Наверное, у каждого из нас есть такое тёплое воспоминание: вечер, вы в постельке, а мама или бабушка читает сказку. Я очень любила слушать сказки, представлять себе героев и их приключения. Сопереживала, радовалась вместе с ними и болела за них.
Но однажды в моей детской, ничем не омрачённой жизни, случился один эпизод. Он меня очень напугал и надолго выбил из колеи. Мне было около пяти лет. Однажды мы лежали в кровати перед сном, бабушка читала мне какую-то книжку, в которой были написаны скороговорки. Одна из них была следующего содержания: «Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла» (это была детская книжка, да-да). Мы почитали и легли спать. А ночью мне приснился сон, который я помню до мелочей. Мне приснилась дохлая цапля. Белая, с раскрытым клювом, она лежала на берегу моря, и волны поглаживали её безжизненную тушку. И от неё стоял терпкий запах дрожжей. Помните, такие дрожжи из квадратного брикетика? Моя мама делала из них маску для лица и я очень хорошо знала этот запах. Только во сне ими пахла дохлая цапля: дрожжами, тоской, безысходностью и диким ужасом.
Я заорала так, что от крика сама и проснулась. Было раннее утро, часов пять. На крик прибежала бабушка, включила свет и стала спрашивать, что случилось. «Дохлая цапля!» — рыдала я. Самое неприятное, что я стала просыпаться каждое утро, совсем рано, в страхе. Бабушки не было в комнате, было темно, и сразу вспоминалась распластанная цапля и ночные ужасы, связанные с ней. Бабушка стала оставлять свет в соседней комнате. Так, я просыпалась, видела свет, успокаивалась и засыпала дальше. И это продолжалось довольно долго, пока наконец, кошмары не оставили меня в покое. Но больше я просила эту книжку мне не читать.
Прошло уже более тридцати лет с того эпизода, и я сама уже мама, и вдруг я осознала, что некоторые книжки не то что читать, но и показывать детям нельзя.
Сначала я призадумалась. Может, я утрирую? Взять, к примеру, сказку про Синюю Бороду. Добрая сказочка? Вряд ли. Но я её в детстве любила. А сегодня думаю, стоит ли рассказывать детям про дядьку, который держал трупы жён в своём доме. Может, став взрослой и уже хорошо всё понимая, я прихожу в ужас от сюжета, а ребёнку всё равно: для него это просто история, которая в итоге заканчивается хорошо?
Однако я тут же вспомнила про свою цаплю. И о том, что никогда не знаешь, где выстрелит. Вдруг этот подвал с трупами будет сниться ребёнку? Или разовьётся фобия и страх спускаться в тёмный погреб, например?
Некоторые сказки вообще не предназначены для чтения детям. Взять хотя бы Ганса Христиана нашего Андерсена. Ну, кто из нас, скажите, не любил читать про Русалочку, Гадкого утёнка или Дюймовочку?
А теперь вспомните другие сказки Г.Х. Андерсена, от которых кровь стынет в жилах:
«Девочка со спичками» — про маленькую нищую девочку, которая замёрзла в канун рождества на улице.
«Девочка, наступившая на хлеб» — о спесивой девочке, попавшей в ад за гордыню.
«Красные башмачки» — адский трэш от начала и до конца. Про девушку, которая танцевала по лесам и кладбищам с утра до ночи, пока ей не отрубили ноги, потому что к ногам приросли красные башмачки. В итоге её сердце разорвалось, когда она получила прощение.
Впрочем, у Андерсена можно найти ещё пару-тройку страшных сказочек. А давайте вспомним небезызвестных Братьев Гримм. Ну, например, «Сказку про можжевельник». В этой милой сказочке мачеха отрубила пасынку голову тяжёлой крышкой от сундука, потом привязала голову платком обратно, чтобы подстроить так, будто это её дочка сама брату голову отбила. После чего она порубила мальчика и сварила в супе. Так что вот так. Ставьте лайк, подписывайтесь, жмите на колокольчик. Точнее, по старинке сходите в библиотеку и возьмите «Сказки Братьев Гримм», там ещё много чего будет. Например , «Сказка о том, кто ходил страху учиться», «Бедный мальчик в могиле», «Могильный холм» и прочие. Стивен Кинг нервно курит.
Можно вспомнить и русские сказки. Например, «Медведь — липовая нога», в которой дед отрубил ногу медведю, баба сварила из неё суп, а медведь всё ходил к их дому, скрипя липовой ногой, чтобы ему вернули конечность.
