хоть иногда и с перегибами) старые произведения, фильмы, и что они в себе несут.

Туман Окутывающий
16 января 2024 в 14:11 ответ grandmaus
Также по правилам сетевого этикета рекомендуется обращаться к незнакомым людям на вы. Если хочется более неформального обращения, стоит уточнить, готов ли человек перейти на ты. При этом деловые нормы изначально подразумевают общение на вы.
Туман Окутывающий
16 января 2024 в 14:18 ответ Aleksei81

Блин, не Сильвестр Сергеевич, а Андреевич.

И для универсализма перейдем на английский манер, на "ю", чтобы никому не было обидно! - my english is bad и огорчений, поэтому не получится((

grandmaus
16 января 2024 в 14:22 ответ Cbeta
Cbeta, смотря с кем
grandmaus
16 января 2024 в 14:37 ответ Туман Окутывающий
Туман, ну здесь же все свои
Aleksei81
16 января 2024 в 15:23 ответ grandmaus
grandmaus, ну это мы "свои", а "их " будут деловые...!!!
При этом деловые нормы изначально подразумевают общение на вы.)))
grandmaus
16 января 2024 в 16:41 ответ Aleksei81
Aleksei81, где витебскбиз и где деловые нормы?)
Aleksei81
16 января 2024 в 16:47 ответ grandmaus
grandmaus, ай да... Но Туман думает, они есть!)))
Туман Окутывающий
16 января 2024 в 19:41 ответ Aleksei81

Ну вообще сайт позиционирует себя как бизнес-портал, на котором помимо всего прочего проводятся и консультации специалистов, в т. ч. с соответствии деловыми нормами. Или вам было бы норм, если бы юрист или кто-то другой на ваш вопрос ответил так?))

"Лёх, братан, ты..."

Aleksei81
16 января 2024 в 19:55 ответ Туман Окутывающий
Туман, ияяя.. а мы на ты?))) Да ладно, ТЮман! ОкЮтываЮщий...
А мне так нра быть цитируемым!
Смотрю, клуб моих почитателей растёт!
У меня там вообще загашник цитат припасен!
Туман Окутывающий
16 января 2024 в 20:26 ответ Aleksei81

Мы - нет, потому и сделал замечание, АлЭксЭй восЭмдЭсятодЫн)))

Смотрю, клуб моих почитателей растёт! - смотрите не переоцените себя)

Туман Окутывающий
16 января 2024 в 20:37 ответ Aleksei81
И на вопрос, кстати, так и не ответили))
Aleksei81
16 января 2024 в 20:38 ответ Туман Окутывающий
Туман, ой, ну такой Ыроничный, ну прям как я... а гриш, почему "мы" на ты... Вот ты отзыв про водителей трамвая сегодня написал... Как мог... Но, главное, чисто и честно, от души... Так что, заканчивай ты эти мы-вы-ты... Здесь все свои! Для женского пола делаю исключение... С уважением к ним... А с парнями на ты... А иногда и матом!
Туман Окутывающий
16 января 2024 в 20:48 ответ Aleksei81
Здесь все свои! - здесь моих нет))
"Вот ты отзыв про водителей трамвая сегодня написал... Как мог... Но, главное, чисто и честно, от души... " - похвалил.
Для женского пола делаю исключение... С уважением к ним... А с парнями на ты... А иногда и матом! - затем обесценил, показав, что не уважаете/ешь))
Aleksei81
16 января 2024 в 21:01 ответ Туман Окутывающий
Туман, кого не уважаю? За что не уважаю? Набор фраз...
Знаешь что? Да пошли бы Вы! Довольны?
Туман Окутывающий
16 января 2024 в 21:05 ответ Aleksei81
Для женского пола делаю исключение... С уважением к ним... А с парнями на ты - к девушкам с уважением, а к парням нет, раз на ты. Яснопонятно))
Знаешь что? Да пошли бы Вы! - совет свой себе посоветуйте)
grandmaus
16 января 2024 в 21:06 ответ Туман Окутывающий
Туман, позиционировать – не значит быть
Aleksei81
16 января 2024 в 21:19 ответ Туман Окутывающий
Туман, какой вы... Недалёкий ... Одну фразу трактует, как хотите, другие не воспроизводите, считая, что и их никто не вспомнит? Почему нельзя к женщине относится с уважением, а к парням с пониманием и разумением, о чем мной было сказано многим выше? Но важно то, как кто и что понимает?
Туман - Барабан! Не иначе...
Туман Окутывающий
16 января 2024 в 21:51 ответ Aleksei81
Туман, какой вы... Недалёкий - а вы агрессивный.
Туман Окутывающий
16 января 2024 в 21:57 ответ Мама Стифлера
Вообще знаете, вызывает вопросы психическое состояние авторов, писавших такие "детские" сказки. Это ж надо додуматься до такого, что аж без включенного света спать невозможно. Хоть я вас и не знаю практически, но мне искренне жаль, что вы травмировались в таком раннем возрасте. Надеюсь, вы преодолели свою травму и она не ухудшает качество вашей жизни. Вопросы также и к тем, кто утверждал в печать такие сказки - ни у кого похоже не возникли мысли вроде "Серьёзно, это для детей?. Нет, мы такое печать не будем".
Aleksei81
16 января 2024 в 22:01 ответ Туман Окутывающий
Туман, это реакция от дурачья...
Туман Окутывающий
16 января 2024 в 22:02 ответ Aleksei81
Всё время быть серьёзным скучно.
Мама Стифлера
17 января 2024 в 00:35 ответ Туман Окутывающий
Туман, многие сказки были народными

