НАДТ имени Якуба Коласа поставил спектакль о пациентах и врачах. И немного о Мольере

18 февраля 2024 в 06:00
Поделиться
Класснуть
Отправить

Какие вы знаете книги или фильмы о врача и докторах? Мне сразу вспоминается «Доктор Айболит». Самый добрый и, как думалось в детстве, всесильный медик. Он хоть по факту и ветеринар, но я был уверен, что Айболит смог бы вылечить и человека. Потом приходят на ум современные сериалы типа «Клиники» и «Доктора Хауса»…

Как любитель Булгакова, с радостью читал, а потом смотрел разные киноверсии «Записок юного врача» и «Морфия». И когда увидел на афише нашего Национального драмтеатра имени Якуба Коласа премьеру «Нібыта хворы» (по-русски звучит как «Мнимый больной»), то заинтересовался, как артисты передадут знаменитую классическую комедию Жана Батиста Мольера о врачах на сцене.

Вообще, перед тем как смотреть фильм или спектакль, стараюсь знакомиться с историей создания, с биографией авторов. И в этом случае совсем не зря.

Оказывается, к врачам Мольер относился мягко сказать иронично. Это ярко отразилось в девяти комедиях, непосредственно посвящённых французским медицинским специалистам XVII века. Первая пьеса — «Влюблённый доктор», последняя — «Мнимый больной». Плюс к этому, во многих других сценических изысканиях автор использовал разнообразные отсылки к медицине и врачебному жаргону.

Почему же Мольер так не любил докторов? Для самого автора — причин предостаточно. С детства он заикался, ввиду сложной работы драматургом-режиссёром-актёром-директором театра страдал ипохондрией и неврастенией, у него развились расстройство пищеварения, а в конце жизни туберкулёз лёгких. Но окончательно избавить Мольера от болезней не смог ни один доктор. Конечно, нельзя сравнивать тогдашний уровень медицины с современным. Но от этого Мольеру, наверное, было не легче.

Судьба поступила с Мольером также саркастично, как он поступал с медиками в своих пьесах. В 1673 году, во время четвёртого премьерного показа спектакля «Мнимый больной» в театре ПалеРояль, Мольеру стало чрезвычайно плохо. Он играл главную роль Аргана, богатого скупого старика, окружившего себя докторами, которые в открытую обманывают пациента, чтобы вытянуть из него побольше денег. Прямо на сцене у Мольера начались судороги и приступы кашля. Публика аплодировала и смеялась, воспринимая всё как непревзойдённые шедевры актёрской игры.

Спектакль не был доигран, Мольера доставили домой в агонии. Но врачи отказались помочь драматургу, а церковники, которых Мольер любил не больше медиков, не стали хоронить нераскаявшегося грешника, какими считали тогда всех артистов. И только король Людовик XIV смог отменить запрет. Мольер был похоронен ночью, без обрядов, за оградой кладбища — там, где хоронили самоубийц. Совсем не комедийная история…

Вернёмся к спектаклю. Сюжет прост. Скупой Арган (Алексей Анисеня, Евгений Береснев) тратит деньги исключительно на лечение себя любимого. Но ему оказывается этого мало. И «мнимый больной» собирается отдать свою дочь Анжелику (Ксения Каминская, Дарья Французова) замуж за Тома (Антон Барановский, Роман Волот), сына доктора Диафуаруса (Тимур Жусупов, Юрий Цвирко), чтобы в семье был свой бесплатный врач.

Анжелика же влюблена в Клеанта (Дмитрий Коваленко, Дмитрий Филимоненков). Мачеха Анжелики (Раиса Грибович, заслуженная артистка Республики Беларусь Татьяна Лихачёва) всяческими способами пытается стать единой наследницей богатства мужа, а падчерицу отдать в монастырь. На помощь Анжелике приходит служанка Туанетта (Виктория Шамардина, Елена Шерепченко), которая с помощью Беральда, брата Аргана (Пётр Ламан, заслуженный артист Республики Беларусь Георгий Лойко) помогает влюблённым получить благословение Аргана.

В общем, спектакль интересен. В первую очередь, способом игры. Другие постановки Коласовского театра — в той или иной степени психологичны. «Нібыта хворы» — спектакль театра игры, театра масок. Фарсовые приёмы, буффонада, гротеск — этим наполнен спектакль. В классических для времён Мольера интермедиях использованы даже куклы.

Актёры не столько переживают образы, сколько открыто играют их, профессионально разыгрывают. В этом, наверное, и есть идея главного создателя спектакля Сергея Толкача — показать насколько мы бываем похожи на свои отражения в кривом зеркале негативных стремлений и чувств. Как одевая на себя маски обмана, измены, безразличия, предательства, мы постепенно становимся ничем не отличимыми от них. Это смешно. Это иронично. И порой грустно. Потому, наверное, и жанр спектакля — комедия масок.

«Нібыта хворы» — дебют Сергея Толкача в качестве режиссера драматической сцены. Я считаю, дебют удачный. Сергей Толкач хорошо известен в Витебске как актёр Белорусского театра «Лялька», хореограф, танцор театра-студии современного танца Дианы Юрченко, преподаватель Витебского колледжа культуры и искусств. В этом году заканчивает московский ГИТИС по режиссуре.

Характер спектакля поддерживают нарочито яркие хореографические и пластические номера в постановке Дианы Юрченко, богатые костюмы известного в Беларуси театрального художника Елена Игруша. Сценография же очень условно похожа на дом богатого человека: всего один стол, заполненный клистирами, и несколько лавок, фамильный герб над головами. Объёмную картину создает разнообразное, соответствующее характеру сцен световое и музыкальное оформление.

Также весьма привлекает стремление Сергея Толкача и коласовцев создать второй план спектакля: взаимодействие артиста с театром и своим образом. В начале спектакля, когда актёры наигрывая вспоминают имя драматурга, после в монологе Аргана о драматургах, унижающих врачей, во взгляде главного героя, когда он остаётся один на сцене в конце постановки… Тут видны не герои, не роли, а актёры со своими простыми проблемами, которые есть и сейчас, и были во времена Мольера.

Интересен и образ Смерти (Зинаида Гурбо, заслуженная артистка Республики Беларусь Тамара Скворцова), которого нет в оригинале пьесы. Она несколько раз проходит по сцене, как бы напоминая о конце жизни героя, и отсылая зрителей к судьбе Мольера.

Сюжет спектакля и пьесы заканчивается весьма логично. Все вокруг разыгрывают для Аргана посвящение в доктора. В короне из клистиров, он стоит на золотом горшке, улыбающийся, восторженный, всем довольный. Теперь он сам себе доктор. Теперь может лечить себя сам и не тратить ни монеты на врачей и фармацевтов. Главное, чтобы не стал лечить других. Может быть, в том числе и об этом думает главный герой-артист, в тишине смотря в зал.

Автор: Олег Сербин. Фото из интернет-ресурсов НАДТ имени Якуба Коласа

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.