Собственно, к чему я веду. Всё зависит от возраста ребёнка. Если ребёнок маленький, то какая бы мораль не содержалась в недоброй страшной сказке, она себя не оправдывает. Много добрых, тёплых, уютных сказок, которые можно рассказать. Даже когда там встречается зло, Белоснежка умирает из-за яблока или баба-яга хочет изжарить Иванушку в печке, в этом нет настоящего леденящего ужаса. Всегда чувствуется, что добро непременно победит. А это и нужно ребёнку: ощущение безопасности его детского хрупкого мира. Страшные сказки лучше оставить для подростков, чтобы было что рассказать в лагере (сейчас ведь это ещё делают, да?). Также страшные сказки могут стать причиной неврозов и кошмаров у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
С другой стороны, сказки по возрасту помогают ребёнку справиться с собственными страхами, прожить и пережить их. Но при условии, если ребёнок, конечно, не сверхчувствительный. Слишком восприимчивым детям в любом возрасте лучше воздержаться от чтения особо страшных сюжетов.
А как вы считаете, все ли сказки можно читать детям? Каких сказок боялись в детстве вы? Предлагаю обсудить.
Подготовила: Малефисента
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter. Хотите поделиться тем, что произошло в Витебске? Напишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.
.......
И так обошла абсолютно всех зверей, которых вначале указал ягуар, при этом особо подчёркивается, что с каждым провела ночь... Зато потом детей родила таких что всю землю от разных чудищ расчистили ))))))))))
Зато я нюхаю и слышу хорошо!
Кстати, я помню ту историю про "чаплю", и да, в какой-то детской книжке, и в то время, как мы с супругой смущенно переглянулись, наш детсадовец заливался смехом и потом крепко-крепко спал! Милейший ребенок... Ну и многое зависит еще и от какой-то генетической памяти, что ли? Есть же люди, которые и во взрослой жизни бояться насекомых, особенно пауков... Но откуда взялся это страх? Есть те, которые просто не смотрит хорроров... Почему? Откуда у родителей, крепких по духу, появляется пугливый ребенок? При этом сознание ребенка, ведом ж, тем отличается от взрослого, что пока еще не "испорчено" потоком знаний и "не заражено" критическим мышлением. Поэтому ребенок, у которого развито воображение, преспокойно следует за условным котом в сапогах через долину мертвецов, потому что котик - его друг и проводник, с ним не страшно, и радуется женитьбе крестьянского сына на принцессе, пока на площади публично вешают родных братьев и отсекают голову королю... Нам, взрослым, этого не понять, и мы бунтуем против этого! За что??? Но вот... Но ребенок оценивает сразу два фрагмента: историю о путешествии и понимание того, что все сказанное всего лишь сказка! При этом и взрослыми, просматривая ужастики про наших любимых маньяков с мачете и бензопилой (Вурхиз и Кожаное лицо), мы, с одной стороны, сопереживаем за героев, понимая, что не все из них переживут ночь, с другой, мы понимаем, что история того же Вурхиза ограничена всего лишь временем фильма. Пойдут финальные титры - и все! Сказочке конец...
Гораздо страшнее реальность, в которой действительно существуют вполне себе люди-монстры!
Ну а сказки... Даже очень страшные, они ведь никуда не делись. Скорее, они переродились в городские легенды. Тут вам и история про путевого обходчика, которого сожрали крысы величиной с кошку, а тех, в свою очередь едет голодающие дети из детского дома в замерзающем Нью-Йорке; здесь и история про подростка, у которого ВиПиэНом вынесло мозг, несмотря на то, что у него была шапочка из фольги...
П.С. Кстати, о... Вы еще не смотрели "Бременских музыкантов", который детям (не) рекомендуются... ? Вот уж где страх и трепет!
А, ещё прикол: Элли поет, что она возвратится с Тотошкою домой, а мне слышалось "с картошкою", и я думала, что она в магазин ходила)))
Видимо это издание было не совсем детским, должно было насторожить ещё предисловие о 28 страницах с подробным анализом мифологи ии этнографии в рассчёте на университетское образование, но кто ж предисловия то читает?
А вот эти милашки то что доктор прописал для детей младшего школьного возраста
Ну и сказки конечно там тоже душевные.