Да и если у них и были авторы, то во времена охоты на ведьм или публичной казни на площади вряд ли придавали значение сказкам. Тогда вообще дети считались просто "маленькими взрослыми", и никто не думал относиться к ним бережнее.

Далее. Например, "Золотой ключик" - это "римейк" книги Коллоди про Пиноккио. У Коллоди Мальвина была призраком, а Пиноккио в конце разбойники подвесили на сук.

Андерсон вообще страдал всякими расстройствами психики, и писал не только для детей, но и для взрослых. А детей вообще боялся.

Братья Гримм собирали немецкий фольклор, поэтому их сказки такие стремные.

Гоголь вообще был крайне странным человеком и социофобом.

Так что хорошо, что основную часть сказок адаптировали пол наши реалии, а что не адаптировали, то мы сейчас и обсуждаем.

В советское время не было такой рефлексии по поводу того, что можно и нельзя детям. Тогда и ремнем драть за все подряд было почти что нормой.

Спасибо, конечно, давно все забылось) я больше не боюсь цапель - ни живых, ни дохлых))

Мама Стифлера
17 января 2024 в 00:39 ответ Aleksei81
Aleksei81, Туман, вот это я "сходила за хлебушком" O_o
Туман Окутывающий
17 января 2024 в 00:41 ответ Мама Стифлера
Повышали активность как могли.
Туман Окутывающий
17 января 2024 в 00:43 ответ Мама Стифлера
В советское время не было такой рефлексии по поводу того, что можно и нельзя детям. Тогда и ремнем драть за все подряд было почти что нормой. - более того "нормой" считается некоторыми и сейчас. Серьёзно, при мне сотрудница, молодая девушка приблизительно моего возраста, другой такой же молодой рассказывала, что её в детстве били, и она тоже будет бить своего ребёнка.
Мама Стифлера
17 января 2024 в 01:36 ответ Туман Окутывающий
Туман, может, и к лучшему, если у нее не будет детей ,если ещё нет. Чем с покалеченной психикой
Aleksei81
17 января 2024 в 03:42 ответ Мама Стифлера
Мама, да не, я чо? А он чего?
Туман Окутывающий
17 января 2024 в 06:11 ответ Мама Стифлера
Да в наших СНГшных странах многим нельзя рожать, в том числе и из-за того, чтобы с искалеченной психикой не калечить детскую.
Aleksei81
17 января 2024 в 08:02 ответ grandmaus
grandmaus, "им" не втыкнуть!
Mexicanetz
16 января 2024 в 14:40
Какой редкостный бред.

Мамо не слушала уголок акра. Но самое важное, Мамо не читало николайвасилича (нашевсе!) Корнейчука. Он же корней Иванович Чуковский. Замечательная книга, называется от двух до пяти. Прямо уголовная статья.

Так в ней русским по белому напечатано буковкаии, что в жизни каждого ребенка есть период, когда он знакомится со смертью и ее состояниями. И что лучше ребенку пройти этот этап вовремя, иначе получаемые с осознанием смерти кошмары будут долго мучать психику. В юном возрасте полученная травма быстро проходит и забывается, там психика не только мягкая, но и упругая, она отбросит и забудет кошмар. А вот в более взрослом, лет 9+, возрасте, психика может и поломаться.
И как это советский ребенок не читал такую книгу? Ума не приложу. Я в 8 прочел от корки до корки

Мама Стифлера
16 января 2024 в 15:32 ответ Mexicanetz
Mexicanetz, на вас и сказалось)
Qwerty12
16 января 2024 в 22:03
У меня был сборник балтских (вроде) сказок. Так вот, смерть и убийства были в каждой сказке, в основном резали ножом или четвертовали. Меня это удивляло, но не пугало.
А испугаться ребенок может самых неожиданных вещей. Читала историю, когда ребенку ветром сдуло шапку и с тех пор он впадал в истерику каждый раз при малейшем дуновении ветра.
Сам Такой
16 января 2024 в 23:06
Люблю русские народные сказки. Там старший брат всегда злодей. А младший хоть и дурачок, но в конце всегда побеждает.
Мама Стифлера
17 января 2024 в 00:38 ответ Сам Такой
Сам, а я белорусские люблю. Читаешь на мове, и как-то так душевно и тепло становится ... Не про золотую рыбку, а "з рога усяго многа", не про богатырей, а про асiлкау, или "каток - халаты лабок",хоть иди и перечитывай..