КАК БАИРА ДОБЫЛ СТРЕЛЫ
У Баиры не было стрел. Для того чтобы их добыть, он снял луб с дерева и сплел из него большую змею. Потом влез в лубяную кожу и поплыл под водой к заводи, над которой стояла малока другого племени. Женщины, находившиеся на берегу, увидали большую змею, закричали и стали звать мужчин. Мужчины пришли и принесли с собой луки и много стрел. И они забросали большую змею стрелами. Когда вся лубяная кожа была покрыта стрелами, а в руках у мужчин остались только пустые луки, Баира нырнул в глубину и поплыл домой. Выплыв на берег, он вышел из кожи большой змеи, выдернул из нее все стрелы и положил их просушиться на солнце. Его друг увидел стрелы, сушившиеся на солнце, и спросил Баиру, где он их достал. Баира не хотел рассказывать, как ему удалось добыть стрелы. Друг настаивал. Баира сказал, что это очень опасно. Друг обещал, что никому не расскажет. Баира сказал ему, что надо сплести из луба большую змею и плыть к заводи, где живет другое племя. Друг так и поступил. Влез в лубяную кожу и пустился вплавь. Женщины, увидев змею, закричали и позвали мужчин. Мужчины прибежали с луками и стрелами. Мужчин было много. Они забросали змею стрелами, сказавши: «Та ушла, но эта не уйдет, нет». Одна из стрел попала в голову другу Баиры и убила его. Тогда лучники вытащили змею на берег, разрезали кожу и увидели друга Баиры. Они разрубили его тело на куски и зажгли огонь под решеткой, чтоб поджарить его мясо. Баира, видя, что друг не возвращается, отправился по суше к малоке другого племени. Подошел и попросил разрешения приблизиться. Ему разрешили. Баира спросил:
— Что вы жарите?
— Большую змею. Тот раз другая приплывала. Мы стреляли, стреляли, но она ушла. Теперь мы жарим эту.
Баира попросил у них мозг, печень, сердце и несколько косточек от черепа змеи. Они дали. Баира сделал маленькую корзинку, положил в нее все это и пошел домой. Там он дунул на сердце, мозг, печень и косточки от черепа своего друга. И кусочки мяса и косточки принялись стонать: О-о! О-о! О-о! II сразу же стал вырастать друг Баиры: сначала голова, потом плечи — и так до пояса. Но он не говорил и не двигался. Тогда Баира рассердился и разбросал по лесу косточки и кусочки мяса, которые превратились в птиц — гокко, агами и других, а также в зверей — агути и оленей.
Действительно жуть. Попытался вспомнить, попадались ли мне жуткие сказки, и не смог вспомнить. Даже если и были какие-то, где герои попадали в сложную ситуацию, то они выходили из неё победителями - или сами, или их спасали. Вы правильно выразили мысль: Всегда чувствуется, что добро непременно победит
Хорошо, что сейчас стали переосмысливать (хоть иногда и с перегибами) старые произведения, фильмы, и что они в себе несут.
Блин, не Сильвестр Сергеевич, а Андреевич.
И для универсализма перейдем на английский манер, на "ю", чтобы никому не было обидно! - my english is bad и огорчений, поэтому не получится((
Ну вообще сайт позиционирует себя как бизнес-портал, на котором помимо всего прочего проводятся и консультации специалистов, в т. ч. с соответствии деловыми нормами. Или вам было бы норм, если бы юрист или кто-то другой на ваш вопрос ответил так?))
"Лёх, братан, ты..."
Мы - нет, потому и сделал замечание, АлЭксЭй восЭмдЭсятодЫн)))
Смотрю, клуб моих почитателей растёт! - смотрите не переоцените себя)
Да и если у них и были авторы, то во времена охоты на ведьм или публичной казни на площади вряд ли придавали значение сказкам. Тогда вообще дети считались просто "маленькими взрослыми", и никто не думал относиться к ним бережнее.
Далее. Например, "Золотой ключик" - это "римейк" книги Коллоди про Пиноккио. У Коллоди Мальвина была призраком, а Пиноккио в конце разбойники подвесили на сук.
Андерсон вообще страдал всякими расстройствами психики, и писал не только для детей, но и для взрослых. А детей вообще боялся.
Братья Гримм собирали немецкий фольклор, поэтому их сказки такие стремные.
Гоголь вообще был крайне странным человеком и социофобом.
Так что хорошо, что основную часть сказок адаптировали пол наши реалии, а что не адаптировали, то мы сейчас и обсуждаем.
В советское время не было такой рефлексии по поводу того, что можно и нельзя детям. Тогда и ремнем драть за все подряд было почти что нормой.
Спасибо, конечно, давно все забылось) я больше не боюсь цапель - ни живых, ни дохлых))
Мамо не слушала уголок акра. Но самое важное, Мамо не читало николайвасилича (нашевсе!) Корнейчука. Он же корней Иванович Чуковский. Замечательная книга, называется от двух до пяти. Прямо уголовная статья.
Так в ней русским по белому напечатано буковкаии, что в жизни каждого ребенка есть период, когда он знакомится со смертью и ее состояниями. И что лучше ребенку пройти этот этап вовремя, иначе получаемые с осознанием смерти кошмары будут долго мучать психику. В юном возрасте полученная травма быстро проходит и забывается, там психика не только мягкая, но и упругая, она отбросит и забудет кошмар. А вот в более взрослом, лет 9+, возрасте, психика может и поломаться.
И как это советский ребенок не читал такую книгу? Ума не приложу. Я в 8 прочел от корки до корки